Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Абрагамс, Израиль

— современный английский ученый и педагог, род. в Лондоне, в 1858 г. Получил воспитание в Jew's College (еврейской школе), где его отец состоял директором, а также в Лондонском университете. С 1881 г. А. состоит преподавателем общих и еврейских предметов в Jew's College, а в 1900 г. он был назначен старшим учителем этого учебного заведения. В качестве секретаря Еврейского исторического общества в Англии и Комитета для подготовки еврейских учителей он проявил много энергии и инициативы. А. состоит также членом комитета Англо-еврейской ассоциации и многих других учреждений лондонской общины. С 1889 г. он редактирует еврейский научный трехмесячник "Jewish Quarterly Review" и немало способствовал своими трудами тому, что журнал поднялся на ту высоту, которую он теперь занимает. А. — плодовитый сотрудник многих периодических изданий. В "Jewish Chronicle" еженедельно появляются под общим заглавием "Book and Bookmen" критические и библиографические его статьи. А. написал совместно с Клодом Монтефиоре соч. "Aspects of Judaism", изданное в 1895 г. Наиболее выдающимся его произведением является "Jewish Life in the Middle Ages" ("Еврейская жизнь в Средние века"), London, 1896. Оно представляет ценный вклад в современную литературу о евреях. Детальным изучением всех сторон средневековой жизни и умелой группировкой фактов автору удалось воссоздать картину внутреннего быта евреев во всех его наиболее характерных проявлениях. Изложение его захватывает весь средневековый период и намечает дальнейшее развитие культуры конца ХVIII в. — А. дает представление о всей совокупности еврейской жизни, выводя еврея в синагоге, семье и школе, детально останавливаясь на описании обычаев, праздников, игр, нравственных отношений, отношений между христианами и евреями. Наибольший интерес представляют главы, посвященные роли религии и синагоги, равно описанию внутренней организации еврейской общины. Синагога являлась центром социальной жизни; там происходило богослужение, туда приходил каждый со своими радостями и печалями, обидами и оскорблениями, там творились суд и расправа (стр. 6, 10, 16 и др.). Внутренняя автономия еврейской общины способствовала выработке власти, облеченной исключительно нравственным авторитетом. Впрочем, могучим средством воздействия являлось отлучение от синагоги, давшее возможность многим раввинам провести крупные социальные реформы (стр. 53). Раввинские съезды, начиная с 11 в., устанавливали единство обычаев (стр. 37, 38). Аристократия учености и ума мало-помалу вытеснялась в общественных делах денежной аристократией благодаря тем тяжелым податям, которыми облагались евреи и которые ложились всей своей тяжестью на имущие классы; напр. в Англии, где евреи составляли 1/10 всего народонаселения, им приходилось уплачивать 1/4 всего королевского дохода (стр. 42, 43). Играя видную роль как посредники в торговых сношениях Европы с Востоком и отдельных европейских стран между собой евреи немало способствовали распространению тех идей, которые привели к реакции против средневекового обскурантизма. Их роль как идейных факторов Возрождения еще мало изучена. Но средневековая церковь не без основания обрушивалась на евреев, когда появлялась какая-нибудь ересь, усматривая именно в них косвенных вдохновителей ее. Однако в силу своеобразного стечения обстоятельств Возрождение, столь многим обязанное евреям, осталось им чуждо в области искусства (стр. 160, 371, 372). Лютеранство, черпавшее свой рационализм из еврейских источников, даже способствовало гонениям на евреев, питая к ним ненависть на богословско-догматической почве. Таким образом, эпоха Возрождения и гуманизма совпала с началом самого мрачного периода еврейской жизни (стр. 340). Гетто, возникшее первоначально в целях самозащиты, становится затем институтом принудительным и обособляющим. Уже папа Иннокентий III мотивировал необходимость отделения евреев тем, что это единственный способ для пресечения брачных и иных связей между евреями и христианами. Средством к тому послужило введение особых знаков на одежде евреев. Влияние этих мероприятий было огромно и сказалось в задержке развития духовной жизни евреев на несколько столетий. Оно отразилось и на отношении христиан к евреям. Некоторое недоброжелательство, существовавшее и раньше, сменилось антипатией, презрением к отверженным. В самых недрах еврейства это отчуждение от общих культурных влияний, отдаление от всех почетных должностей, ограничение в занятиях сказалось в усилении влияния обрядового иудаизма, выродившегося в мертвую схоластику. Результатом была утрата понимания красоты жизни, потеря чувства собственного достоинства (стр. 302, 306, 400, 402, 428). — Специалисты отмечают в сочинении А. кое-какие неточности в датах, некоторые пробелы, порою слишком поверхностное изложение. Эти недочеты объясняются малой разработанностью темы и вполне искупаются массой сведений, взятых из первоисточников, которые А. систематически сгруппировал в своем труде, а также глубоким и любовным проникновением в дух еврейства, умением выделить из обилия деталей объединяющую их центральную идею. — Другие сочинения A.: Chapters on Jewish Literature (1899); Lucas Alice et Abrahams, Hebrew Lessonbook (1903); Jelin et Abrahams, Maimonides (1903); Festival Studies thoughts on the Jewish Year (1906). — Ср.: Zeitschrift f. hebräische Bibliographie, 1897; Monatsschrift f. Geschichte u. Literatur des Judentums, 1898, I; Harris, Jewish Year Book, 1900; D. Jelin, "Cnaje ha-Jehudim bi jemei ha-benaim", Haschiloah, 1899, кн. 7—12 (изложение книги A. "Jewish Lite etc.").

M. С—ч.

Раздел6.




   





Rambler's Top100