Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Антисемитизм

Антисемитизм в новейшей истории.

Антисемитизм в Алжире. — Отношения между евреями и туземным населением Алжира начинают особенно обостряться с 70-х гг. XIX в., когда в силу декрета 24 октября 1870 г. евреи получили права французских граждан и тем самым были поставлены в привилегированное в сравнении с арабами положение. Кроме этой причины, на отношения туземцев к евреям влияло и то, что евреи с самого начала войны Франции с арабами оказывали французам большие услуги в покорении Алжира, вступая в ряды их войск и не скрывая своего сочувствия установлению в стране французского господства. Арабы не понимали, что евреи поступали так не из вражды к ним, а из желания приобщиться к европейской культуре. Самый факт принятия алжирскими евреями французского подданства арабы истолковали, как стремление их к сепаратизму. Распространялись слухи о тайных сношениях евреев с французским правительством, о выдаче последнему главарей арабского восстания и т. д. Таким образом, уже при зарождении антисемитизм в Алжире был свободен от религиозной или расовой вражды и носил характер исключительно политический. Декрет Кремье как бы подтвердил обвинения туземцев, и в 1871 г. в Алжире произошел еврейский погром. С этого времени арабский антисемитизм начинает пускать глубокие корни и встречает сочувствие также у некоторой части французского населения, испугавшейся конкуренции со стороны уравненных в правах евреев. Главный аргумент французских антисемитов гласил, что евреи благодаря своей многочисленности начинают вытеснять французов-христиан из муниципалитетов и других выборных учреждений. Неocнoвaтeльнocть этого обвинения сама собою очевидна, если принять во внимание, что французское население Алжира во второй половине прошлого столетия удваивалось каждые 12, а еврейское лишь каждые 30 лет. "Отцом" французского антисемитизма в Алжире является некто Байль, крещеный еврей, редактирующий с 1882 г. газету "Petit Algérien". Самые гнусные обвинения взводились Вайлем на алжирских евреев, и в то время как арабы объясняли свою вражду к евреям привязанностью последних к Франции, христиане-антисемиты, принявшие французское гражданство, скрывали политическую сторону своей антисемитской агитации, указывая на какие-то особые расовые свойства евреев. 80-е годы ознаменовались в Алжире целым рядом еврейских погромов, и в 1884 г. даже французские солдаты были вовлечены в антисемитский погром. Произошло это по следующему поводу: натурализованное еврейское население Алжира отбывало, согласно постановлению французского правительства, действовавшему до 1887 г., воинскую повинность не на своей родине, а в метрополии, преимущественно в приморских городах. Антисемиты воспользовались этим законом, чтобы натравить французских солдат против алжирских евреев, якобы приобретших политические и гражданские права для того, чтобы и в этом случае устроиться лучше и удобнее французов. Однако когда евреи в Алжире до 1871 г. образовали отдельный стрелковый батальон, то и это обстоятельство вызывало нарекания со стороны арабов, и после первого антиеврейского погрома в городе Алжире комиссар Ламбер вынужден был для успокоения умов туземного мусульманского населения распустить этот батальон. Любопытно проследить, какие обвинения предъявляли к алжирским евреям французы-колонисты, выступавшие то под флагом радикализма, то под флагом республиканизма. На заседании оранского генерального совета в 1882 г. представитель одной коммуны департамента Орана, некто Отэн, внес предложение о том, чтобы ходатайствовать перед палатой депутатов об отмене декрета Кремье. Свое предложение Отэн мотивировал тем, что евреи, преследуя узконациональные интересы, являются вредной и опасной для французов расой. В том же заседании член генерального совета Фук настаивал на закрытии еврейской консистории в Алжире, являющейся якобы прибежищем еврейских заговорщиков. Оригинально было и предложение советника Робера о раскассировании всех еврейских избирателей департамента Орана между четырьмя избирательными округами так, чтобы перевес повсюду оставался за французами. Предложение это было отвергнуто большинством 11 голосов против 7. Из этих трех предложений было принято лишь предложение Фука. В том же году в Оране была основана "Антисемитская лига", начавшая не только голословно обвинять евреев в хищничестве, в подстрекательстве и в разных других преступлениях, но и бойкотировать еврейские магазины, ремесленников и рабочих. Когда около этого времени оранские евреи проектировали постройку госпиталя, "L'Africain" поднял настоящую тревогу. Он писал: "С точки зрения общественного здравия это предприятие может встретить одобрение, но с точки зрения нашего принципа мы должны бороться против него всеми силами". Вскоре после этого наступил выборный период, переизбирался местный муниципалитет — и по этому поводу "Nouvelliste de l'Algérie" печатал такие алармистские аншлаги: "Избиратели, берегитесь! Нам грозит великое зло. У нас скоро будет еврейский муниципалитет, еврейский префект, еврейский генерал-губернатор и, чего доброго, еврейский генеральный командир 19 корпуса. Перед наступлением общего врага наш долг кричать: "Избиратели, берегитесь! Еврей — враг наш!" Представитель Алжира в французской палате депутатов Сабатье произносил в 1887 г. горячие филиппики против алжирских евреев, обвиняя их "в пагубном влиянии на политическую жизнь", в том, что еврейская консистория в Алжире является "настоящим избирательным бюро". Министр внутренних дел обратился в центральную консисторию в Париже с просьбой высказаться по этому поводу. Консистория произвела тщательную проверку фактов и представила мотивированный ответ, который рассеял всякие предположения относительно политической агитации алжирской консистории. Из других обвинений алжирских антисемитов самым неприятным для туземных евреев было обвинение их в уклонении от отбывания воинской повинности, в неспособности выполнять ее и в трусости. Против этого обвинения восстал еще Кремье, который на одном из заседаний "Alliance Israélite" в 1872 г. сделал специальный доклад по вопросу о евреях Алжира на военной службе. Им была произведена обширная анкета среди христианских офицеров, отзывы которых, а также и официальная статистика служат ценными документами, опровергающими измышления антисемитов и в этой области. Расцвет алжирского антисемитизма относится к 1894—1898 гг. Это было время, когда и судьбы метрополии в значительной степени зависели от антисемитской пропаганды. Дело Дрейфуса, открыв широкий простор темным реакционным силам и ожесточив партийные страсти, сильно способствовало успехам и алжирских антисемитов. На сцене появились мэр Алжира Макс Режис, Дрюмон, Морино, Маршал, выставлявшие здесь свои кандидатуры в палату депутатов. Они вступили в союз с отбросами мусульманского населения, мобилизовали чернь и держали целых пять лет всех алжирских евреев в ужасе и страхе. В 1897 году французские антисемиты Алжира требовали изгнания оттуда всех евреев в 24 часа и конфискации в пользу государства их имущества. Они грозили "разрубить каждого еврея надвое", иронически замечая, что в таком случае еврейское население удвоится. Если принять во внимание, что не только алжирская провинция, но и вся Франция переживала в то время опасный политический кризис, если учесть те эксцессы, которые выпали в то время на долю евреев, то ясно будет, что в этих диких угрозах, исходивших, к сожалению, от представителей высокой культуры и цивилизации, не было ничего невозможного. В том же 1897 году антиеврейские беспорядки настолько участились в Алжире, что туда был назначен генерал-губернатором Лепин для их подавления; но он вскоре был отозван, так как его присутствие еще более раздражало антисемитов. Министр внутренних дел Бриссон назначил вместо Лепина вице-президента государственного совета Лаферриера, которому удалось, правда с большим трудом, немного успокоить страну. 8 мая 1898 года происходили парламентские выборы, и Алжир из шести депутатов послал четырех антисемитов: Эдуарда Дрюмона (окр. Алжир), Фирмена Фора (окр. Оран), Маршала (окр. Алжир) и Морино (округ Константин). Морино был секретарем парламентской фракции антисемитов и редактором газеты "Républicain de Constantine", а первый был председателем фракции. Присутствие четырех антисемитских представителей Алжира в палате депутатов вызывало нередко бурные дебаты по вопросу о политической судьбе этой французской провинции. Французские радикалы и социалисты стремились сорвать маску с своих "коллег" по избирательной платформе и пролить свет на их темную и полную авантюризма деятельность. Эта сессия парламента послужила могилой для алжирских антисемитов, так как с 1902 г. они окончательно теряют под собою почву в Алжире и уже более не появляются на парламентской трибуне. Большая заслуга в этом деле выпала на долю социалистического депутата Парижа — Руане, который одно время и сам нападал на евреев, но теперь понял истинную подкладку антисемитской агитации. Его речь против Дрюмона в 1899 году явилась настоящим обвинительным актом антисемитизма. Вакханалия алжирских антисемитов продолжалась недолго. После того как во французской печати были разоблачены закулисные стороны алжирских "радикалов" и "республиканцев" (любопытно, что в 1898 г. антисемит Морино прошел в округе Константин как кандидат радикальной партии), влияние их стало заметно уменьшаться. Вместе с поражением французских антисемитов в Алжире притихла и арабская чернь, составлявшая в период погромного настроения почетную гвардию для гг. Дрюмонов, Форов и Режисов. На выборах в палату депутатов 1902 г. в пяти (в шестом они не выставили кандидата) избирательных округах антисемиты потерпели полное поражение, никто из них не был избран. За них было подано в общем 36.582 голоса, т. е. около 1/3 всех голосующих, а на выборах 1906 г. это число еще более уменьшилось. — Ср.: M. Wahl, L'Algérie, Париж, 1897; M. Colin, Quelques questions algériennes, 1899; Nicaise, L'Algérie au début du XX siècle. La question juive, Пар., 1899; L. Forest, La naturalisation des juifs algériens; Aunerat, L'antisémitisme à Alger, 1885; L. Durieu, Le prolétariat juif en Algérie, в "Rev. Socialiste", 1899; его же, La naturalisation des juifs algériens, "Rev. Socialiste", 1900; Rouanet, L'antisémitisme algérien, 1899; Lenormand, Le péril étranger, 1899; Encyclopédie populaire du XX siècle, Paris, 1900. — Антисемитская периодическая печать в Алжире: "Le Radical Algérien", "Le Petit Algérien", "Le Moniteur d'Algérie", "Le Petit Colon", "Le Nouvelliste de l'Algérie", "L'Africain", "Le Républicain de Constantine".

H. Борецкий-Бергфельд.

Раздел6.




   





Rambler's Top100