Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Агиографы

(вернее — гагиографы; םיבזתב, Hagiographa — священные писания) — третья группа книг еврейской Библии (после Закона и Пророков), заключает три книги ת״מ״א (евр. инициалы книг םילהת ילשמ בויא, Иов, Притчи, Псалмы), считающиеся наиболее выдающимися из всех по силе поэтического творчества и по красоте, пять "Мегиллот" (свитков), названных так, потому что читаются в некоторые праздники (сюда входят: Песнь Песней, Руфь, Плач, Экклезиаст, Эсфирь); Даниил, Эзра-Нехемия и Хроника (печатные еврейские издания со времен Даниила Бомберга делят, по христианскому образцу, Эзру на две самостоятельные книги: кн. Эзры и Нехемии, равным образом Хроники на 1-ю и 2-ю, чем, однако, нарушается традиционное число книг еврейского канона, 24 (5 — Торы, 8 — Пророков и 11 Агиографов). Ни Септуагинта, ни Вульгата не знают "Агиографов" как особой части Библии; как об отдельной группе книг сравнительно позднего происхождения упоминает о них впервые внук Сираха (132 г. до хр. эры) в предисловии к книге Премудрости деда, говоря о "Законе", "Пророках" и "прочих следующих за ними" книгах. В Талмуде, хотя и сохранившем более древние обозначения "Тора" для всех книг Св. Писания (см. Абода Зара, 17а), "Каббала" для всех книг, кроме Пятикнижия (см. Рош га-Шана, 7а), Агиографы ("Кетубим") уже ясно выделены в особую группу, имеющую следующий искусственно установленный порядок (Баба Батра, 14б): Руфь, Псалтирь, Иов, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, Плач, Даниил, Эсфирь, Эзра и Хроники. Первое место по этой схеме отдано книге Руфи, очевидно потому, что она содержит эпизод из истории дома Давидова, который является как бы естественным введением к Псалмам, приписываемым Давиду. Книги Иова и Притчей следуют за Псалтирью; эти три А. количественно составляют наибольшую группу, а книга Притчей Соломона не может быть отделена от Экклезиаста и Песни Песней, так как все они приписываются тому же Соломону. Книга Даниила предшествует остальным 3 Агиографам, потому что она, как полагали, написана раньше их (самим Даниилом) при персидско-вавилонском дворе. Однако схема эта не могла еще иметь практического значения тогда, когда книги писались на отдельных свитках; да и впоследствии ее редко придерживались. Не лишено интереса последовательное расположение александрийского канона, который отличается от еврейского не только расположением книг, но и тем, что заключает в себе такие книги, которых евреи в свой канон не включили. Здесь после "Судей" идет Руфь, вероятно потому, что она заключает в себе эпизод из эпохи судей; за "Хрониками" следуют Эзра, I и II (Эзра-Нехемия), после апокрифов — "Товит" и "Юдифь", помещена Эсфирь. Книги, Иов, Псалмы, Притчи, Экклезиаст и Песня Песней, как поэтические, помещены вместе. Плач присоединен к книге Иеремии, книга же Даниила следует за тремя большими Пророками. Вульгата и перевод Лютера держатся того же порядка. Сh. D. Ginsburg (Introduction to the massoretico-critical edition etc., стр. 7) дает следующую таблицу 8 различных расположений Агиографов:

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Талмуд и 6 рукописей

различные рукописи

5 первых печатных изданий

1

Руфь

Руфь

Руфь

Парал.

Парал.

Парал.

Пс.

Пс.

2

Пс.

Пс.

Пс.

Пс.

Руфь

Пс.

Иов

Притчи

3

Иов

Иов

Иов

Иов

Пс.

Притчи

Притчи

Иов

4

Притчи

Притчи

Притчи

Притчи

Иов

Иов

Руфь

Песн. Песн.

5

Эккл.

Песн. Песн.

Песн.Песн.

Руфь

Притчи

Дан.

Песн Песн.

Руфь

6

Песн. Песн.

Эккл.

Эккл.

Песн.Песн.

Песн.Песн.

Руфь

Эккл.

Плач

7

Плач

Плач

Плач

Эккл.

Эккл.

Песн. Песн.

Плач

Эккл.

8

Дан.

Эсф.

Дан.

Плач

Плач

Плач

Эсф.

Эсф.

9

Эсф.

Дан.

Эсф.

Эсф.

Эсф.

Эккл.

Дан.

Дан.

10

Эзр.-Нехем.

Эзр.-Нехем.

Эзр.-Нехем.

Дан.

Дан.

Эсф.

Эзр.-Нехем.

Эзр.-Нехем.

11

Хрон.

Хрон.

Хрон.

Эзр.-Нехем.

Эзр.-Нехем.

Эзр.-Нехем.

Хрон.

Хрон.

I, II, III и VII отличаются между собой только по расположению так называемых "Пяти Свитков" ("хамеш мегиллот", т. е. Песнь Песней, Руфь, Плач, Эккл. и Эсф.), но в сущности представляют талмудическое расположение; VIII (расположение современных еврейских Библий) также следует этому, только имеет Пять Свитков вместе (как в VII) и притом в порядке синагогальных чтений (в Пасху, Пятидесятницу, 9 Аба, Кущи и Пурим) и, кроме того, Притчи перед книгой Иова; IV и V отличаются только по местоположению книги Руфь; в VI версии книги расположены по их величине, хотя этот порядок не выдержан по отношению к Эзре-Нехемии. Колебания в расположении А. свидетельствуют о сравнительно поздней их канонизации. Что некоторые из А. очень рано ставились наравне с другими книгами Библии, видно из обозначения "Писание", данного Псалтири в 1 Макк., 7, 17 (относится к началу I в. до христ. эры). Однако из талмудической литературы можно заключить, что каноничность некоторых А. (отмечены: Притчи, Песнь Песней, Экклезиаст и Эсфирь) долгое время оспаривалась и что окончательно решен вопрос в пользу этих книг лишь на Явненском соборе около 90 г. обычной эры (см. Библия, Канон). — Что касается начала и постепенного роста Α., то со времен Давида существовали сборники "Псалмов", со времен Соломона — сборники "Притчей", и возможно, что сборник Притчей времен Езекии (Пр., 25, 1) и Псалтирь времени Нехемии получили быстрое распространение в народе и каноническое значение. К ним постепенно присоединялись другие, древние и новые книги, вплоть до книги Даниила, относящейся к началу Маккавейской эпохи, после которой уже ни одно произведение не прибавлено к священной литературе евреев. Что книги Руфь и Плач никогда в еврейском тексте не следовали за книгами Судей и Иеремии, доказывается тем, что в самой Септуагинте эти две пары книг переведены разновременно разными лицами; равным образом, Таргумы к Руфи и Плачу отличаются по характеру от Таргумов Судей и Иеремии. Самое название Hagiographa, составляющее перевод еврейского "кетубим", очень позднего происхождения. — Ср.: литературу вопросов, касающихся еврейского канона; Strack, Einleitung in das Alte Testament, 7 изд., Мюнхен, 1906; J. VI, 149—151.

Раздел1.




   





Rambler's Top100