Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Амон, египетское божество

(согласно Бругшу, "тайный единый") — египетское божество, имя которого встречается у Иерем., 46, 25 (Амон из Но) и у Нахум., 3, 8 (Ho-Амон). Первоначально А. был лишь местным богом Фив; но при воцарении XVIII династии он стал главою египетского пантеона и первым божеством в государстве.

Барельеф, изображающий египетского бога Амона (из кн. Steindorffa, Blütezeit des Pharaonenreiches).

Выдающаяся роль, которую играл А. в официальной жизни страны, сказалась, между прочим, в том, что имя его не переставало входить в состав царского титула даже во времена некоторых Птолемеев. Ливийцы и эфиопы признали А. своим верховным божеством, греки же отождествили его с Зевсом. При изображении А. в виде человека ему обыкновенно придавали голубой цвет кожи, подобно Мину в гор. Копте. Часто, впрочем, он изображался также с головою барана, посвященного ему животного. — Древнейшая вокализация имени Α. — здесь, конечно, не может быть и речи о безусловно достоверной этимологии — встречается в тель-амарнских глиняных таблицах, где бог этот назван "Amanu" (cp. эфиопское произношение — "Amen"). Впоследствии имя его читалось "Амон", а еще позже "Амун" или (в состоянии сопряжения, status constructus) "Амен". Греки, следуя народному произношению, удвоили звук "м" и стали называть его "Аммоном". Подобно большинству божеств Египта, А. отождествлялся с солнцем (Rе, Ra) и потому нередко назывался также "Amen-re". — Этимология имени Α., даваемая Бругшем (Aegyptische Religion, p. 87), подтверждается толкованием Мидраша к слову ןוא (Притчи, 8, 30), הסוכמןוםא и ענצוםןומא, Gen. r., I, а также PseudoJustin, Cohortatio ad graecos, p. 37, где сказано: "Ammonem qui deum occultissimum vocat". [Статья W. M. Müller'a с добавлениями K. Kohler'a, в J. E., I, 526].

Раздел4.




   





Rambler's Top100