Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ари

(ירא, "лев"). — Под этим именем известен р. Исаак бен-Соломон Ашкинази Лурия, отец новейшей каббалы. Имя А. Р. И ("Ари") составлено из начальных букв слов: קהצי ינר יהלאה (божественный р. Исаак) или יונכשא קחצי ינר (р. Исаак Германский). А. родился в Иерусалиме, в 1536 г., и ум. в Сафеде, в 1572 г. Он потерял отца в детстве, a принявший его к себе богатый дядя Мардехай Франсис, каирский откупщик податей, пригласил ему в учителя лучших еврейских ученых, под руководством которых А. ревностно изучал раввинскую литературу. 15-ти лет он женился на своей двоюродной сестре. Вполне обеспеченный материально, он мог беспрепятственно продолжать изучение талмудической письменности. В 22 года А. познакомился с Зогаром, впервые напечатанным незадолго до того, и с тех пор стал вести отшельнический образ жизни. Он поселился на берегу Нила в заброшенной хижине и жил там семь лет, всецело отдаваясь размышлениям. Свою семью он посещал только по субботам, говорил крайне мало и то исключительно по-еврейски. Такой образ жизни не мог не оказать влияния на человека, одаренного от природы сильным воображением. А. сделался ясновидящим и стал вести частые беседы с пророком Илией, который посвятил его в тайны мира. А. утверждал, что во время сна его душа возносится на небо и беседует там с великими учеными прошлых веков. В 1569 году А. переселился в Палестину и после недолгого пребывания в Иерусалиме, где его новые каббалистические воззрения не имели, по-видимому, большого успеха, поселился в Сафеде. Здесь вокруг него образовался кружок каббалистов, которым он сообщил то учение, которое легло в основание построенной им новой системы мира. К этому кружку принадлежали Моисей Кардаверо, Соломон Алкабиц, Иосиф Каро, Моисей Алшех, Илия де Видас, Иосиф Хагиз, Элиша Галадия и Моисей Бассола. Они сходились по пятницам, и каждый из них исповедовался в своих грехах. Вскоре y A. образовалось два разряда учеников: новичков, которым он излагал элементарную каббалу, и посвященных, которым сообщал свое тайное учение и священные формулы для вызывания духов. Самым известным из этих посвященных был Хаим Виталь из Калабрии, душа которого, по словам учителя, не была запятнана грехом Адама. Вместе с ним А. посещал гробницу р. Симона бен-Иохаи и других выдающихся таннаев. Место нахождения этих гробниц открывал ему его постоянный руководитель, пророк Илия. Каббалистический кружок А. постепенно разросся и превратился в религиозную общину, весь ритуал которой находился под влиянием мистических учений ее основателя. По субботам А. надевал четыре белые одежды, что должно было символизировать четыре буквы неизреченного имени Бога. Его последователи видели в нем святого чудотворца, сам же он считал себя Мессией из колена Иосифа, предшественником Мессии из дома Давида. А. передавал свое учение устно и сам ничего не написал, за исключением нескольких каббалистических стихотворений на арамейском языке, составленных для чтения по субботам. Изложением его каббалистической системы мы обязаны его ученику Хаиму Виталю. Он собрал все записи чтений Α., сделанных его учениками, и написал по ним многочисленные сочинения, самым значительным из которых является "Ez Chajim" ("Древо жизни") в 6 частях. Сначала это сочинение обращалось в рукописном виде, и каждый из учеников А. должен был обязаться под страхом отлучения следить за тем, чтобы ни одна копия драгоценной книги не попала в другие страны. Таким образом, в течение долгого времени все рукописи ее оставались в Палестине. Наконец одна из них попала в Европу и была напечатана Сатановым в 1772 г. в Жолкиеве. В этом сочинении излагаются как основанная на Зогаре спекулятивная каббала (תינויע הלנק), так и практическая, или магическая, каббала (תישעמ הלנק), творцом которой был А. — Особенности спекулятивной каббалы А. составляют его определение сефирот и теория посредствующих деятелей, которых он называет "парцуфим" (от πρόσωπον — лицо). До сотворения мира Эн-Соф ("Бесконечный") наполнял, по учению Α., все беспредельное пространство. Когда Эн-Соф решил создать мир для того, чтобы его атрибуты, отделившись от него, проявили все свое совершенство, Эн-Соф ушел в себя или, чтобы употребить каббалистическое выражение, "ограничил себя", זמצע תא םצמצ (буквально — сжался). От этого самоограничения произошел "бесконечный свет". После того как бесконечный свет в свою очередь сконцентрировался, в центре его явилось пустое пространство, окруженное десятью кругами, или "сосудами", םילכ — "сефирот"; посредством их бесконечные реальности, образующие в сущности абсолютное единство, могли явиться в своем разнообразии, ибо конечное не имеет самостоятельного существования. "Бесконечный свет" не совсем, однако, покинул центр. Тонкий светлый "канал", רוניצ, проходит через все круги и проникает в центр. Три внешних круга, которые ближе к Эн-Софу и субстанция которых благодаря этому чище, чем субстанция остальных кругов, были в состоянии выдержать свет, остальные же шесть не выдержали его и "разбились". Было поэтому необходимо удалить их от источника света. Для этой цели сефирот были переделаны в "лики" (parzufim). Первая сефира, Кетер, была преобразована в потенциально существующие три головы макропросопона (ןיפנא ירא, длиннолицый). Вторая сефира, Хахма, была преобразована в активное мужское начало, носящее название "отца", אנא; третья сефира, Бина, — в пассивное женское начало, носящее название "матери", אמא; шесть лопнувших сефирот были преобразованы в мальчиков (ןיפנא ריעז) — продукт мужского активного начала и женского пассивного начала. Десятая сефира, Малкут, была преобразована в девочку (תנ). Такой порядок творения был абсолютно необходим. Если бы Бог с самого начала создал эти лики вместо сефирот, то в мире не было бы зла и, следовательно, не было бы места воздаянию за добрые и злые поступки, ибо источник зла — в разбитых сефирот, или сосудах, свет же Эн-Софа производит одно только добро. Эти пять ликов находятся в каждом из четырех существующих миров: в "мире эманации" (תזליצאה םלוע), в "мире творения" (האירנה םלוע), в "мире создания форм" (הריציה םלזע) и в материальном мире, "мире действия" (הישעה םלוע). — Трудно сказать, насколько вся эта фантастическая космогония понималась буквально и насколько — иносказательно. Нужно, впрочем, заметить, что сам Хаим Виталь предостерегает от буквального понимания этих образов. Остается, однако, под сомнением, делал ли он это чистосердечно или только для того, чтобы не вступить в слишком резкое столкновение с установившимся в еврействе догматом бестелесности Бога. Вероятнее всего предположение, что у самого А. не было определенного отношения к этому вопросу. — Система психологии Α., на которой основана его практическая каббала, тесно связана с его метафизическим учением. Эманацией пяти ликов являются пять душ: Нефеш, Руах, Нешама, Хаия, Иехида. Первая из них — самая низшая, а последняя — самая высшая душа. Душа человека есть связующее звено между конечным и бесконечным; отсюда — присущее ее природе разнообразие. Все души людей были созданы одновременно с сотворением различных органов Адама. Так как существуют высшие и низшие органы, то существуют также соответственно тем органам, одновременно с которыми они были созданы, высшие и низшие души. Есть душа мозга, души глаз, души рук и т. д. Всякая душа человека есть "искра" (ץוצינ) Адама. Грех первого человека повел к смешению различных разрядов душ: высшие смешались с низшими, добрые с злыми, так что даже самая чистая душа получила примесь зла или, как выражается Α., элемента "шелухи" (הפילק). От низших разрядов душ произошли язычники, от высших — евреи. Но вследствие смешения, происшедшего после греха Адама, первые не вполне лишены первоначального добра, а последние не совсем свободны от греха. Это состояние смешения, которое является непрерывным импульсом к греху, прекратится с пришествием Мессии, который установит систему мира на новых началах. До тех пор человеческая душа по причине своего несовершенства не может вернуться к своему источнику, осуждена странствовать и селиться не только в людях и животных, но и в неодушевленных предметах, напр. в деревьях, реках и камнях. К этому учению о переселении душ Ари присоединяет теорию оплодотворения (רוניע). По этой теории достигшая очищения душа, по нерадению не исполнившая какой-нибудь религиозной обязанности во время своей земной жизни, должна вернуться на землю и соединиться с душой живущего человека, дабы, исполнив эту обязанность, исправить ущерб, причиненный ее нерадением. Затем душа человека, освободившегося от греха, возвращается опять на землю для того, чтобы поддержать слабую, не доросшую до своей задачи душу. Однако это соединение, которое в состоянии простираться одновременно и на три души, может иметь место только между душами однородными, т. е. между теми душами, которые являются искрами одного и того же органа Адама. Рассеяние еврейского народа имеет целью спасти души людей, и очищенная душа евреев соединяется с душами людей других народов для того, чтобы освободить их от демонических влияний. Согласно учению А., каждый носит на своем лице знак, по которому можно узнать природу его души, достигнутую ею степень совершенства и разряд, к которому она принадлежит; затем отношение между ней и высшим миром; далее, переселения, уже совершенные ей, и те средства, которыми она может способствовать установлению новой духовной системы мира; далее, каким образом она может быть освобождена от демонических влияний, и, наконец, к какой душе она должна присоединиться, чтобы сделаться совершенно чистой, причем это соединение может быть достигнуто посредством определенных заклинаний. — А. внес свою мистику и в ритуал. Всякое религиозное предписание имеет, по его взгляду, мистическое значение. Суббота со всем ее религиозным ритуалом рассматривалась им как общение Божества с людьми; всякая составная часть субботнего ритуала влияет, по его воззрениям, на высшие миры. Каждое слово, каждая буква установленных молитв скрыто содержит в себе имена Бога, которые должны быть предметом благочестивых размышлений, תונווכ, во время молитвы. Он ввел новые мистические обряды; кодекс этих обрядов носит название "Schulchan aruch schel Ari". — Эта тенденция заменить иудаизм талмудический иудаизмом мистическим, тенденция, против которой предостерегал Ари его учитель каббалы Давид ибн-Аби Зимра, еще более усилилась после смерти А. Его ученики, давшие ему имена "святого" и "божественного", еще больше погрузились в мистицизм и проложили дорогу лжемессии Саббатаю Цеви. — Ср.: Соломон Шелемиэль бен-Хаим, Schibche ha-Ari, Korzec, 1783; Orchoth Zaddikim, Ливорно, 1783; Нафтали Герц бен-Яков Эльханан, Toledoth ha-Ari, напечатано вместе с Emek ha-Melech, Амстердам, 1648; Хаим Коген, Maase ha-Ari, в введении к его Mekor Chajim, ib., 1655; Sefer Sode ha-Ari, ib. 1720; Maase Nissim schel ha-Ari, ib., 1720; Azulai, Sehem ha-Gedolim, I, 104; Conforte, Kore ha-Doroth, 40б; Rossi, Dizionario, стр. 186; Steinschneider, Cat. Bodl., col. 1133; D. Ch. Ginsburg, The Kabbalah, стр. 134, Лондон, 1865; Grätz, IX, 436 и сл.; Фин, Kenesseth Israel, 630. [Ст. J. Broydé, в J. E., VIII, 210—212].

Раздел5.




   





Rambler's Top100