Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Аболиционизм

— движение против невольничества или рабства негров в Америке. Подобно лицам других национальностей, и многие евреи в Новом Свете занимались плантаторством. Испанские и португальские мараны, поселившиеся в Америке вскоре после открытия этой части света, имели рабов; существует немало указаний относительно рабовладельцев евреев в Бразилии, Мексике, Вест-Индии, Нью-Йорке и Новой Англии задолго и вплоть до американской революции. Есть несколько указаний и на то, что среди американских евреев были лица, торговавшие рабами. Рост демократических учреждений и изменение условий экономической жизни в северных штатах Северо-Американской республики положили конец рабству уже в первые годы 19 в., но в южных штатах оно было еще распространено как между евреями, так и среди остального населения. Незадолго до начала междоусобной войны среди активных сторонников южан можно было встретить евреев, защищавших интересы рабовладельцев; но в то же время евреи выделили из себя и горячих аболиционистов. Некоторые из них числились в рядах членов американских обществ борьбы против рабства еще в сороковых годах. "American and Foreign Antislavery Society" (Общество борьбы с рабством в Америке и других странах) в своем отчете за 1853 г. отмечает, что некоторые евреи в южных штатах "совершенно отказались от права собственности по отношению к людям и вообще от пользования рабами для каких-либо услуг" и что жестокие преследования, которым евреи подвергались, привели к тому, что они стали друзьями универсальной свободы. Указанные рабовладельческие тенденции известных групп американского еврейства объяснялись тем обстоятельством, что восточные обычаи и привычки евреев не делали их прирожденными врагами рабства, что некоторые предписания кодекса Маймонида были прямо направлены против освобождения рабов-неевреев и что денежные и политические соображения часто требовали от них терпимого отношения к рабству. Тем не менее призывы к религиозному и нравственному чувству, раздававшиеся в Америке, не могли не оказать должного воздействия и на эти консервативные круги, и евреи, наряду с представителями других исповеданий, приняли большое участие в развитии настроения, враждебного рабству, несмотря на ясно выраженное нежелание некоторой части их "вносить политику на синагогальную кафедру". Так, д-р Давид Эйнгорн вскоре по прибытии его в Балтимору в качестве раввина общины "Hor Sinai" выступил с резким осуждением рабства, сначала в своем ежемесячном журнале "Sinai" (1856), а потом и в речах в синагоге. Он говорил, что если правда, как утверждают, что американская федерация покоится на рабстве, как на фундаменте, то при такой совершенно безнравственной основе федерация эта не в состоянии существовать и не заслуживает существования. Он доказывал, что дух иудаизма, находящийся в этом отношении в противоречии с его буквой, требует уничтожения рабства. Речь, произнесенная 4 января 1861 г. нью-йоркским раввином д-ром Моррисом Рафаллем в день национального поста, установленного президентом Соед. Штатов, обратила на себя общее внимание и вызвала усиленные толки. В этой речи раввин, ссылаясь на иудейское вероучение, утверждал, что рабство освящено самим Богом Израиля и что только невежественные болтуны могут выставлять против рабства пресловутый "высший закон" (намеки на резолюцию торгового конвента южных штатов, в которой сделана ссылка на высший закон), ибо не может быть законов выше библейских, Библия же устанавливает рабство. Многочисленные поборники А. выступили с протестом против приписывания подобных взглядов иудаизму и занялись опровержением доводов Рафалля. Д-р Эйнгорн обнаружил такую энергию в этой полемике, что вызвал гнев вожаков рабовладельческой партии и жизни его во время уличных смут в Балтиморе в апреле 1861 г. грозила серьезная опасность. Ему пришлось бежать из Балтиморы, и для того чтобы не дать зажать себе рот, он отказался от занимаемого им поста. Были и другие раввины-проповедники, которые выступали с резким осуждением рабства, в особенности после того, как вспыхнула междоусобная война. Следует отметить в этом отношении Вениамина Фельзенталя и Либмана Адлера в Чикаго, Сабато Мораиса в Филадельфии, Вениамина Шольда в Балтиморе и Самюэля Айзакса в Нью-Йорке. Выступали против рабства и евреи-миряне. Одним из выдающихся деятелей в этой сфере был польский выходец, Михаил Гальприн. Он принимал деятельное участие в аболиционистских собраниях в Филадельфии за несколько лет до войны и выступил печатно против проповеди Рафалля: 16 января 1861 года он поместил в "New York Tribune" горячую отповедь, в которой дал вполне исчерпывающее научное опровержение доводов Рафалля. Статья эта привлекла внимание самых широких слоев общества. Еще раньше проявил энергию в этом деле Мориц Пиннер, распространяя эмансипационную литературу и ведя пропаганду против рабства. В 1857 он стал издавать аболиционистскую газету в городе Канзасе, цитадели рабовладельчества, а в 1860 г. был аболиционистским депутатом в представительных собраниях штата и в национально-республиканском конвенте, в котором участвовали и другие евреи. Юг, давший таких ревностных сторонников рабства, как Иуда Бенжамен, дал и поборников Α.; некоторые из них появляются уже в 1849 г. О степени сочувствия евреев А. свидетельствует тот факт, что в союзную армию во время междоусобной войны записалось значительное число солдат-евреев. — Ср. речи и проповеди, указанные выше, а также Simon Wolf, The American Jew as Patriot, Soldier and Citizen, 1895; M. H. Кулишер, "Евреи в Америке" ("Восх.", 1901, XII). [J. Ε. Ι, 649—650].

Раздел6.




   





Rambler's Top100