Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Авит Клермонский

— франкский епископ 6 в., прославившийся чрезмерным рвением в деле обращения евреев в христианство. Во франкском государстве эпохи Меровингов, когда шло массовое крещение галльских язычников, одни евреи, жившие в добром согласии с туземцами, нарушали устанавливавшееся вероисповедное единство края и являлись соблазном для новообращенных. На этих "упорствовавших в неверии" духовенство пыталось влиять то увещанием, то насильственными мерами. Епископ A. (Avitus) долго увещевал евреев города Клермона отречься от веры отцов и принять крещение. Его миссионерская деятельность почти не увенчалась успехом: только один еврей принял крещение в праздник Пасхи (5 апр. 576 г.). Вероотступник навлек на себя ненависть своих бывших единоверцев, и когда он шел по улице в церковной процессии, какой-то еврей облил его вонючим маслом. Это так возмутило толпу, что она хотела растерзать оскорбителя на месте, но епископ удержал ее от насилия. Скоро, однако, в день Вознесения, толпа христиан разрушила синагогу и грозила перебить всех евреев. Тогда епископ А. предоставил клермонским евреям на выбор: принять новую веру или навсегда покинуть город. После трехдневных колебаний, ввиду толпы, готовой продолжать погром и убийства, около пятисот евреев согласились принять крещение (18 мая 576 г.). Оставшиеся верными своей религии бежали в Марсель. По этому случаю тогдашний поэт Венанций Фортунат сочинил стихотворение, где в латинских гекзаметрах воспел подвиг епископа А. Из этого произведения видно, что евреи решились на крещение только после того, как они убедились в невозможности защищаться с оружием в руках. Из переписки тогдашнего историка, епископа Григория Турского, видно, что бежавшие из Клермона в Марсель евреи были впоследствии также принуждены принять христианство. — Ср. его Historia Francorum, в Histoire Ecclésiastique de la France, II, 199 (Paris, 1837); Aronius, Regesten z. Gesch. d. Jud., стр. 14; Grätz, V3, 47—48.

Раздел5.




   





Rambler's Top100