Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Англо-еврейская литература

— английские произведения, написанные на еврейскую тему евреями, и еврейская периодическая печать на английском языке.

Первым по таланту и по времени англо-еврейским беллетристом следует считать Дизраэли (Биконсфильда). Он вывел евреев действующими лицами в романах "Алрой" (1833), "Конингсби" (1845), "Танкред" (1847) и "Эндимион" (1880). Одновременно с Дизраэли писала и Грация Агиляр (Grace Aguilar, 1816—1847 гг.), которая, помимо сочинений по еврейской истории и религии, оставила исторический роман из жизни испанских евреев "Кедровая долина, или Мученик" и несколько других исторических рассказов из жизни евреев в Средние века. В то же время писал и драматург Барнето, мелодрама которого на еврейский сюжет "Сон судьбы" пользовалась большим успехом. Позже выступила Эми Леви (1861—1889 гг.), трагически покончившая с собою, автор романа "Рубин Сакс". Несколько небезынтересных романов, а именно "Соломон Исаак" (1877), "Еврей Аарон" (1894) и "Гордость расы" (1900), дал Бенджамин Фарджион (1838—1903 гг.). В последние десять лет немало пишет из еврейской жизни Самуэль Гордон, посвятивший ей ряд романов и мелких повестей. Но самым крупным бытовым писателем английских евреев является Израиль Зангвилль, юмор, наблюдательность и искренность которого, как и изящество и богатство языка, заслуженно снискали ему всемирную известность.

Первая англо-еврейская газета вышла в 1823 г. и называлась "Hebrew Intelligencer" ("Еврейский вестник"); вышло всего три номера. После этого в течение приблизительно 20 лет англо-еврейская община оставалась без еженедельников. В 1834 году был основан месячный журнал, посвященный вообще еврейской и специально раввинской литературе — "The Hebrew Review" ("Еврейское обозрение") и существовавший до 1856 г. В 1859 г. он возобновился под именем "Hebrew Review and Magazine for Jewish Literature", но в этом новом виде продолжался меньше года. Сороковые годы были богаты попытками издавать еврейские еженедельные и ежемесячные органы печати. С 1841 по 1848 г. выходил раз в две недели "Voice of Jacob" ("Голос Якова"); в 1841 г. появился первый номер и поныне существующей "Jewish Chronicle" ("Еврейской хроники"). В 1845 г. стали выходить еженедельные "Субботние листы" (Sabbath Leaves) и ежемесячная "Чаша Спасения" (Cup of Salvation) со строго ортодоксальным направлением. Оба издания, несмотря на поддержку сэра Мозеса Монтефиоре, существовали очень недолго. Столь же кратковременно было и существование основанного в том же году "Jewish Sabbath Journal" ("Еврейский субботний журнал"). В 1848 г., по прекращении "The Voice of Jacob", издатели последнего задумали выпускать ежемесячный журнал "Anglo-Jewish Magazine", но дальше первой книжки дело не пошло. В 1854 году начал выходить раз в две недели "Hebrew Observer" ("Еврейский наблюдатель"), но в том же году он был слит с "Jewish Chronicle", которая и стала появляться под двойным названием "Jewish Chronicle and Hebrew Observer". С 1868 до 1871 г. выходил еженедельный орган "Jewish Record" ("Еврейские отметки"). "The Jewish World" ("Еврейский мир"), существующий по настоящее время, был основан в 1873 году. В 1876 г. появилась газета "Jewish Times" ("Еврейское время"), но очень скоро она прекратилась. Некоторый успех имело выходившее в 1888—91 гг. "Еврейское знамя" (Jewish Standard) благодаря статьям Зангвилля, которые регулярно появлялись здесь под заглавием "Морер и Харейсес". В 1897 г. Л. Гринберг стал издавал ежемесячный журнал для детей "Young Israel" ("Молодой Израиль"), прекратившийся в 1901 г. В 1888 г. вышла первая книжка трехмесячника "Jewish Quarterly Review", посвященного вопросам еврейской науки и литературы и по настоящее время продолжающего издаваться под прежней редакцией Абрагамса и Монтефиоре. В 1874 году была сделана редактором "Jewish Chronicle" Ашером Майерсом попытка издавать ежегодник, вышедший, однако, только за один год. В 1895 году попытка эта была повторена Л. Гринбергом и оказалась вполне успешной, так как к тому времени англо-еврейская община, благодаря громадному наплыву еврейских эмигрантов, увеличилась втрое и издание ежегодника оказалось упроченным. Таким образом, в настоящее время англо-еврейская община имеет лишь два еженедельные органа печати на английском языке, "Chronicle" и "World", которые почти не отличаются между собою. С 1902 г. редакторами "Chronicle" состоят Дюнарк и Дэвис, а редактором "World" с 1904 г. Люсьен Вольф. Выходя в стране, где существует полное равноправие религий и народностей и где еврейского вопроса не только в юридическом, но и в социальном отношении нет, обе газеты носят более религиозно-синагогальный характер, чем боевой. Им не приходится защищаться или нападать на врагов еврейства, а только осведомлять членов общины о разных синагогальных, семейных и прочих событиях, которые могут интересовать их. Вследствие этого в обеих газетах, особенно в "Chronicle", отлично поставлена репортерская часть, но очень слаба чисто литературная. В последние годы оба издания начали выходить с иллюстрациями, а "World", кроме того, стала давать еженедельно приложение на жаргоне, имея в виду читателя из числа эмигрантов. В 1891 и 1892 гг. в виде приложения к этим газетам выходила "Darnest Russia" ("Мрачная Россия"), посвященная описаниям преследований евреев в России. Издание это выходило в неопределенные сроки и под анонимным редакторством члена Русско-еврейского комитета в Лондоне (ныне соединенного с Board of Guardians), Исидора Шпильмана.

С. И. Рапопорт.

Раздел6.




   





Rambler's Top100