Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Аббас II

— шах персидский (1642—1666), внук Аббаса I, победитель монголов. При нем происходили жестокие преследования евреев, описанные в рифмованной хронике современного ему персидско-еврейского поэта Бабая ибн-Лутфа. Первый указ шаха, повелевавший евреям принять ислам, относится к 1656 г. Поводом к указу послужило то обстоятельство, что у испаганских евреев были найдены украшения с дорогого кинжала, который был украден у шаха его садовником. Шах сильно разгневался на евреев, купивших краденую вещь и отрицавших свою виновность; он приказал умертвить некоторых евреев, а прочих изгнать из города. Великий визирь (Мохаммед-бей), которого автор хроники изображает вторым Гаманом, посоветовал лучше обратить евреев в мусульманство и сам взялся привести в исполнение свой совет. В Испагани он предоставил евреям на выбор: либо немедленно оставить город, бросив имущество и все дела, либо принять ислам и получить из казны по 2 золотых томана на человека и, кроме того, 5000 золотых на всех единовременно и 15000 на женщин. Евреи согласились на это. Многие, попрятавшиеся было при первом известии об указе, теперь стали являться за получением причитавшихся им денег. В Кашане представители еврейской общины вынуждены были публично произнести символ веры ислама и съесть мяса с молоком в знак отречения от еврейства, после чего визирь подарил всем этим неофитам новое платье; когда же через месяц шах приказал выдать им по золотому томану, визирь удержал в свою пользу стоимость полученного ими платья. Сообщение о деньгах, выдававшихся новообращенным евреям, подтверждает и француз Шарден, живший одно время при дворе А. Он говорит, что в свое время Аббас I выдавал по 400 франков на мужчину и 300 на женщину, и то же делал Аббас II (Chardin, Voyage en Perse, VI). Автор хроники делит всех новообращенных на 3 группы: к первой, самой многочисленной, принадлежали евреи, бывшие внешним образом мусульманами, на деле же остававшиеся иудеями и не работавшие по субботам; ко второй принадлежали такие, которые прятались только по субботам и читали Тору и Таргум; лишь незначительная часть обращенных совсем порвала с еврейством. Хану провинции Гамадан также удалось обратить в ислам тамошних евреев, причем он роздал по золотому томану на человека; но когда он прибыл в Испагань для того, чтобы получить из казны розданные им из собственных средств деньги, великий визирь ему отказал. Тогда хан, вернувшись домой, позволил евреям снова исповедовать иудейство, но потребовал за это с каждого по 2 томана. Услыхав об этом, великий визирь сделал ему выговор. Хан, захватив представителей еврейской общины, снова объявил их мусульманами и отпустил не раньше, чем получил по 3 томана с человека штрафа за временное отпадение от мусульманства. Такие же события происходили и в других частях Персии. Только жители Фарах-абада, основываясь на том, что они люди знаменитого "Лала-зара" (Элеазара; см. Аббас I) и живут отдельно от мусульман, отстояли право исповедовать свою религию, но должны были в знак принадлежности к еврейству носить на шее колокольчик, красный колпак на голове и железные кольца. За большие деньги они откупились от этого унижения. В Куме начальник города убедил евреев принять ислам, обещав им большие подарки и льготы, а также разрешив им сохранить еврейские книги (Тору). Он действительно сдержал обещание; но, узнав через некоторое время, что новообращенные втайне соблюдают еврейские посты, подвергают обрезанию детей своих и совершают ритуальный убой животных, он приказал уничтожить еврейские книги, говоря: "Доколе Тора будет у вас, вы не сумеете вырвать из сердца свою старую веру". Евреям города Хунсара удалось выхлопотать у шаха, помимо великого визиря, дозволение исповедовать свою религию; но когда об этом впоследствии узнал визирь, он сделал строгий выговор хану Луристанскому и последний, бывший сначала другом евреев, заставил их произнести символ веры ислама; от публичного вкушения мяса с молоком им удалось откупиться. Когда через некоторое время хану донесли, что новообращенные соблюдают субботу, и он сам убедился, что они в этот день сидят дома и, по старому обычаю, читают книги, в лавках же, хотя они и открыты, под разными предлогами не торгуют, он пригрозил им смертью, если они не откажутся от своей прежней религии. С этого времени евреи стали творить мусульманские молитвы и посылать детей своих в мусульманские школы. Жители Шираза и Лара послали депутацию к шаху из наиболее красивых еврейских девушек; таким образом им удалось выхлопотать позволение остаться при старой вере, но с условием жить отдельно от мусульман и платить ежегодно по два золотых поголовной подати. В Иезде евреи сумели при помощи подарков заинтересовать в своем деле многих мусульман, которые отправились в Испагань просить шаха за евреев; ходатайство увенчалось успехом, и шах дозволил евреям остаться в Иезде и исповедовать свою веру. — В то время как светские власти так насиловали религиозную совесть евреев, за последних заступился представитель персидского духовенства, шиитский мулла Мухсин, который указал шаху, что пророк запретил обращать евреев насильно и что Тора Моисея не отменена. Когда же визирь заметил, что евреи обратились в ислам добровольно, мулла воскликнул: "Ты употребил силу против этого народа! Ты выгнал их из домов, лишил их и детей всякого убежища и не оставил им иного выхода, кроме принятия ислама. Устами они произнесли исповедание веры, но как сердцу их порвать с тем, к чему они привыкли?" Тогда, по предложению визиря, послали мирзу Масуди (одного из единомышленников визиря) спросить у испаганских евреев, кто из них хочет остаться при старой вере. Предполагая подвох, спрошенные сначала не хотели признать себя евреями, но посланцу удалось убедить их, что шах дарует им по предстательству Мухсина свободу вероисповедания; тогда они все объявили себя евреями, в ближайшую субботу открыли синагогу и свободно совершили богослужение. Но на следующий день на улицах Испагани было объявлено, что евреи обязаны носить на платье ленту в знак принадлежности к еврейству; когда же бывшие мусульмане появились с этим знаком на базаре, они подверглись оскорблениям и побоям со стороны правоверных. Кроме того, с них потребовали возвращения денег, полученных при обращении, и подати за все то время, что они считались мусульманами и в качестве таковых были свободны от нее. Так как многие не могли тотчас же заплатить всю причитавшуюся с них сумму, то их дома были назначены в продажу, а сами они были загнаны в запущенный "Соловьиный парк", находившийся на расстоянии парасанга от Испагани. Там их долго держали без пищи и подвергали побоям до тех пор, пока они снова не изъявили согласия стать мусульманами. Мирза Масуди милостиво принял раскаявшихся и заставил каждого опять произнести формулу ислама, старикам приказал выкрасить бороды в черный цвет, синагогу же велел разрушить. Такие сцены происходили и в других местах. Пять лет продолжались эти бедствия евреев; они прекратились в 1661 г. после падения великого визиря. По ходатайству евреев шах снова позволил им исповедовать еврейскую веру и запретил оскорблять тех, которые отреклись от насильно навязанного им ислама. О гонении на евреев в царствование Аббаса II имеются сведения у армянского историка Аракела Тавризского (см. французский перевод его истории, Livres d'histoire, гл. 36) и в вышедшем в 1669 г. английском сочинении History of three Impostors, цитируемом Basnage'м в его Histoire des Juifs и Schudt'ом в Jüd. Merkwürdigkeiten. В этом сочинении рассказывается, что шах Аббас II нашел в бумагах Аббаса I документ, из которого видно, что евреи дали следующее обещание: если по истечении 70 лет Мессия не явится, они станут мусульманами. Аббас II и потребовал от евреев, под страхом смерти, исполнения этого обещания. Началось жестокое гонение, свирепствовавшее в Ширазе, Гиляне, Гамадане и других провинциях Персии целых три года, до самой смерти шаха. — Ср. "Китаб Ануси" Бабая ибн-Лутфа (Rev. Et. Juiv. 1906, 75—97, 105—108, 242—271).

Π.

Раздел5.




   





Rambler's Top100