Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Абулафия, Меир Галеви

(сокращенное литературное имя — Ramah, המ״ר) — представитель ортодоксального раввинизма в Испании, один из первых борцов против маймонизма и свободомыслия, род. в 1180 г., ум. в 1244 г. Сын бургосского "наси" (глава общины) Тодроса Галеви, он унаследовал его титул, хотя сам жил в Толедо и занимался больше научной, чем общественной деятельностью. Когда появилась "Книга познания" Маймонида ("Сефер га-Мада" — первая часть кодекса "Мишне-Тора"), молодой А. воспылал негодованием и отправил около 1203 г. открытое послание к "ученым Люнеля" (Прованс), в котором указывал на еретический образ мыслей Маймонида, выразившийся в том, что в отделе о загробной жизни не упомянуто о судьбе телесной оболочки после смерти и как будто замалчивается догмат "воскресения мертвых". Послание А. не встретило сочувствия в Провансе, главном гнезде свободомыслящих маймонистов. Один из люнельских ученых, Аарон бен-Мешуллам, ответил А. резким письмом, в котором упрекал его за дерзкое выступление против такого столпа иудаизма, как Маймонид. Барселонский "наси" Шешет Бенвенисти написал на А. злую эпиграмму: "Его называют светочем ("Меир"), между тем как он блуждает во мраке". Спустя 30 лет, А. примкнул к антимаймонистской агитации, поднятой в Монпелье и окончившейся сожжением сочинений Маймонида по распоряжению доминиканцев (1233). В это время А. поддерживал крайних ревнителей веры в лице Соломона из Монпелье и его товарищей. В послании к Нахманиду, желавшему примирить борющиеся партии, А. восхваляет подвиг монпельеских ревнителей за то, что они отделили от стада правоверных таких людей, которые, "полагаясь на свой разум, говорят, будто Бог не требует исполнения внешних обрядов, а только внутреннего созерцания в духе философского исследования". О "Путеводителе блуждающих" он отзывается так: "В его устах прославление Бога, на его языке — и смерть, и жизнь". — В раввинской литературе А. оставил неглубокие следы: книгу "Jad Ramah" — комментарий к талмудическим трактатам Баба Батра и Сангедрин (2 тома, Салоники, 1791, 1798), и "Massoreth Seyag la-Torah" — масоретские замечания к тексту Пятикнижия, в алфавитном порядке (Флоренция, 1750; Берлин, 1761). Его переписка с учеными Люнеля опубликована И. Бриллем под заглавием "Kitab al-Rasa-il Sepher Iggeroth" (Париж, 1871). — Ср. Graetz, VII3, 30—31, 46—47 (с поправками еврейского издания Шефера, т. V, стр. 38—39, 51—53); Geiger, Jüd. Zeit., IX, 282.

Раздел5.




   





Rambler's Top100