Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Абимелех, царь Герара

(Abimilki, финикийское имя на ассирийских надписях) — библейский царь Герара, с которым приходили в соприкосновение и Авраам, и Исаак (Быт., 20, 2—18 и 26, 6—10). Оба рассказа сходны в подробностях (как Авраам, так и Исаак выдают своих жен за сестер), почему библейские критики и полагают, что в основании обоих лежит одна и та же легенда.

Раздел1.

В агадической литературе А. изображается как один из немногих благочестивых людей среди язычников (Мидр. к Пл. Иерем., 39). Он был наделен пророческим даром (Bereschith rabba 52). Его попытка овладеть Саррой (Быт., 20) объясняется тем, что у A. не было детей и что браком с такой благочестивой женщиной, как Сарра, он надеялся получить благословение на потомство. И когда Михаил, ангел хранитель Авраама, сошел с неба и мечом своим хотел убить Α., последний сказал в свое оправдание, что он решительно и безусловно не считал своего поступка противозаконным и что он "сделал это в простоте сердца своего и в чистоте рук своих" (Pirke rabbi Eliahu, 26). Дружественный союз, заключенный между Авраамом и Α., в ознаменование чего Авраам подарил своему союзнику 7 овец, дает повод агадисту указать на вероломство филистимлян, потомков А. Бог как бы говорил Аврааму: "7 агниц дал ты A., а его потомки за то погубят 7 лучших сыновей твоих: Шимшона, Хафни, Пинхаса, Саула и его трех сыновей; 7 агниц дал ты ему, а его потомки разрушат 7 святилищ твоего народа: Скинию собрания, святилища в Гилгале, в Нобе, в Гибеоне, в Силоаме и оба храма Иерусалимские; 7 агниц дал ты ему, а за то филистимляне продержат 7 месяцев кивот завета в своих владениях" (Bereschith rabba, 54, и параллельные места). Весьма характерно изображает агада враждебные отношения А. к Исааку, источником которых было чувство зависти. Среди жителей Герара была в ходу поговорка: "Лучше иметь навоз из конюшен Исаака, чем золото и серебро Α.". Это возбудило негодование последнего до такой степени, что он стал искать ссоры с Исааком, ссылаясь на то, что последний обязан своим богатством филистимлянам, которым оно принадлежало по закону (там же, 14, 7).

Раздел3.




   





Rambler's Top100