Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Аграрные законы

— В Библии. С поселением израильтян в Ханаане и переходом от прежней кочевой жизни к земледельческой стал определяться еврейский взгляд на земельную собственность. Не только каждое колено, но каждый род и каждая семья имеют свой определенный участок земли. Земельная собственность переходит по наследству от отца к сыну; там, где чувство сыновней любви особенно крепко, вотчина не передается в чужие руки (см. кн. I Цар., 21, 3: "Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих"), но вообще допускается отчуждение ее продажей, меной или дарением. Когда продажа имения становится необходимостью (напр. в случае бедности), то, по древнему обычаю, ближайший родственник имеет преимущественное право покупки ("право выкупа" Иер., 32, 7; Руфь, 4, 3, 4). Согласно более древним рассказам, сохраненным в Библии (напр. Суд., гл. 1), завоевание Ханаана было постепенным и продолжительным и окончательно завершено не ранее царствования Соломона. Набеги израильтян совершались отдельными коленами, и каждая вторгшаяся группа, естественно, оседала на завоеванной ею территории. Но ничего не известно о том, как производился дележ земли между отдельными родами или семействами. Сведения, заключающиеся у Иош. Нав., 13—17, напротив, сообщают, что завоевание большей части страны было делом одного поколения под предводительством Иошуи Навина, который перед смертью разделил землю по жребию между различными коленами пропорционально числу душ каждой семьи. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина, которым область Заиорданская была отведена Моисеем, получили разрешение вернуться домой. Особые города, числом 48, в разных местностях, были отведены левитам. Все это совпадает с правилами, которые находятся в заключительных главах кн. Числ (32—36) и принадлежат к последнему слою т. наз. священнического кодекса; вероятно, все это результат теоретических умозрений позднейших времен, как и то правило (Числ., 36, 9), по которому земля не должна переходить из одного колена в другое. Несколько древнее и совершенно утопичен план размежевания земли, принятый пророком Иезекиилем в конституции, начертанной им для возвращенного народа (Иезек., 45 сл.). За исключением земли, предоставляемой храму, его служителям (священникам и левитам) и князю, вся страна разделена пророком на двенадцать полос для двенадцати колен. Высказано пожелание, чтобы "никто из народа Моего не был изгоняем из своего владения" (Иезек., 46, 18). Частью вследствие войн, которыми Северное царство раздиралось в течение почти столетия, частью вследствие развития торговли и возникновения богатого класса в народе обедневшие поселяне стали закладывать или продавать свои незначительные участки. Обширные поместья сосредоточивались в руках немногих; они "прибавляли дом к дому и поле к полю", бессовестно обездоливая бедных, которые нанимались к ним в батраки или продавали себя и своих детей в рабство. Против такого положения вещей возмущались пророки, сильно нападая на алчность богатых землевладельцев Самарии и Иерусалима. Их филиппики, быть может, не имевшие непосредственных результатов, в конце концов привели к созданию законов, направленных против захвата земельной собственности со стороны правящих классов. Таким образом, перемещение межи стало одним из величайших правонарушений, против которых призывается проклятие Божие (Вт., 19, 14; 27, 17; Ос., 5, 10). Юбилейный год (см.) установлен, главным образом, чтобы предупредить неравномерное распределение земельной собственности (Лев., 25, 23 сл.). Земля объявляется Божьей. Бог — единственный владелец, а все израильтяне только арендаторы. Поэтому земля не может быть продаваема навсегда. Она может быть отдаваема в аренду, или урожаи ее могут быть продаваемы, но в юбилейный год земля возвращается к ее первоначальному владельцу. Цена, уплачиваемая за землю, вычисляется в зависимости от количества урожаев, ожидаемых до ближайшего юбилея. Первоначальный владелец может потребовать свою собственность в любое время (по Мишне, однако, не раньше двух лет после продажи), возвращая покупателю ценность урожаев, ожидающихся до юбилея. Если по бедности он не в состоянии выкупить свое имущество сам, право и обязанность выкупа переходят к его ближайшему родственнику. Дома деревенские почитаются частью земли; поэтому они могут быть вытребованы во всякое время и отходят в юбилейный год; но дом в городе, огражденном стеною, может быть возвращен только в течение первого года после продажи; если он не выкуплен в течение этого периода, он становится вечной собственностью покупателя и не отходит в юбилейный год. Исключение делается в пользу жилищ в городах левитских, которые могут требоваться во всякое время и отходят в юбилейный год. Пастбища вокруг левитского города не могут продаваться вовсе. Отход земли как общее учреждение нигде не встречается в ранней библейской литературе. Только в схеме Иезекииля князь вправе отдавать часть своего имения детям своим навсегда, а земли, полученные от него его слугами, снова переходят к нему в "год свободы" (Иезек., 46, 16, 17); речь, очевидно, о субботнем годе, который согласно Второзаконию (Вт., 15, 7—13; см. Иер., 34, 14), был годом отпущения долгов и рабов; юбилейный год, по-видимому, установлен по образцу года субботнего и представляет его позднейшее развитие. См. статьи Год Юбилейный, Год Субботний. — Ср.: Л. Каценельсон, "Фарисеи и саддукеи", "Восход", 1898, XII, стр. 152; Adler, Socialism. und Communismus, I. [ J. E., I, 240].

Раздел1.




   





Rambler's Top100