Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Арам-Цоба

(הנזצ םרא) — арамейское царство (II кн.Сам., 10, 6, 8; ср. I кн. Сам., 14, 47; II кн. Сам., 8, 3). Местонахождение его долгое время считалось спорным среди ученых, но благодаря клинообразным надписям вопрос настолько разъяснился, что почти с уверенностью можно сказать, что Арам-Цоба есть ассирийское "Suiti", находившееся к югу от Дамаска и недалеко от Хаурана (Schrader, Die Keilinschriften und das Alte Testament, 3 изд., 1903, стр. 42, 135, 239 и след.). В одном месте Библии (I кн. Сам., 14, 47) приводится рассказ о том, что с одним из царей Арам-Цобы сражался Саул, но достоверность его до сих пор не установлена. Более достоверным и имеющим, несомненно, отношение к упомянутому рассказу является сообщение летописца о борьбе Давида с Гададезером, царем Арам-Цобы, над которым Давид дважды одержал блестящие победы, несмотря на то, что Гададезер выступал против него в союзе с аммонитами и другими сирийцами (II кн. Сам., 10, 6 и сл.; ср. II кн. Сам., 8, 3 и сл.). Тогда же Давид подчинил это государство израильскому владычеству (II кн. Сам., 10, 19); однако в эпоху царя Соломона Арам-Цоба, по-видимому, уже не был подчинен евреям, что косвенно усматривается из I книги Царей (11, 23). В каком отношении стоит Арам-Цоба к Хамат-Цоба, о котором упоминается в Библии один только раз (II кн. Хрон., 8, 3) и над которым одержал победу Соломон, установить из библейских данных нельзя [ибо выражение "до Хамата", встречающееся в I кн. Хрон., 18, 3 при описании победы Давида над царем Арам-Цобы, Гададезером, не встречается, однако, в более древнем и параллельном месте летописи (II кн. Сам., 8, 3); поэтому оно может быть признано позднейшей вставкой хрониста]. Кроме вышеупомянутых мест, нигде в позднейших книгах Библии ничего не упоминается про Арам-Цобу. Напротив, в ассирийских памятниках встречаются нерднократные указания на Цобу. Наряду с ассирийскими географическими данными, которые указывают на город "Subat" и "Subut", т. е. Цобу, тο между Гадрахом и Самаллой, то между Дором и Хаматом, то, наконец, между "Kui" (Киликийская равнина) и Цемиром (морской берег Финикии), надпись царя Ассурбанипала, относящаяся к 650 году дохристианской эры, среди Эдома, Аммона, Хаурана, Моаба, Сапарри (?) и Гарги также упоминает про город "Subit", которым может быть только город Цоба. Позднее этот город ни в каких древних источниках не упоминается, и так как до сих пор нигде не удалось найти хотя бы развалины этого города, то и местоположение его до сегодняшнего дня остается невыясненным. Отождествление этого города с городом Цобад, лежавшим недалеко от Кенессерина и Соленого озера, отождествление, основанное на созвучии, едва ли может быть признано правильным, так как этот город должен был находиться значительно западнее (отождествление Арам-Цобы с Низибисом месопотамским, которое неоднократно встречается y сирийских писателей, основано на чистом произволе и ничем не подтверждается). Из приведенных библейских данных, так же как и клинописных сведений, можно с достоверностью установить лишь, что область Арам-Цобы должна была находиться севернее Палестины, между Средиземным морем и Евфратом. Nöldeke (в Bibelex. Шенкеля, т. I, стр. 232) помещает Цобу в окрестностях Эмессы, а Галеви (Wörterb., s. v.) настаивает на тождественности этого города с Халкисом. — Ср. Schrader, Keilinschriften und Geschichtsforschung, стр. 122; idem, Die Keilinschriften und das Alte Testament, 3 изд., стр. 239 и сл.; idem, Keilinschriftliche Bibliothek, т. II, стр. 121 и сл.; Delitzsch, Wo lag das Paradies?, стр. 279 и сл.; J. E., II, 67; Riehm, Handwörterb. des bibl. Altertums, s. v.

Г. Красный.

Раздел1.




   





Rambler's Top100