Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Августи, Фридрих Альбрехт

(до крещения Иошуа бен-Авраам Гершель) — немецкий писатель; род. в 1691 г. во Франкфурте-на-О., ум. 13 мая 1782 г. в Эшберге. Он получил обычное еврейское воспитание того времени. В его биографии, анонимно изданной еще при его жизни и, вероятно, им же инспирированной, говорится, что он молодым человеком бросил родительский дом и в обществе "мешулаха", собирателя милостыни для палестинских бедняков, предполагал отправиться в Святую землю. По дороге он был захвачен татарами и продан ими в рабство в Турцию. Его выкупил и освободил богатый еврей из Подолии. А. отправился в Польшу, где прожил несколько лет в Пинчове (ныне Келецкой губернии). Сблизившись здесь с христианскими вольнодумцами-социнианами, А. приобрел общие научные знания, в особенности изучил латинский язык, что было редкостью среди тогдашних польских евреев. Он посетил затем Краков и Прагу и вернулся во Франкфурт. Вскоре, однако, с ним опять случилась необыкновенная история. В 1720 году, когда он жил в Зондерсгаузене, его ранили ворвавшиеся в дом грабители, так что на следующее утро его нашли почти без признаков жизни. Но он все же оправился и во время своего выздоровления познакомился с местным священником, который и обратил его в христианство. С большою торжественностью над ним совершен был обряд крещения в день Рождества 1723 г., в присутствии герцога Саксен-Кобург-Готского и прочей знати. Затем А. вступил в Готскую семинарию для изучения теологии. В 1729 г. он был назначен учителем Готской гимназии, а в 1734 году священником в Эшберге; пост этот он занимал до конца жизни. А. напечатал несколько работ на немецком и латинском языках; из них наиболее любопытна "Das Geheimniss des Sambatian" (Тайна Самбатьяна) — об упоминаемой в талмудической литературе легендарной реке, которая в течение шести дней недели мечет камни, а в субботу отдыхает. Его исследование о караимах ("Grundliche Nachrichten von den Karaiten, ihre Glaubens-lehren, Sitten und Kirchengebräuche", Эрфурт, 1752), o котором упоминает Fürst в "Geschichte des Karäerthums" (т. III, 66, 67) полно неточностей и вздорных сведений. Баумгартен в своих "Nachrichten von merkwürdigen Büchern", т. Ι, 341—351, разоблачает неправильность многих сведений и отказывается верить заявлению Α., что он черпал их из редких рукописей, которые будто частью сгорели, частью были украдены после того, как он ими воспользовался. Лучшим доказательством незнакомства А. с предметом является то обстоятельство, что он совершенно игнорирует יכדרמ דד (Дод Мордехай) — исследование о караимах, написанное в конце 17 в. караимом Мордехаем бен-Ниссимом для лейденского профессора Якова Тригланда и изданное в 1714 г., с латинским переводом и статьею Тригланда "De Karaeis". "Жизнь Августи", написанная неизвестным автором и напечатанная Вебером в 1751 г., также подверглась критике Баумгартена (l. c., а стр. 337, 340). Он указывает на невероятность того факта, что А. до крещения был раввином в Зондерсгаузене; на самом деле он был, вероятно, "меламедом" — школьным учителем, или "шохетом" — резником. Издано было еще несколько биографий Α., большей частью с миссионерскими целями; одна переведена на английский язык Мекинтошем (Лондон, 1867). Известный немецкий теолог Иоганн-Христиан-Вильгельм Августи — внук Α. — Ср. Delitzsch, Saat auf Hoffnung, 1866. [J. E., II, 311].

Раздел6.




   





Rambler's Top100