Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Абия

— 1) мать Хискии [Езекии], царя Иудейского (2 Хрон., 29, 1).

Раздел1.

В агадической литературе: А. спасла жизнь своему сыну, которого ее нечестивый муж Ахаз предназначил в жертву Молоху. Смазанный кровью саламандры, он сумел пройти через огонь Молоха и остался жив и невредим (Санг., 63б).

Раздел3.

— 2) (полная форма Абиагу) — сын Самуила, вместе со старшим братом своим Иоелем был судьей в Беерсебе. Их лицеприятие и корыстолюбие заставили народ просить себе царя у Самуила (1 Сам., 3, 1—5).

Раздел1.

В агадической литературе. Некоторые агадисты стараются отчасти оправдать А. и его брата от взведенных на них обвинений (см. 1 кн. Самуила, 8, 2, 3). Р. Акиба и его ученики находят, что вина сыновей Самуила заключалась лишь в надменной манере присваивать себе то, что им принадлежало по праву, и в требовании большего, чем полагалось. Другие агадисты идут дальше, высказывая такое мнение: единственное преступление братьев состояло в том, что они не следовали примеру отца и, забыв о народном благе, не объезжали страну, а удобно устроились в одном месте, заставляя народ отовсюду ходить к ним; это делалось с единственною целью доставлять обильный доход чиновникам и писцам (Шабб., 56а). Надо полагать, что это изречение р. Самуила б.-Нахмани, современника патриарха Иегуды II, представляет не столько действительное толкование библейского текста, сколько тонкую сатиру на порядки, существовавшие при патриаршем дворе в его время. Некоторые, наконец, утверждают, что Иоель и А. были вначале действительно порочны, впоследствии же до такой степени исправились, что могли удостоиться пророческого дара (Ruth rabba, 2, 1). С другой стороны, Псевдо-Иероним в своем "Комментарии к Хрон.", 6, 14, несомненно следуя еврейским преданиям, признает, что Α., судья, один был грешен, брат же его был достоин порицания только за то, что не постарался вернуть А. на путь истины (см. Иоель, сын Самуила). — Ср. Bacher, Ein lateinischer Kommentar zu den Büchern der Chronik, pp. 29—31, Thorn. 1866. [J. E., L 60].

Раздел3.

— 2) сын Иеробеама I, царя северного Израиля. Когда он заболел, его мать, переодевшись, пошла к пророку Ахии вопросить о судьбе сына. Пророк, узнав ее, ответил, что ребенок умрет, и тогда же предсказал падение дома Иеробеамова (1 Цар., 14, 1—18; в LXX история Абии отнесена к эпохе, предшествовавшей публичному выступлению Иеробеама, и помещена, в более краткой редакции, после 1 Цар., 12, 24).

Раздел1.

В агадической литературе. То место в 1 кн. Цар. (14, 13), где находится указание на "какой-то хороший поступок по отношению к Господу Богу Израиля", толкуется в том смысле, что А. отменил стражу, поставленную его отцом на границе между Израилем и Иудой, чтобы не допускать паломников в Иерусалим. Некоторые утверждают, что А. сам предпринял паломничество в Иерусалимский храм (Моэд Катан, 28б). [J. E., I, 61].

Раздел3.

— 4) (Авиям) — второй царь Иудейского царства, сын Рехабеама [Ровоама], правил три года. По 1 Цар. 15, 3, "он подражал всем грехам отца своего... и сердце его не было предано Иегове, Богу его, как сердце Давида"; но ради обетования, данного Давиду, он был пощажен. Далее глухо указывается, что А. всю жизнь воевал с Иеробеамом I. Подробнее и с явным или подразумеваемым одобрением говорит об А. 2 Хрон., гл. 13, где мать А. именуется иначе, нежели в 1 Цар., 15, 2 (2 Хр., 11, 20); там передается длинная речь А. к израильтянам о вероотступничестве Иеробеама, произнесенная им на горе Цемараим, и подробно рассказывается о единственной победе, одержанной А. над Иеробеамом. Хотя подробности этого сражения совершенно неправдоподобны (у А. войска 400.000 человек, а у Иеробеама — 800.000, из коих пало 500.000!), но предание о нем имеет, вероятно, серьезное историческое основание. Следствием этого сражения была потеря Иеробеамом Бет-Ила (Вифиля) и двух других областей. Автор прибавляет, что Иеробеама после этого "поразил Господь и он умер, А. же усилился, и взял себе 14 жен, и родил 22 сына и 16 дочерей" — и все в течение 3-летнего царствования! Рассказ заканчивается указанием, что прочие деяния Α., его поступки и слова сообщены в сказании (Мидраше) пророка Иддо. [J. E., I, 61].

Раздел1.

В агадической литературе. Хотя А. защищал Божье дело против Иеробеама, царя Израиля, ему не дано было долго наслаждаться плодами своей победы над последним. Агадисты рассказывают о многих преступлениях, совершенных A. по отношению к своим ближним; этим он навлек на себя гнев Божий в большей мере, чем Иеробеам своим идолопоклонством: он калечил тела солдат Иеробеама и не позволял хоронить их до тех пор, пока они не подвергались полному разложению. Затем, А. не выказал себя очень ревностным поборником закона: когда после завоевания им Бет-Ила (2 Цар., 13, 19) золотой телец очутился в его руках, он не уничтожил его; его также осуждают за ложное обвинение всех евреев в идолопоклонстве. Он будто бы сказал, что провозглашение Иеробеама царем было делом низких людей, сынов Белиала (2 Цар., 13, 7), тогда как фактически тот стал царем благодаря содействию пророка Ахии Шилоского (1 Цар., 11, 37). Это и было причиною чрезвычайной непродолжительности его царствования (Seder Olam, 16; Иеруш. Иеб., 16, 15в, Wajikra rabba, 33, 5; Jalkut, II, 205). [J. E., I, 61].

Раздел3.




   





Rambler's Top100