Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Анаграмма

(греческое ανά — "вверх, назад" и γράμμα — "буква") — перестановка букв в слове для образования таким путем нового слова или выражения. Употребление анаграммы у евреев датирует с глубокой древности. А. встречается уже в Библии; напр. ןח אצמ חנו ("И Ной обрел благоволение", Бытие, 6, 8), где употребляется слово ןח, потому что оно — анаграмма слова חנ; חקל יהדכב הא יהכדב הא חקל ההע הנהו ("Первородство мое взял он, а теперь вот взял и мое благословение", ibid., 27, 36); דפא החה דאפ ("Венок вместо пепла", Исаия, 61, 3); ענד וש ובשי יביוא לכ ("Пусть все мои враги отступят и пристыжены будут мгновенно", Пс., 6, 11); בצעב יהדלי דמאלץבעי ומש האדק ומאו ("И мать его нарекла ему имя Яабец, потому что она его родила со скорбью", I Хрон., 4, 9). — В талмудической и мидрашитской письменности А. превратилась в систему толкования так назыв. ןופה (перестановка букв). Элеазар из Модиина ввел эту систему, объясняя слово והפ (Бытие, 49, 4) перемещением букв. Но эта система, первоначально ограничивавшаяся перемещением букв, постепенно расширилась до перестановки слов. Еврейская литература, в особенности еврейская поэзия арабского периода, подражая арабским образцам, питающим особое расположение к анаграммам, представляет немало примеров употребления их, напр. דל חמשא ײלח לע זלעת מא ײיחל ("Если будешь насмехаться над моей болезнью, я к тебе протяну мои щеки", Иегуда Галеви, "Диван", изд. Броды, II, 149); בודו דב דבצהו הדצבו ןוזמ העל ןוזמ ("И она собирает хлеба и обилие корма на время засухи и неурожая" у Алхаризи, "Tachkemoni, изд. Каминки, р. 49). — Золотой век анаграммы наступил с возникновением каббалы. Неоплатоники имели непостижимое для нас представление о влиянии анаграмматизма, т. е. слов, происходящих от применения анаграммы, в особенности анаграммы собственных имен. Поэтому не удивительно, что каббалисты, подобно всем неоплатоникам, претендуют на умение открывать таинственные свойства в собственных именах и их анаграммах. Так, многие амулеты имеют своим основанием перестановку букв (см. Raziel ha-malach, p. 62). Каббалисты, напр., объясняя обычай читать некоторые главы Мишны в годовщину смерти родных за упокой их души, остроумно замечают, что слово הנשמ состоит из тех же букв, как המשנ (душа). Почти все каббалистические книги содержат правила для составления Α., так называемой temurah (замена). — [Статья J. Broydé, в J. E., I, 551].

Раздел4.




   





Rambler's Top100