Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Антропология

— По мнению некоторых представителей, предмет ее ограничивается изучением человека как животного организма. Такое понимание А. представляется слишком узким; авторитетный в этом вопросе специалист Мануврие в своем очерке "L'Anthropologie et le Droit" ("Revue internationale de sociologie", 1894) развивает взгляд на A. как на науку, широкая область которой должна захватывать даже значительную часть социологии. Можно также указать и на основателя антропологии, Брока, который считал предметом этой науки "изучение человеческой группы, рассматриваемой в ее совокупности, в ее отдельных частях и в отношении со всей природой", причем особенно настаивал на необходимости считаться при этом изучении с социальными условиями, указывая, например, на огромное антропологическое значение института брака и его различных форм. Эта необходимость нигде, может быть, не выступает так резко, как при изучении антропологии евреев. Исключительные условия, в которых приходилось евреям жить в течение долгих веков, затхлая атмосфера средневековых гетто, крайне ограниченный выбор средств к существованию (мелкая торговля и сопряженные со всякими треволнениями денежные дела) вследствие запрещения владеть землею и закрытия доступа в ремесленные цехи, вытекавшая отсюда гнетущая нужда огромного большинства еврейской массы, постоянные преследования со стороны окружающего населения, изолированность еврейской общины и тесная сплоченность ее членов — все это не могло не отразиться самым чувствительным образом на телесном и психическом складе еврея. Антропология евреев не должна поэтому ограничиваться анатомической характеристикой еврейского типа или, вернее, еврейских типов, ибо большинство исследователей допускает существование у евреев двух типов, из которых один приближается к арабской расе, другой — к ассироидской: первый присущ главным образом испанским евреям (сефардам), переселившимся во времена инквизиции во Францию, Голландию, Турцию и на южное побережье Средиземного моря (Марокко, Триполи, Алжир, Египет), а также кавказским, или так называемым "горским", евреям и палестинским евреям; второй обыкновенно отождествляется с немецкими евреями (ашкеназами), населяющими германские и славянские страны. Не касаясь здесь подробностей характеристики этих типов, следует заметить, что приверженцы единства еврейского типа приводят обыкновенно этот последний как замечательный пример неизменяемости расы, указывая на то, что еврейский тип сохранил все свои особенности, несмотря на различие географических условий, при которых ему приходилось существовать в разных странах. Но защитники теории постоянства еврейской расы упускают из вида, что по отношению к человеку естественная физико-географическая среда, игравшая такую видную роль в доисторический период, уже давно уступила свое место общественной среде, а в том-то и дело, что если евреям приходилось и приходится жить при самых различных географических условиях, то — по крайней мере, очень долгое время — другие условия жизни, условия экономические и общественные, для них были повсюду одинаковы. С этими-то социальными факторами приходится считаться даже для объяснения таких чисто анатомических особенностей евреев, как относительно низкий рост или слабая емкость грудной клетки. Последняя особенность, как известно, считается настолько характеристической для евреев, что по русскому уставу о воинской повинности для всего населения империи, за исключением евреев, нормальная окружность грудной клетки должна при приеме на военную службу отвечать половине роста с четвертью вершка, а для евреев — такой же половине без полувершка. По исследованиям Майера и Коперницкого, объем груди превышает половину роста у поляков и русинов, тогда как у галицийских и литовских евреев он меньше половины роста. Такой же результат был получен Снигиревым при сравнении польских евреев с поляками, немцами, литвинами и коренными русскими. Тем не менее, д-р Блехманн, вполне признавая, что у евреев отношение объема грудной клетки к росту вообще гораздо менее благоприятно, чем у племен, среди которых они живут, считает, однако, нужным прибавить на основании своих исследований, что "с улучшением материальных и гигиенических условий это отношение также заметно улучшается". В том же смысле говорит и разница, замечаемая, например, в росте кавказских евреев, с одной стороны, и русских евреев, с другой. Первые, по показаниям И. Ш. Анисимова, среднего и часто высокого роста, тогда как русские евреи в этом отношении стоят значительно ниже как славянского населения России, так и черкесов, латышей, эстонцев и чувашей: по измерениям, произведенным Шульцем, рост неевреев колеблется между 1680 и 1730 миллиметров, между тем как средний рост евреев не превышает 1637 миллиметров. Измерения, произведенные Снигиревым на 4470 польских и 2122 литовских евреях, дали еще меньшую среднюю величину, а именно для первых 1612, для вторых 1611 миллиметров. У 325 варшавских евреев, исследованных Элькиндом, средняя цифра роста оказалась в 1610 миллиметров для мужчин и в 1506 миллиметров для женщин. При оценке тех или иных физических особенностей евреев нужно быть весьма осторожным и не относить на счет постоянства расовых признаков то, что в действительности является результатом воздействия одинаковых условий среды. Это обстоятельство приобретает еще более важное значение, когда дело идет об особенностях демографии или патологии евреев. Общая и медицинская статистика евреев, к сожалению, еще слишком мало разработаны, но даже при современном, пока неудовлетворительном, состоянии соответствующих материалов можно почерпнуть из них весьма поучительные данные, свидетельствующие о том глубоком влиянии, какое оказывают условия общественной жизни не только на такие социальные явления, как преступность и самоубийство, но даже на такие, казалось бы, чисто биологические факты, как число мертворожденных или процент психически больных и т. п. Вопрос о принадлежности современных евреев к той же расе, что и евреи, упоминаемые в Библии, составляет предмет споров. Доводы, приводимые до сих пор против чистоты еврейской расы, таковы: 1) несомненность факта, что в библейские времена евреи смешивались с соседними племенами; 2) частое упоминание о прозелитах в ранней христианской литературе; 3) запрещение вступать в брак с евреями, подтверждаемое многими церковными соборами, указывает на частое нарушение этого запрещения; 4) обращение в иудейство хазар, туранского племени Южной России, от которых, как полагают, произошло большинство русских евреев, составляющих около половины всех современных иудеев. На это защитники чистоты еврейской расы возражают: 1) скрещивания, упоминаемые в Библии, имели место в незначительном числе и притом с родственными племенами; 2) прозелиты составляли главный источник, откуда первобытная христианская церковь вербовала своих членов, ограждая их таким образом от соприкосновения с иудаизмом; 3) суровость наказания, установленного церковью за брак с евреями, показывает, как редки в действительности были подобные случаи; 4) обращение хазар было скорее номинальным, чем реальным, и оставило следы лишь среди немногих караимов Южной России; остальные русские евреи пришли из Германии, о чем свидетельствует их немецкий диалект; 5) различия в типе могут быть результатом социальной дифференциации, да они, впрочем, не настолько значительны, в особенности если принять во внимание все последовательные изменения. Защитники чистоты еврейской расы подчеркивают: 6) каганам, членам касты жрецов, не разрешалось и не разрешается вступать в брак с прозелитами, и, следовательно, они должны были сохранить чистоту рода; 7) ясно выраженное сходство между еврейками всего мира, показывающее, что у них женский тип подвергся менее значительным изменениям, вполне согласуется с биологическим законом рас; 8) смешанные браки в настоящее время очень часто оказываются бесплодными, что будто бы доказывает ослабление влияния скрещиваний в возрастающей геометрической прогрессии; 9) редкость упоминаний в исторических памятниках о прозелитизме в смешанных браках, начиная с Средних веков; 10) преобладание еврейской крови, что видно из ярко выраженного еврейского типа даже у отдаленных потомков евреев от смешанного брака; 11) строгое социальное обособление, которое можно доказать исторически на протяжении всей христианской эпохи; 12) наличность ясно выраженного еврейского типа, что доказывается измерениями лица и туловища современных евреев всех стран. Антропологические измерения евреев производились спорадически в большинстве стран Европы и дали следующие результаты: средняя высота роста евреев 1621 мм; расстояние между распростертыми руками — 1691 мм; окружность груди — около 810 мм, так что они — самые низкорослые и узкогрудые из обитателей Европы. По форме черепа они преимущественно брахицефалы, т. е. ширина черепа составляет обыкновенно с лишком 80% его длины. Этим фактом пользовались как аргументом против чистоты расы, так как большинство семитов — арабы, сирийцы — принадлежат к долихоцефалам, или длинноголовым. Но так как еврейские черепа едва ли не самые большие в Европе, то трудно сказать, происходит ли эта особенность от какой-либо примеси; вероятно, она обязана своим происхождением развитию мозга. — Что касается цвета кожи, евреи, за исключением одной только Галиции, смуглее народов, среди которых они живут в Европе. Волосы у них также темнее: обыкновенно — 15% брюнетов евреев при 3—4% их в общем населении. Довольно интересно, что евреи дают большую пропорцию рыжих, чем какой-либо другой народ: возможно, что это следствие недостатка питания. Еврейки, по-видимому, обладают более острым зрением и большей силой нажима, чем женщины других народов. Около 1/3 евреев имеют голубые глаза, между тем как в общем населении голубоглазых 1/3. Вполне к блондинам можно причислить одну четверть евреев и около половины народов, среди которых они живут. Характерной чертой лица евреев считается обыкновенно нос, который действительно имеет у них наибольшую длину (77 мм) и наименьшую ширину (34 мм). Характерность лицу придают резко обозначенные ноздри, имеющие форму, напоминающую цифру шесть. Губы евреев также характерны, так как у 48% они толстые. Эти черты и составляют элементы ясно выраженного еврейского типа, который определяется таким образом: "семитические черты с выражением гетто". Этот тип можно встретить на ассирийских барельефах, точно так же как и в современных гетто. На основании собранных портретов еврейских юношей лицо еврея можно охарактеризовать следующим образом: "резко обозначенные тонкие ноздри; довольно большой рот с рельефно очерченными углами и выступающей вперед нижней губой; толстый подбородок; широкий лоб с выдающимися надбровными возвышениями, покрытыми редкими волосами у внешних краев, и большие, блестящие, темные глаза, полузакрытые с отвисающими и выступающими вперед нижними веками, с созерцательным выражением у юношей, переходящим в живой и проницательный взор в зрелом возрасте". Вышеприведенные результаты — средние, полученные при различном числе опытов в разных классах общества, и их, следовательно, можно считать верными. Детали относительно волос, глаз, цвета кожи получены путем исследования не менее 120.000 лиц, а данные о форме носа — на основании исследования лишь 119 лиц. Разница в социальном положении оказывает заметное влияние. Так, для 12.000 евреев средняя высота роста — 1621 мм, а для английских евреев более состоятельных классов — 1708 мм. Преобладающий среди евреев узкий обхват талии должен был бы дать для них, употребляя технический термин, самый низкий "коэффициент долговечности", но статистика доказывает противное. Что же касается статистических данных об образе жизни евреев, то евреи представляются в одинаковой степени сходными друг с другом и резко отличающимися от населения, среди которого они живут. Так, почти во всех странах процент браков у евреев ниже, чем у христиан: средней цифрой для евреев является шесть браков на каждую сотню жителей. Евреи вступают в брак моложе христиан (в России половина еврейских браков заключается между лицами, не достигшими двадцатилетнего возраста), и вследствие этого среди евреев выше пропорция браков между холостяками и девицами. Браки между двоюродными братьями и сестрами гораздо чаще у евреев, чем в любом другом народе: вероятно, в три раза чаще. Процент смешанных браков между евреями и христианами варьирует в различных странах от 1% в Алжире до 12% в Берлине. Евреи, по-видимому, прибегают к разводу несколько реже, чем остальное население. Сравнительно с прочим населением процент рождаемости евреев ниже: в среднем около 33,5 на тысячу ежегодно при 36,3 на тысячу для всего населения, хотя это расходится с общим представлением и как будто противоречит тому факту, что, по правилу, у евреев более многочисленные семьи, нежели у христиан. С другой стороны, смешанные браки поразительно бесплодны, доставляя лишь 15 рождений на 1000. Среди детей евреев мужской пол преобладает в более высокой степени, чем в общем населении, в пропорции 112:105 (принимая 100 за число детей женского пола), хотя интересно отметить, что в Европе отношение числа евреек к числу евреев выше (106:100), чем отношение числа женщин к числу мужчин в общем населении (103:100). Это преобладание мужских рождений среди евреев привлекло внимание естествоиспытателей и, по-видимому, является отчасти следствием меньшего числа незаконнорожденных и мертворожденных. Евреи дают 3% мертворожденных, а общее население 4%: эта разница в 1% (абсолютно) составляет 25% (относительно). Сравнительная редкость мертворождений, вероятно, результат низкой пропорции незаконнорожденных среди евреев, равной в среднем лишь 1/5 обычной пропорции. Превосходство это наблюдается в различной степени в разных местностях и уменьшается по мере того, как ослабевает давление общественного мнения гетто: в Пруссии, например, произошло заметное повышение процента незаконнорожденных. Процент смертности среди евреев ниже, чем среди их соседей, особенно для числа смертей в возрасте до пяти лет. В этом ключ всей еврейской статистики, поскольку сравнительно незначительное число смертей приходится на возраст между 5 и 20 годами; отсюда сравнительно более высокая пропорция евреев, живущих в этом возрасте, чем это наблюдается среди общего населения. Следовательно, если отнести числа браков и рождений к общему количеству еврейского населения, они оказываются менее многочисленны у евреев, чем у их соседей; принимая же в расчет лишь население старше двадцатилетнего возраста (что было бы правильнее), числа браков и рождений среди евреев на самом деле окажутся выше. Так, в Будапеште процент евреев старше двадцати лет равняется 45, между тем как процент христиан того же возраста не превышает 34. Низкий процент смертности еврейских детей, вероятно, является следствием того, что еврейские матери редко занимаются чем-либо помимо домашнего хозяйства. Низкий процент смертности наблюдается у евреев почти для всех возрастов, до глубокой старости: это доказывает, что евреи долговечнее своих соседей. Вследствие ранних браков и жизнеспособности детей продолжительность поколения (средний возраст мужчин при вступлении в брак + 1 год + половина периода женской плодовитости) у евреев меньше, чем у христиан (около 31 года и 36 лет); таким образом, число живущих одновременно поколений у евреев больше и традиция среди них сильнее, размножение их идет быстрее. Очень мало было собрано специальных данных о смертности евреев, о болезнях, которым они особенно подвержены, и о тех болезнях, от которых они умирают. Евреи считались застрахованными от туберкулеза, но это мнение было опровергнуто примером нью-йоркских иммигрантов. Среди евреев несомненно меньше алкоголиков, чем среди других народов, и случаи алкоголизма в еврейских больницах чрезвычайно редки. Евреи считаются в большей степени, чем другие народы, подверженными диабету и геморрою, по всей вероятности вследствие их сидячей жизни; они реже прочего населения страдают венерическими болезнями; они несомненно чаще заболевают расстройством нервной системы, как видно из высокого процента среди них глухонемых, слепых и умалишенных, чем среди общего населения. Евреи гораздо чаще, чем их соседи, страдают дальтонизмом, по крайней мере в полтора раза чаще, чем другие народы. Их предрасположение к нервным болезням происходит либо от расовых особенностей, либо от того, что они чаще всего живут в городах и усиленно занимаются преимущественно умственным трудом. Интересно отметить, что евреи, превосходя христиан по числу нервных болезней, уступают им по количеству самоубийств, так как весьма немногие евреи решаются на такое средство. Особенности статистических данных о евреях могут быть результатом расового единства или сходства социальных условий, так как числа, полученные при измерении роста и его увеличения, являются скорее результатом влияния пищи, чем природных особенностей. Найдено, например, что рост евреев богатого квартала Лондона (West End) достигают в среднем 64,3 дюйма, а в бедном (East End) средний рост = 61,5 дюйма. Таким образом, социальные условия, в которых живут евреи, имеют прямое отношение к их антропометрии; объясняется это тем фактом, что они живут почти исключительно в городах; это является отчасти следствием средневековых преследований, отчасти же следствием нужд народной религии. Как правило, лишь 1/5 часть евреев живет вне больших городов, между тем как в таких условиях находится 2/3 общего населения. Этим в значительной мере объясняются их слабое телосложение, низкий рост и высшая пропорция душевных и других болезней. Особенностями их занятий являются и преобладание торговли — более 50% взрослых работников заняты в торговле, между тем как в общем населении торговлей заняты лишь 6%, — и, соответственно этому, незначительное число ремесленников у евреев на Западе (наполовину менее многочисленны, чем у христиан). Из занятий, особенно распространенных среди еврейских ремесленников, первое место занимают портняжество и сапожное ремесло, как и в общем населении, и это послужило причиной жестокой эксплуатации ("sweating") в Соединенных Штатах вследствие продолжительности рабочего дня, на который соглашались там русские евреи. Вследствие преобладания этих плохо оплачиваемых занятий евреи в общей массе беднее, чем их соседи, хотя немногие отдельные лица и накопили большие богатства. Взятые в целом, евреи беднее, чем какой бы то ни было другой народ в Европе. Они, по-видимому, очень стремятся дать своим детям хорошее воспитание, вследствие чего среди либеральных профессий их относительно гораздо больше, чем христиан; например в Италии в либеральных профессиях заняты 8,7% евреев и только 3,7% христиан. Здесь тоже должна быть внесена поправка ввиду того, что евреи составляют городское население, из которого, главным образом, и пополняются эти профессии. Это особенно заметно в сфере медицины. Евреи-врачи на континенте Европы примерно в три раза многочисленнее врачей-христиан. У евреев меньше духовенства: в среднем один представитель духовенства на 1500 евреев и один на 1000 христиан. — Вышеупомянутые результаты извлечены из большого числа статистических сведений для различных стран; желательно было подтвердить их примером Пруссии, собравшей статистические данные о своих евреях за более продолжительный период, чем какая-либо другая страна.

Нижеследующая таблица приводит по большей части средние цифры для пятилетия 1891—95 г., для которого имеются удовлетворительные статистические данные; но некоторые из приведенных чисел относятся к более продолжительным периодам.

Статистические данные о евреях в Пруссии

 

Евреи

Неевреи

Горожан на 100 человек

78,91

35,4

Женщин на 100 мужчин

108

103

Процент браков

6,5

8,2

Процент смешанных браков

6,1

8,5

Лица, не вступившие в брак, старше 14 лет

48,95

54

Рождений на 1000

22,7

38,2

Процент мертворожденных на число всех рождений

3,4

4,1

Процент незаконнорожденных на число всех рождений

2,9

7,9

Законных рождений

3,5

4,6

Рождений от смешанных браков

1,7

 

Смертей на 1000

14,9

22

До 15-летнего возраста (% на число всех смертей)

40,1

56,2

Самоубийств на 100000

9,6

20,2

Избыток числа рождений над числом смертей

7,8

16,2

Больных на 10000

63,45

41,98

Слепых на 10000

13,34

9,45

Глухонемых на 10000

14,88

9,96

Умалишенных на 10000

35,23

22,57

Страдающих дальтонизмом, %

4,1

2,1

Глаза:

Голубые

18,7

43

Серые

28,8

32,7

Карие

53,5

24,3

Волосы:

Светлые

22,4

72,2

Каштановые

55,5

26,1

Черные

10,1

1,2

Рыжие

0,5

0,3

Кожа:

Белая

77,7

93,5

Занятия:

Земледелие

1,0

36,11

Промышленность

19,31

36,06

Торговля

55,68

12,52

Чиновники и либеральные профессии

6,26

7,18

Без определенных занятий

15,79

8,23

Образование:

Высшее

3,6

0,5

Безграмотных

7,2

8,9

Преступников на 1000

58,7

69,5

Нищих

6,46

4,19

Все эти данные тождественны с теми, которые установлены для евреев других стран, за исключением, во всяком случае, числа рождений и браков и избытка числа рождений над числом смертей, которые обыкновенно пропорционально выше этого избытка в общем населении. В общем с антропологической точки зрения евреи — явно выраженный однообразный тип, происшедший либо от единства расы, либо от сходства окружающей обстановки. Характер физического развития евреев определяется, главным образом, их жизнью в городах. Их общее стремление при малоблагоприятных условиях жизни, потому что они либо скучены в одном месте, напр. в черте оседлости в России, либо вынуждены иммигрировать в другие страны, где им, как иностранцам, приходится вступать в конкуренцию с общим населением, выражается в пристрастии к городской жизни. Русские евреи, переселившиеся в другие страны, воспитали поколение, приноровившееся к новой обстановке. Таким образом, по своим антропологическим признакам евреи, вероятно, приблизятся со временем к соседним с ними народам. Но отличительные расовые признаки их все-таки, по всей вероятности, останутся. — Ср.: K. Vogt, Vorlesungen über den Menschen 1863; De Quatrefages, Cours d'anthropologie (Revue des cours scientifiques, 1868); W. Z. Ripley, The races of Europe, Нью-Йорк, 1889; J. Deniker, Les races et les peuples de la terre, 1900; J. Beddoe, On the physical characteristics of the Jewish race, 1861; J. Majer i I. Kopernicki, Characterystyka fizyczna ludnosci Galicyjskiej, 1876; Richard Andree, Zur Volkskunde der Juden, 1881; G. Schultz, Bericht über Messungen an Individuen von verschiedenen Nationen (Bulletin de la classe physico-mathémat. de l'Académie imper. des sciences de St.-Pét., 1845); Снигирев, "О результатах освидетельствования и измерения груди и роста лиц, призванных к военной службе в 1875 году" ("Военно-медиц. журнал", 1878—1879); И. Анисимов, "Кавказские евреи-горцы" ("Сборник материалов по этнографии, изд. при Дашковском этнографич. музее"; выпуск III, 1888); Bernhard Blechmann, Beitrag zur Anthrop. Der Juden, Inauguraldissertation, 1882; L. Stieda, Ein Beitrag zur Anthrop. Der Juden (Archiv für Anthrop., 1883); Constantin Ikow, Neue Beiträge zur Anthrop. Der Jud., 1884; Ed. Goldstein, Introduction à l'étude anthrop. Des juifs (Revue d'anthrop., 1885); A. Neubauer, Notes on the race types of the Jews (Journal of the Anthrop. Institute of Great Britain and Ireland, 1885—6); J. Jacobs, On the racial characteristics of modern Jews (там же, том XV); его же, The comparative distribution of Jewish ability (там же); его же и Spielman, On the comparative anthrop. Of English Jews (там же, 1889—1890); его же, Studies in Jewish statistics, social, vital and anthrop., 1891; Berlin, The races of the Babylonian empire (Journal of the Anthropolog. Institute, 1888—89); Aisberg, Rassenmischung im Judenthum (Sammlung gemeinverständlicher wissenschaftlicher Vorträge, 1891); F. Von Luschan, Die anthrop. Stellung der Juden (Correspondenzblatt der deut. Gesells. Für Anthrop., 1892); Талько-Гринцевич, "К антропологии украинских и литовск. Евреев" (Протоколы Русск. антропол. общества, 1892); V. Jacques, Les origines ethniques des juifs (Bullet, de la Société d'anthrop. de Bruxelles, 1893—4); S. Weissenberg, Die südrussischen Juden (Archiv für Anthrop., 1895); A. Elkind, Zur Anthrop. der russisch-polnischen Juden (Centralblatt für Anthrop., Ethnologie und Urgeschichte, 1898); Л. Шейнис, "Псевдоантропологические основы антисемитизма" ("Рус. богат.", 1900); C. Russel and H. S. Lewis, The Jew in London; а study of racial character and present day conditions, 1901; Юдт, Die Juden als Rasse, 1903; M. Fishberg, Physical anthrop. of the Jews (American Anthropologist, 1903); Renan, Le judaïsme comme race et religion, 1883. J. Jacobs [J. E., I, 419—21] и Л. Шейнис.

Раздел6.




   





Rambler's Top100