Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Адени, Соломон

— палестинский ученый конца 16 и нач. 17 вв., род. в 1567 г. в Санаа, главном городе Йемена (отсюда его имя "Адени", т. е. Аденский или Йеменский), где отец его Иешуа занимал пост раввина, а дед Давид был в свое время учителем. Когда Соломону минуло 4 года, Иешуа с многочисленной семьей своей отправился в Палестину; но во время долгого и мучительного путешествия большая часть семьи умерла, так что Иерусалима достигли только отец и сын Соломон. В Палестине отец скоро обратил на себя внимание своей ученостью, и в мальчике приняли участие добрые люди; в Иерусалиме с ним занимались, между прочим, знаменитый каббалист Хаим Виталь и авторитетный египетский талмудист Бецалель Ашкенази. В 1582 г. Иешуа умер, и Соломон, предоставленный самому себе, долго бедствовал, пока не нашел приюта у переселившегося из Египта ученого и мецената Моисея бен-Яков Алхами. Занимаясь учительством в Хеброне, он 22-х лет от роду приступил к собиранию толкований на отдельные места Мишны по примеру своего учителя Бецалеля Ашкенази, оставившего подобные заметки к разным трактатам Талмуда. Подобно учителю, А. также отмечал разные толкования на полях своего экземпляра Мишны, но потом переписал эти заметки в отдельную книгу, которая в течение 30 лет разрослась до 800 листов и переписка которой заняла у A. около трех лет (1623—1624). Книга эта названа им "Melecheth Schlomoh" ("Работа Соломона") и в настоящее время является одним из самых важных пособий при изучении текста и содержания Мишны. Автор включил в нее все, что он мог извлечь для пояснения Мишны не только из печатных произведений раввинской литературы (комментариев, кодексов, респонсов), вышедших до 1624 г., но также из рукописей, которые ему удалось добыть в Палестине. Огромная ценность его труда заключается в том, что он использовал массу рукописей, отчасти еще не напечатанных, отчасти совсем утраченных, и что он, таким образом, сохранил для потомства варианты Иосифа Ашкенази, у которого, по сообщению Шимшона Бака, была древняя рукопись Мишны от 8 в. (см. Лунц, Иерушалаим, II, 48) и чтения Бецалеля Ашкенази, отметившего на своем экземпляре Талмуда много важных исправлений. Кроме того, А. использовал рукописный комментарий Обадии Бартиноро и привел полностью места, отсутствующие в печатных изданиях, равно как рукописные комментарии других палестинских ученых: Сулеймана Охны, Соломона Серильо и Элеазара Азкари (на Иерушалми), Эфраима Ашкенази (зятя Соломона Лурии) и др. В отличие от других комментаторов А. с удивительной любовью и глубиной трактует мельчайшие вопросы орфографии и вокализации мишнаитского текста, пользуясь при этом вполне научным в европейском смысле методом. Такой же обработке подвергается и содержание Мишны, изучению которой, подобно другим палестинским ученым, А. посвятил всю свою жизнь; он ее рекомендовал читать каждому еврею ежедневно, как видно из издания палестинца Вениамина Галмиди "Mischnajoth" (Амстердам, 1631—32, типогр. Менассе бен-Израэля), где вся Мишна по совету Α. разделена на 30 частей (но 18 глав), дабы можно было, читая по одной части ежедневно, закончить всю книгу в один месяц. Это издание (впоследствии несколько раз перепечатанное) представляет текст Мишны, исправленный по указаниям А. Из комментария "Melecheth Schlomoh" (рукопись A. принадлежит ныне виленской издательской фирме Ромм) доселе напечатано: два отдела, Зераим и Тагарот ("Mischnajoth", издание X. Айзенштадта, Вильна, 1887), и (в извлечениях) трактат Абот (в "Beth ha-Bechirah", Вена, 1854). В прибавление к своему комментарию A., по словам Азулая, написал масоретский трактат "Dibre Emeth". О сочинении "Binjan Schlomoh", представляющем исправленный текст отдела Кодашим (вавил. Талмуда), А. упоминает в предисловии к VI отделу "Melecheth Schlomoh". Перу A. принадлежат глоссы на тр. Хуллин, напечатанные в виленском издании вавилонского Талмуда ("Schittah Mecubbezeth, ср. "Acharith Dabar" в конце этого издания). А. умер раньше 1632 г. — Ср.: Предисловие к "Melecheth Schlomoh" в Mischnajoth, изд. Айзенштадта (Вильна, 1887); Азулай, "Schein ha-Gedolim", Schin 57 и Daleth 7; Kaufmann, Monatsschrift, 1898, 38—46.

Π.

Раздел9.




   





Rambler's Top100