Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Андреевский, Иван Ефимович

— профессор (с 1883 по 1887 г. — ректор) Петербургского университета; ум. 1891; член Комитета о евреях (см.). Приглашение А. в бюрократическое учреждение было несомненно вызвано желанием придать в общественном мнении авторитетное значение решениям Комитета. Совершенно незнакомый с условиями еврейской жизни в России, А. воспринял уже в самом Комитете односторонние и часто лживые сведения по еврейскому вопросу. Может казаться, что Α. из некоторого чувства гуманности пытался несколько смягчить царившее в Комитете крайне враждебное отношение к евреям, но если у него и было такое намерение, то он это делал в слишком слабой форме, чтобы иметь успех. Зная, что Комитет задумал выработать новое широкое ограничительное законодательство о евреях, А. не высказал какого-либо более или менее решительного мнения по этому поводу, ограничившись академическою постановкой вопросов, разрешение которых в благоприятном или неблагоприятном для евреев смысле он как бы предоставлял представителям правительства (председателю Комитета). Так, возбудив в представленной им Комитету записке о черте еврейской оседлости вопрос, следует ли идти по пути либеральных реформ Александра II или вернуться к репрессивной политике предшествовавших царствований, А. не дал своего ответа. Наряду с этим он высказывал такие соображения, которые свидетельствуют, что, усвоив превратное мнение о евреях, Андреевский разделял общий взгляд Комитета на необходимость ограничительных законов по отношению к ним. Отметив, что "талантливейшие и могущественные руководители евреев в Европе постоянно стремились к тому, чтобы евреи жили во всех европейских государствах и, составляя солидарное целое, руководили всеми насущными вопросами европейской внутренней и внешней политики", А., между прочим, спрашивал: "какими средствами может располагать государство для поднятия массы евреев против руководящей их аристократии? нельзя ли тяжелыми поборами в пользу еврейских просветительных учреждений заставить еврейских "аристократов" покинуть Россию? возможно ли при существовании еврейских школ устранить евреев от общего среднего и высшего образования?" Кроме того, считая, что экономический вред, причиняемый евреями, вызывается существованием черты оседлости, и признавая, что свобода передвижения должна быть предоставлена каждому человеку, Α. на случай, если нельзя упразднить черту оседлости, предложил следующий план: "Как история первой черты оседлости достаточно свидетельствует о великой опасности для коренного населения запирать в их территорию евреев, то было бы вовсе не желательно отводить таковую черту внутри Европейской России. Может быть, на несколько десятков лет не было бы опасности отвести такую черту на далекой юго-восточной окраине, примерно в Туркестанском крае". Мероприятиями по переселению (на средства еврейских обществ) правительство засвидетельствовало бы свою заботу о евреях (Рукописные материалы).

Ю. Гессен.

Раздел8.




   





Rambler's Top100