Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Арианство

— ересь в христианской церкви, введенная Арием, епископом Александрийским (ум. в 336 г.), учившим, что Бог-Сын не единосущен (όμοιούσιος — consubstantialis) с Богом-Отцом. Учение Ария вызвало значительный раскол в церкви, который впоследствии отразился на судьбах евреев разных стран. Ввиду того, что большинство германцев, напр. остготы и вестгосты, франки, лангобарды, свевы и вандалы, приняли крещение по арианскому обряду и что эти племена расселились по обширным пространствам вдали от древнеримской империи, значительное количество евреев, уже живших в тех местностях, оказалось под владычеством ариан. В противоположность представителям ортодоксальной церкви ариане отличались большей терпимостью и более снисходительным отношением к иноверцам; в этом сказывалось неиспорченное чувство справедливости, характеризующее людей, близких к природе; некоторую роль тут играли также точки соприкосновения между учением Ария и иудаизмом, моменты, которых мы тщетно стали бы искать y представителей ортодоксии. Усиленное отстаивание мнения о более подчиненной роли Бога-Сына, т. е. Мессии, сравнительно с Богом-Отцом гораздо ближе к еврейскому учению о Мессии, чем к провозглашенному в Никее учению о равноценной с Отцом божественности Бога-Сына. Германская форма арианства, значительно и существенно разнящаяся от арианства египетско-сирийского, носит скорее иудейский, чем языческий характер (Helferich, Der westgothische Arianismus, p. 16, Berlin, 1860; Monatsschrift, IX, 117, 1860): Так, напр., Борос из Сардики (около 390 г.) обвинялся в "иудаизировании" (Dionysius, ed. Benedict, II, 11, 68). Католику Григорию Турскому (Histor. franc., V, 43) арианский епископ Агила ответил: "Не хули учения, которое не твое. Мы, с своей стороны, хотя и не веруем так, как веруете вы, все-таки не клянем вашего учения, ибо не считаем преступлением веровать так или иначе". "Таким благородным взглядам, — замечает Гельферих (l. с., р. 50), — иудеи были обязаны гуманным отношением к ним со стороны вестготских ариан". Но уже законы вестготов (Lex visigothorum, Madrid, 1815), выработанные при Реккареде (584) и его преемниках, когда германские племена были обращены в католичество, обнаруживают значительную неприязнь к евреям, и предписания, касающиеся преследований Израиля, представляют полный контраст с прежним счастливым положением евреев под владычеством вестготов в Испании и Франции, когда вестготы исповедовали А. Тогда евреи вовсе еще не были тем угнетенным народом, в который превратили их затем жестокие и исключительные законы римско-христианского императора. В Испании они составляли отдельную народность наравне с готами, римлянами, сирийцами и греками (перечислены в Concilium Narbonense, IV), и, как таковая, пользовались решительно всеми теми правами, что и прочие народы. Вестготские правители даже предпочитали евреев католикам, потому что последние в политическом отношении были на стороне Рима, a в конфессиональном приверженцами никейского исповедания (Graetz, Die westgothische Gesetzgebung, p. 6), тогда как со стороны евреев им нечего было опасаться ни политической враждебности, ни религиозного фанатизма. Браки между арианами и евреями не были редкостью (ср. канон XVI Эльвирского синода; Hefele, Conciliengesch., I, 162); по-видимому, евреи имели даже некоторую юрисдикцию над католиками (Helferich, ibid., p. 6), хотя предположение Гельфериха об открытой вражде союзных ариан и евреев с католиками опровергнуто Феликсом Даном (Die Könige der Germanen, VI, 413, 2 изд.). — Настроение остготов было в общем столь же дружелюбным к евреям; с тех самых пор как политическая власть в Италии перешла к остготам, они стали обходиться с евреями согласно требованиям справедливости и законности. Общеизвестны золотые слова Теодориха Великого: "Нельзя навязывать религии, потому что невозможно заставить человека веровать противно его желаниям". Как ясно видно из декретов Теодориха, иудаизм был этому королю-арианину не менее ненавистен, чем католичество; но королевское достоинство заставляло его относиться к своим подданным-евреям по-человечески. Гонения, которым подвергались евреи со стороны католиков в Милане, Генуе и Равенне, находились в связи с религиозными условиями жизни указанных местностей в том смысле, что этим путем католики решили отмстить за те притеснения, которые они сами испытывали со стороны ариан. Вражда между католиками и арианами была так сильна, что, по преданию, Теодорих решил на основании совета одного еврея совершенно искоренить католицизм в Италии при помощи меча. Один автор, фанатичный католик, называет Триву, praepositus cubiculi (спальника) Теодориха, "еретиком и другом евреев" (Sartorius, De occup. provinciarum romanarum per barbaros, p. 108; Dahn, l. c., II, 201). Арианство, без сомнения, немало способствовало тому, что преемник Теодориха, Теодат, держал y себя еврея-знахаря (Procopius, De bello adv. gothos, I, 9). Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 537 г. евреи стали на сторону своих покровителей, остготов, во время их мужественной защиты Неаполя от осаждавших город войск римского императора (Jost, Gesch. d. Israel., V, 57; Gfrätz, Gesch., V, 50). Ни на чем не основан рассказ, будто евреи сражались против ариан в битве при Поленто (на Пасхе 403 г.), будучи к тому принуждены Стилихоном, противником Алариха. Предание это возникло из того случайного обстоятельства, что полководец Гонория носил еврейское имя Саула, хотя удостоверено (Orosius, VII, 37), что он был язычником (Jost, Gesch. der Israeliten, V, 330; I. Bernays, Gesamm. Abhandlung., II, 128, № 48, 1885). С другой стороны, евреи принимали деятельное участие в защите города Арля (см.) в Галлии; владение этим городом в 508 г. было оспариваемо y вестготов Хлодвигом, королем франков, принявшим католичество (Jost, ib., V, 48). Тогда же евреи успешно защищали для вестготов проходы Пиренеев против враждебных франков и бургундов (ср. Concilium Toletanum, XVII, 6; Grätz, Gesch., V, 72). — Законодательство лонгобардов (ариан) не делает различия между евреями и неевреями. Больше, впрочем, ничего не известно о евреях, живших среди лангобардов; также нет сведений об их жизни в Северной Африке под владычеством вандалов, также ариан, относившихся к католикам чрезвычайно сурово (Dahn, Westgothische Könige, I, 251). В проповеди блаж. Августина находим одинаково недружелюбное отношение к евреям, язычникам и арианам (Concio ad cafcechumenos contra judaeos, paganos et arianos; Sitzungsber. d. Wiener Akad., 1889, CXIX, 63). К сожалению, однако, эта проповедь не дошла до нас в первоначальном, неискаженном виде. — Ср.: Helferich, Westgothischer Arianismus und die spanische Ketzergeschichte, 1860; Grätz, Die westgothische Gesetzgebung in Betreff der Juden. 1858, в Jahresberichte des jüdisch-theologischen Seminars in Breslau. [Статья S. Krauss'a. в J. E., II, 89—91].

Раздел4.




   





Rambler's Top100