Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Артаксеркс I

(прозванный "Лонгиман" — "Длиннорукий") — персидский царь; вступил на престол в 465 г. до Р. Х., умер в 425 году. Древнеперсидское имя его — Artakhschathra ("Полновластный"). Thr (имеет особое начертание в персидском языке) представляет свистящий звук и передается поэтому в других языках соответственной буквой; так, по-вавилонски это имя пишется Artakschatsu, Artakhschassu и многими иными способами, по-сузски — Irtakschachscha; по-египетски — Artakhschascha, по-еврейски — אתששחתרא и אתסשחתרא (Artakhschasta); по-гречески — Άρταξέσσης (надпись в Corpus inscriptionum graecarum Трейля, № 2919) и, при слиянии с именем Ксеркса, Άρταξέρξης и Άρτοξέρξης. — Согласно вавилонским хронографическим таблицам и Птолемееву канону, А. царствовал сорок один год, включая сюда и кратковременное (шесть недель) царствование его сына, Ксеркса II, который был вскоре убит. (Подробности хронологии ср. Meyer, Forschungen zur Alten Geschichte, 1899, II, 482). Источником сведений o нем служат данные греческих авторов, главным образом, отрывки из Ктесия и рассказы кн. Эзры и Нехемии. Иосиф Флавий ошибочно утверждает, что Ахашверош (Ксеркс) книги Эсфирь есть Артаксеркс I; также ошибочно его утверждение, будто А. книг Эзры и Нехемии — Ксеркс.

А. был вторым сыном Ксеркса, убитого летом 465 года своим сатрапом Артабаном. Греки прозвали Артаксеркса Μακρόχειρ (Лонгиман — Длиннорукий). Достоверный рассказ Нехемии дает нам об Артаксерксе точное предоставление: он изображается монархом добрым. От Артаксеркса сохранились два документа; из них вполне возможно установить характер его отношений к евреям, благополучию которых в критический для них момент царь сильно содействовал. Два таких документа содержатся в книге Эзры, гл. 4 (хотя автор этой книги по ошибке поместил их не в надлежащем месте); там же находятся отрывки собственных записок Эзры и Нехемии. Оба документа в книге Эзры, гл. 4, и декрет, содержащий назначение Эзры, одно время считались критикой подложными. Кроме того, часто делались попытки отнести путешествие и реформу Эзры ко времени царствования Артаксеркса II. Но все эти предположения в результате оказались несостоятельными (ср. Meyer, Entstehung des Judenthums, 1896). — История отношений царя к евреям представлена в Библии следующим образом. На седьмом году царствования Артаксеркса I (458 г. до Р. X.) вавилонские евреи ходатайствовали перед ним, чтобы он позволил священнику Эзре поехать в Палестину и стать во главе всех находящихся там евреев с правом издавать законы. Как царь удовлетворил эту просьбу и каким образом Эзра выполнил свою миссию, известно. В поручении, данном ему царем, не содержалось, однако, разрешения на восстановление стен Иерусалима, чем воспользовались самаряне и их правитель Рехум, которые донесли о всем том царю. Этот донос приведен дословно в книге Эзры, 4, 9—17. Царь, которому, без сомнения, рассказали о прежнем значении непокорного города и об опасности, которой угрожает ему новое его укрепление, приказал приостановить постройку стен. Этот приказ также приведен в книге Эзры (4, 17—22) и содержание его таково: "Рехуму-советнику, и Шимшаю-писцу, и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и прочих заречных (городах) и т. д. Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочтено предо мной. И от меня дано повеление — и разыскивали, и нашли, что этот город действительно и т. д.". Самаряне торжествовали полную победу, стены были разрушены и ворота сожжены (Нехемия, 1, 3). В таком положении находился город до двадцатого года царствования А. (декабрь 446 г.), когда Нехемия, виночерпий царский, узнал о печальном положении города от своих братьев. Библейский рассказ сообщает, как он успел добиться от царя, чтобы тот назначил его начальником над областью Иудейской, и как тот сейчас же энергично взялся за дело восстановления стен (летом 445 г.); он же благодаря своей авторитетности дал Эзре возможность сделать Тору обязательной для евреев. Нехемия возвратился ко двору в 433 году (Нехем., 5, 14, 13, 6), однако должен был отправиться в Иудею вторично, чтобы бороться с некоторыми возникшими там злоупотреблениями. [J. E., II, 145—146; Статья Е. Megger'a с изменениями Гр. Кр.].

Раздел1.




   





Rambler's Top100