Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Альфа и омега

— выражение, встречающееся несколько раз в Откровении Иоанна, которое многие новые исследователи-богословы т. наз. критической школы признают в настоящее время переработкой еврейского оригинала. Выражение это всегда имеет один и тот же смысл, напр.: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец" (21, 6); "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний" (22, 13); а также: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Вседержитель, который есть, и был, и будет" (1, 8). Это не простая перефразировка слов Исаии (44, 6): "Я есмь первый и последний", а эллинизированная форма известного раввинского изречения: "Печать Бога есть Emet", т. е. истина; еврейское המא получается из букв: א — первой, ם — средней и ת — последней буквы еврейского алфавита, начало, середина и конец всего. Так, напр., Флавий определяет Бога как начало, середину и конец всего (см. Zipser, Des Flavius Josephus Schrift "Contra Apionem, изд. Иеллинека, 1871, стр. 159).

В Талмуде (Иома, 69б и Санг., 64а) приводится следующая легенда по поводу дня поста и покаяния, назначенного Эзрой и Нехемией (Нехем. 9, 1—4). Члены Великой Синагоги молили Бога, что бы Он передал в их власть злого духа, внушающего народу страсть к идолопоклонству, которое является единственной причиной всех постигших его несчастий. Тотчас же с неба упала записка, на которой было написано слово הםא (истина), а затем огненная собачка выбежала из Святая святых. Это был дух идолопоклонства, покидавший землю. "Эта легенда показывает, — говорит р. Ханина, — что печать Бога — המא, истина". Яснее выражена эта мысль в Мидраше, Bereschit rabba, LXXXI, где стих (Дан., 10, 21): "Я возвещу тебе, что начертано в истинном писании" (biketab emet), объясняется следующим образом: "Всякое постановление, носящее печать Бога, непреложно. Так как, говорит Симон бен-Лакиш, — "א есть первая, ם средняя, ת последняя буква алфавита, то это составляет имя Бога, согласно Исаии, 44, 6: "Я — первый (так как нет никого, от кого бы Я получил царство); Я средина (так как нет никого, кто бы разделил со Мною царство); и Я — последний (так как нет никого, кому Я передал бы царство над миром" (ср. Иер. Санг., I, 18а). Очевидно, первоначально эти слова в Апокалипсисе относились к Богу (а не к Иисусу).

Античный перстень с изображением альфы и омеги; найден в Риме (по Vigouroux).

Однако тщательное исследование этого места делает вероятным, что оно было написано первоначально на еврейском языке с ссылкой на стих Даниила, но благодаря переводу на греческий язык связь между стихами 5 и 6, т. е. связь с תמא, была утрачена. — Ср. Юстина "Обращение к грекам", XXV, где говорится: "Платон, выражая таинственные свойства вечности Божества, заявлял: Бог, согласно древнему преданию, — начало, и средина, и конец всего, что вполне согласуется с законом Моисея". См. также Irenaeus, Adversus haereses, XIV. 3. — Ср. Gfrörer, Geschichte des Urchristentums, II, 285. [J. E., I, 438—439].

Раздел2.




   





Rambler's Top100