Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Амемар

(= Ами Мар) — составное слово, первая часть которого представляет имя собственное, вторая — титул, весьма часто встречавшийся среди ученых евреев Вавилонии и означавший "учитель". В вавилонском Талмуде имя Амемор без обозначения отчества встречается довольно часто; но, принимая во внимание, что собеседники А. принадлежат к разным поколениям амораев, то к более ранним, то к более поздним, необходимо признать, что в Вавилонии существовали четыре учителя, носивших это имя.

Амемар I — аморай третьего поколения (IV стол.), младший современник р. Иуды бен-Иезекиила (Аб. Зара, 48) и р. Шешета (Хул., 107а). Он совмещал изучение галахи с изучением Писания, цитатами из которого весьма часто старается поддержать то какую-нибудь юридическую норму, то какую-нибудь агаду. Так, по поводу афоризма Абдими из Хайфы, что с разрушением первого храма дар пророчества был перенесен с пророков на мудрецов, А. замечает: "Мудрый человек стоит выше пророка, потому что (Пс., 90, 12) сказано: Пророк — это мудрое сердце (המכח בבל איבנו); но так как во всяком определении меньшее понятие содержится в большем, то, следовательно, и здесь мудрый человек заключает в себе пророка" (Баб. Бат., 12а). Что данное изречение принадлежит именно А. I, видно из того, что Абаи и Равва оживленно дебатируют по доводу его, приводя разные доказательства в его пользу. Удивительно, что это толкование слова "nabi" как имени существительного вместо обычного его понимания в качестве глагола встречается также в комментарии Ибн-Эзры к этому месту, причем последний приводит это толкование от имени Моисея ибн-Гикатилии, и у Маймонида (Moreh, II, гл. 38, конец); недавно это же толкование было принято Грецом в его "Kritischer Commentar zu den Psalmen".

Амемар II, или Нагардейский — старший современник и друг р. Аши, вместе с которым он обсуждал галахи (Баб. Мец., 68а; Бер., 12а; Бец., 22а; Кет., 21б; Кид., 72б; Баб. К, 79а; Хул., 536 и 58а). А. восстановил коллегию в Негардее, уничтоженную за сто лет до этого Оденатом (Кет., 51б; Иер. Тер., VIII, 46б; Graetz, 2 изд., IV, прим. 28), возвратил ей ее первоначальный блеск и славу и сам был ее ректором больше 30 лет (390—422). Помимо этой обязанности, А. был еще президентом суда в Негардее, причем внес много изменений в чин богослужения и судебный процесс (Рош., 316; Сук., 55а; Баб. Бат., 31а). В дни царских праздников он вместе с р. Аши и Мар Зутрой являлся официальным представителем евреев при дворе Иездигерда II (Кет., 61а). Во время одного из таких празднеств среди приглашенных сановников был также и Гуна бен-Нашон. Царь, случайно заметив, что пояс Гуны развязался, привел его в порядок и сказал: "В ваших священных книгах написано (Hex., 19, 6): "И вы будете царством священников и народом святым"; поэтому вы должны носить пояс, как подобает священникам". Когда А. услыхал об этом, он сказал Гуне: "Вот доподлинно исполнилось обещание царю пророка, который сказал: "И будут цари твоими воспитателями" (Исх., 49, 23; Цеб., 19а). Вероятно, к этому же А. относится рассказ Талмуда о полемике с одним маздаистским жрецом, ישונמא, который хотел убедить А. в существовании двух начал в мире, начала света и добра и начала мрака и зла (см. статью Авеста). Маздаист сказал ему: "Верхняя половина твоего тела, т. е. голова, как место зарождения мысли, принадлежит Ормузду, זימדוה, нижняя половина, как источник страстей и разврата, принадлежит Ариману, ןימדוהא". На это А. ответил: "Как же Ормузд позволяет Ариману проводить воду через его владение", т. е. сферы добра и зла так тесно связаны между собою, так глубоко врезываются одна в другую, что нельзя проводить границу между ними и невозможно приписать их возникновение двум различным началам (Сангедр., 39; ср. там же Раши, который странным образом переводит слово זימדוה через ה״בקה). Эрудиция А. передалась его сыну Мару, который часто цитировал его у р. Аши (Песах., 74б; Сук., 32б; 41б; Баб. Мец., 68; Баб. Бат., 174а). Многие из его гомилетических примечаний нашли место в вавилонском Талмуде (Сота, 9а; Баб. Батр., 45а). — Ср. Bacher, Ag. babyl. Amoräer, стр. 146.

Раздел3.

Амемар III, или Сурский — стоял во главе академии в Суре после р. Аши в продолжение 4 лет (Grätz, Gesch., IV, 405).

Амемар бен-Мар-Янука — вавилонский учитель пятого и шестого поколения амораев; он совместно с эксилархом (реш-галутою) Мар Гуною II и Мешаршеем бен-Пакода были первыми мучениками иудейства в Вавилонии; все они пали жертвою преследований, воздвигнутых царем Фирузом (Pheroces, 458—85). A. был казнен в Адаре 470 года — два месяца спустя после казни своих товарищей. — Ср.: Послание гаона Шериры, изд. Neubauer; Grätz, Gesch. d. Juden, 2 изд., IV, 405; Гейльприн, "Седер га-Дорот", изд. Маскилейсона, стр. 72; Закуто, "Юхасин", изд. Филипповского, стр. 115; J. E., I, 490. Ср. также I. Halevy, Doroth ha-rischonim, III, 68—74. (Последний напрасно обвиняет Греца и Вейса, что они слепо следовали за Гальперном, который действительно смешал всех Амеморов, слив их в одно лицо. Грец ясно различает между Нагардейским и Сурским и двумя последними A.).

Л. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100