Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Аутодафе

— португальская форма испанского auto de fé (по-французски "acte de foi" от латинского "actus fidei"), торжественное объявление и вслед за тем приведение в исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции, над "reos", осужденными, хотя в обычно принятом смысле слова так называется лишь приведение приговора в исполнение. Это же выражение применяется ошибочно, а может быть, метафорически, и к сожжению книг (Талмуда и пр.) в раннее Средневековье. Торжественное объявление приговора происходило обычно в церкви в первое воскресенье Рождественского поста, так как в этот день читается Евангелие (Лука, XXI) о Страшном суде. Некоторые авторитеты придерживались мнения, что такие приговоры не должны читаться публично, так как многие из них связаны со смертной казнью. Обыкновенно на городской площади устраивалась по возможности обширная эстрада, чтобы множество народа могло видеть церемонию; "ибо, — говорит Nicolas Eymeric (Manuel des inquisiteurs, стр. 143), — это зрелище наполняет зрителей ужасом и представляет потрясающую картину Страшного суда. Такой ужас и такие чувства должны быть внушаемы: они приносят величайшую пользу". За некоторое время до Α. о нем официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. объявление об А. в Мадриде в 1680 году гласило: "Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня с. г. и что все те, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник". — Были разного рода A.: Auto publico general (общее публичное Α.), сопровождавшееся большой помпой и совершавшееся в присутствии всех магистратов города, часто по случаю празднования дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца; Auto particular — частное Α., на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи; Autillo (малое А.) — в пределах дворца инквизиции и в присутствии судей и нескольких приглашенных гостей; Auto singular, назначавшееся для одного преступника. После долгих месяцев или даже лет заключения в подземных темницах инквизиции осужденных выводили из тюрьмы ночью накануне А. и приводили в особое место, где их приготавливали к церемонии. На них надевали специальный костюм из черной с белыми полосками материи, состоявший из рубахи с рукавами и пары панталон, доходивших до пят. Кроме того, набрасывался наплечник, "sanbenito", обычно для обвиненных в каком-нибудь преступлении против церкви, из желтой бумажной ткани с красными андреевскими крестами на груди и на спине; для уличенных, но упорствовавших в отрицании своей вины и для вторично уличенных полагался серый наплечник, "samarra", с изображением на нем спереди и сзади самого осужденного над пылающими факелами, окруженного дьяволами, причем часто отмечалось также имя осужденного и его преступление; y добровольно сознавшихся в вине огни изображались опрокинутыми; — на обвиненных в колдовстве надевался бумажный колпак, т. наз. "carochas", в виде сахарной головы, на котором были изображены дьяволы и огненные языки. Ноги преступника были обнажены, a в руке он держал желтую восковую свечу. Впереди торжественной процессии несли хоругвь инквизиции с надписью "Justitia et misericordia"; за преступником следовали инквизиторы и другие сановники. Один или двое горожан назначались при каждом обвиненном в качестве крестных отцов: они наблюдали за тем, чтобы преступники вернулись невредимыми в тюрьму; в процессии носили также останки тех, которые умерли до произнесения приговора над ними; ибо, говорит Bernardus Comensis (Lucerna Inquisitor, стр. 52), "Мертвые еретики могут быть преданы анафеме и могут быть осуждены после смерти... и это до сорока лет"; в процессии носили также изображения тех, которые были осуждены заочно. И все это делалось потому, что инквизиция, осудив еретика, имела право конфисковать его имущество. Так, Бернард Гюи прямо говорит в своих "Practica inquisitionis", что "ересь должно преследовать не только между живыми, но также среди мертвых, особенно когда необходимо воспрепятствовать заражению ересью наследников вследствие верований тех, кому они наследуют" (Molinier, L'inquisition dans le midi de la France, стр. 358). — В церкви делались для церемонии установленные приготовления. В большом алтаре, задрапированном черным сукном, ставили два кресла, одно для великого инквизитора, другое для короля или какого-нибудь высокопоставленного лица, и водружалось большое распятие: те, к кому был обращен лик распятия, должны были быть пощажены, находившиеся же позади распятия были обречены на смерть.

Аутодафе (с картины в Мадридской национальной галерее).

Светские власти приносили торжественную присягу, что будут оказывать инквизиции всяческую помощь и исполнять все ее приказания. Затем произносилась длинная проповедь, обращенная к тем, кто упорно отрицал свою вину; она имела, между прочим, целью также вызвать в зрителях рвение к католическому исповеданию; вследствие этого А. носило иногда название "sermo publicus" (публичная проповедь) или "sermo general de fide" (общая проповедь веры; см. Molinier, ib., стр. 8). Примером такого увещания может служит проповедь дона Диего Аннунциазаро Юстиниана, архиепископа Краганоры (переведена Моисеем Мокаттой и издана в Филадельфии в 1860 году; библиографию подобных проповедей А. в Португалии см. Da-Silva, Diccionario bibliographico portuguez, Лиссабон, 1858 и сл.). Преимущество отдавалось тем, кто готов был отречься от ереси. Их помещали y стола, на котором лежало несколько раскрытых молитвенников. Два клирика читали отчет о суде и соответственном наказании, что часто занимало целый день. Во время чтения отчета преступник находился на середине галереи. Та же церемония происходила, когда А. совершалось в публичном саду; здесь устраивался обширный амфитеатр с необходимыми принадлежностями и временными темницами под платформой. Были четыре категории наказаний, определявшихся инквизицией: 1) вызов в суд инквизиции; 2) совершение благочестивых дел; 3) публичные паломничества, бичевания и ношение тяжелых крестов и 4) конфискация имущества, вечное заключение и смерть. Признанные судом виновными отводились обратно в тюрьму при очень торжественной обстановке. Еретик, раскаявшийся и снова согрешивший, еретик не раскаявшийся и не согрешивший вновь, еретик не раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не признавший себя виновным, и еретик заочно обвиненный — все передавались в руки светской власти, так как инквизиция отказывалась приводить в исполнение смертные приговоры на основании принципа "церковь не хочет крови" (ecclesia non sitit sanguinem). Различные смертные приговоры оканчивались формулой: "По этим причинам мы объявляем вас вновь согрешившим, извергаем вас из лона церкви, передаем вас светскому правосудию, настойчиво, однако, умоляя его умерить свой приговор, так чтобы не было по отношению к вам пролития крови или опасности смерти". Беллярмин прямо говорит: "То, что еретики заслуживают наказания, ясно, или, по крайней мере, указано во Второзаконии, 13, 6 и сл.". Богословы были различного мнения по вопросу, мечом или огнем должны быть преданы смерти осужденные (ср. Julien Havet, L'hérésie et les bras séculier au moyen âge, 1881). Казнь огнем предпочиталась, как более согласная с сказанным y Иоан., XV, 6: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; a такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают". Симаноас и Рохас (Roias) также придерживались мнения, что еретики должны быть сжигаемы заживо. Следовало только затыкать еретикам рты, чтобы они не поносили зрителей. По-видимому, раскаявшийся сначала подвергался удавлению, a затем сжигался, нераскаявшегося же бросали в огонь живьем. Было установлено, что светская власть не должна надолго откладывать исполнение приговоров инквизиции. Иннокентий IV в своей булле "Ad extirpanda" (для искоренения) устанавливает крайний срок в пять дней. В Испании было в обычае приводит в исполнение приговоры немедленно вслед за объявлением их, причем это приурочивалось к какому-нибудь празднику, когда население было свободно от занятий. Той же торжественностью, с которой совершалось публичное чтение приговора, сопровождалось и приведение его в исполнение; блестящая процессия отправлялась от темниц инквизиции к "quemadero", площади с сооруженными подмостками; присутствовали сановники церкви и государства (на аутодафе 30 июня 1680 г. в Мадриде, которое устроил Карл II в честь своей молодой жены, король сам зажег первый факел, воспламенивший костры). Всю ночь, предшествовавшую Α., беспрерывно заседала комиссия, готовая выслушать отречение преступников. Узников, эскортируемых солдатами, в сопровождении духовников, убеждавших их воспользоваться последней возможностью примирения с церковью, привозили на ослах. Составлялся полный отчет (в Испании — Relacion) в Португалии — Relaçao) — об А. и часто печатался с целью увеличить усердие верующих и внести порядок в процесс духовного суда (Е. N. Adler, Jew. Quart. Review, XIII, 395); отчеты посылались центральному суду инквизиции, a также и другим судам.

Первое А. еврея, насколько известно, состоялось в Труа (департамент Об) в субботу 21 апреля 1288 г. Известие об этом событии находится в Selichoth Якова бен-Иуды, Меера бен-Илии и Соломона Симхи, a также в старом провансальском стихотворном рассказе упомянутого Якова. Эта казнь вызвала энергичный протест со стороны Филиппа Красивого (17 мая 1288 г.), который усмотрел в действиях св. инквизиции нарушение собственных прав (ср. A. Darmsteter, в Romania, III, 443 и сл.; idem, Revue des ét. juives, II, 199; Salfeld, Martyrologium des Nürnberger Memorbuches, стр. 162). Сохранилось, однако, мало документальных свидетельств инквизиции о евреях вне пределов Пиренейского полуострова; большая часть сведений относится к Испании и Португалии и их колониям (см. ниже). Однако несомненно, что число евреев, потерпевших от инквизиции в Италии, было велико. В одной лишь Венеции предстали перед святейшим судом по обвинению в "иудаизме" в течение XVI веке 43 чел., a в XVII в. — 34 человека. Много евреев могло находиться также среди обвиненных в "магометанстве". Инквизиция произвела величайшие опустошения в Испании и Португалии, на Балеарских островах, в испанской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в Гваделупе и в Гоа (в Индии). В Испании А. началось с того времени, когда Сикст IV (1480) издал буллу, разрешавшую католическим королям назначать инквизиторов над всеми еретиками, a в Португалии с издания в 1531 г. буллы Климента VII "Cum ad nihil magis", официально учреждавшей инквизицию в Португалии (Herculano, Estab. da inquisiçao, I, 255). Инквизиция была учреждена в Америке жалованной грамотой Филиппа II 7 февраля 1569 г. — В Венеции инквизиция была уничтожена в 1794 г.; в Гоа — в 1812 г. Последнее А. в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739 г., но в короткий период реакции совершено было (1 августа 1826 г.) в Валенсии сожжение еврея (Rev. ét. juiv., V, 155). Инквизиция была окончательно уничтожена в Испании 15 июля 1834 г. В Перу она была упразднена 9 марта 1820 г., немедленно после отпадения Перу от Испании. В Германии следует упомянуть об аутодафе в Бреславле (были сожжены 41 евр.) 4 июля и в Швейднитце (17 жертв) 17 августа 1453 г. (см. Г. Кон, "Бреславльское аутодафе", "Вест. русск. евр.", 1871, №№ 20—22; Brann, Gesch. d. Juden in Schlesien, Бреславль, 1907, IV, 133). Невозможно точно определить число евреев, нашедших смерть в массе аутодафе в Испании и Португалии; они обычно обвинялись в "иудаизме", каковое обвинение могло предъявляться морискам и даже христианам, заподозренным в ереси, особенно же маранам и неохристианам. Из опубликованных документов и из списков, ныне ставших доступными (см. ниже), видно, что погибли многие тысячи евреев (Rev. ét. juiv., XXXVII, 269). Coгласно свидетельству Льоренте, через инквизицию в Испании прошло 341021 дело и более 30000 еретиков было сожжено (см. также Kohut, Proceedings Am. Jew. Hist. Soc., IV, 109). Coгласно другому авторитету, в течение 250 лет существования инквизиции в Америке [По новейшим исследованиям, аутодафе в Америке начались уже с 1536 г.; см. Америка. Автор, К. Форнберг, пользовался последним трудом известного историка инквизиции H. C. Lea, Inquisition in spanish dependencies, Нью-Йорк, 1908. — Ред.] было совершено 129 А. Из собранных Адлером подробностей могут быть приведены следующие числа евреев, осужденных, но, как известно, не всегда на смерть (о некоторых Α., особенно 16 в., неизвестны подробности): 15 в. (с 1481 г.) — 3.881; 16 век число "reos" — 868; 17 в. — 821; 18 в. — 878; всего — 6.448. Это все те Α., об именах и участи жертв которых сохранились достоверные сведения в 115 "relaciones" из числа 464 Α., устроенных в период 1481—1826. Следующий список Α., в которых, как положительно известно, пострадали евреи, составлен E. N. Adler'ом (Jew. Quart. Rev., ΧIII, 392, и дополнен автором статьи (ib., XIV, 80) M. Kayserling'ом (ib., 136) и M. B. (по ст. E. A. Adler'a, America Autos, ibid., XVII, 69). Источники указаны в упомянутых статьях (когда будут обнародованы тысячи томов отчетов инквизиции, хранящихся в архивах Мадрида, Севильи, Саламанки, Лиссабона и пр., число это, несомненно, увеличится).

1288

Апреля 24, Труа

1459

Июля 8

1481

Января 6, Севилья

1484

Августа 8, Сиудад-Реаль

1485 и 1486

(7 различных А., Гваделупа)

1487

Марта 14

1487

Августа 18

1488

Мая 24, Толедо

1488

Июля 30, Толедо

1490

Февраля 11, Гуэска

1490

Валенсия

1491

Июля 8

1506

Пальма (Майорка)

1507

Лас-Пальмас

1509

Пальма

1510

Пальма

1511

Пальма

1526

Февраля 24, Лас-Пальмас

1541

Октября 23, Лиссабон

1541

Эвора

1543

Опорто

1559

Мая 21, Вальядолид

1560

Декабря 22, Севилья

1562

Марта 15, Мурсия

1562

Марта 20, Мурсия

1563

Ноября 15, Лима

1574

Мексико

1577

Толедо

1578

Толедо

1578

Апреля 1, Лима

1580

Лима

1581

Октября 29, Лима

1582

Лима

1587

Ноября 30, Лима

1592

Мексико

1592

Апреля 5, Лима

5595

Декабря 17, Лима

1598

Толедо

1600

Декабря 10, Лима

1603

Августа 3, Лиссабон

1605

Марта 13, Лима

1605

Марта 27, Эвора

1606

Марта 24 Эвора

1608

Июня 1, Лима

1610

Ноября 7 и 8, Логроньо

1612

Июня 17, Лима

1614

Февраля 2, Картахена (Cartagena de las Indias)

1622

Марта 13, Картахена

1624

Мая 5, Лиссабон

1624

Ноября 30, Севилья

1625

Декабря 2, Кордова

1625

Декабря 14, Севилья

1625

Декабря 21, Лима

1626

Июня 17, Картахена

1627

Февраля 28, Севилья

1627

Декабря 21, Кордова

1627

Декабря 21, Севилья

1627

Августа 6, Картахена

1628

Июня 25, Картахена

1628

Июля 22, Севилья

1629

Апреля 1, Эвора

1629

Сентября 2, Лиссабон

1631

Февраля 27, Лима

1632

Марта 7, Картахена

1634

Марта 26, Картахена

1634

Июня 29, Куэнка

1635

Августа 11, Лима

1635

Августа 17, Лима

1636

Июня 1, Картахена

1636

Июня 22, Вальядолид

1638

Марта 25, Картахена

1639

Рио-де-ла-Плата

1639

Января 23, Лима

1641

Ноября 17, Лима

1642

Апреля 2, Лиссабон

1642

Июля 22, Картахена

1644

Апреля 17, Севилья

1644

Августа 2, Вальядолид

1645

Мексико

1647

Мексико

1647

Декабря 22, Лиссабон

1648

Марта 13, Мексико

1648

Марта 29, Севилья

1648

Мая 24, Картахена

1649

Ноября 28, Картахена

1650

Декабря 21, Картахена

1651

Январь, Толедо

1652

Лиссабон

1653

Апреля 25, Картахена

1653

Июля 22, Картахена

1654

Апреля 28, Картахена

1654

Июня 29, Куэнка

1654

Декабря 6, Гренада

1655

Март, С.-Яго-де-Компостелла

1655

Мая 3, Кордова

1655

Мая 8, Картахена

1655

Июня 6, Картахена

1656

Октября 1, Картахена

1657

Сентября 16, Картахена

1658

Декабря 15, Опорто

1660

Апреля 11, Севилья

1660

Апреля 13, Севилья

1660

Октября 17, Лиссабон

1661

Ноября 30, Толедо

1662

Февраля 24, Кордова

1663

Мая 6, Кордова

1664

Января 23, Лима

1664

Октября 26, Коимбра

1665

Июня 29, Кордова

1666

Толедо

1666

Февраля 16, Лима

1666

Июня 7, Кордова

1666

Июля 6, Кордова

1667

Июня 28, Лима

1667

Июля 9, Кордова

1667

Октября 8, Лима

1669

Кордова

1669

Толедо (?)

1669

Май, Картахена

1670

Июля 20, Кордова

1670

Марта 2, Картахена

1671

Августа 24, Картахена

1671

Сентября 4, Картахена

1672

Сентября 4, Картахена

1673

Коимбра

1675

Января 13, Пальма

1675

Февраля 17, Картахена

1677

Апреля 4, Картахена

1679

Апреля 6, Пальма

1679

Апреля 23, Пальма

1679

Апреля 30, Пальма

1679

Мая 3, Пальма

1679

Мая 28, Пальма

1679

Ноября 12, Картахена

1680

Июня 30, Мадрид

1680

Октября 28, Мадрид

1681

Декабря 21, Картахена

1682

Мая 10, Лиссабон

1682

Октября 28, Картахена

1683

Лиссабон

1684

Гренада

1689

Гренада

1691

Майорка

1691

Марта 7, Пальма

1691

Марта 11, Севилья

1691

Мая 1, Пальма

1691

Мая 6, Пальма

1691

Июня 2, Пальма

1693

Марта 16, Лима

1694

Декабря 20, Лима

1695

Март, Картахена

1699

Ноября 29, Вальядолид

1700

Севилья

1700

Января 10, Картахена

1701

Августа 2, Лиссабон

1703

Октября 28, Севилья

1704

Марта 2, Коимбра

1705

Сентября 6, Лиссабон

1705

Декабря 6, Лиссабон

1706

Июля 25, Эвора

1706

Декабря 31, Вальядолид

1707

Июня 30, Лиссабон

1708

Марта 18, Картахена

1708

Мая 21, Картахена

1711

Мая 26, Картахена

1713

Июля 9, Картахена

1713

Июля 9, Лиссабон

1714

Июля 29, Картахена

1715

Июня 11, Картахена

1715

Ноября 30, Картахена

1717

Июня 20, Картахена

1718

Апреля 4, Кордова

1718

Июня 17, Коимбра

1718

Июня 29, Севилья

1719

Ноября 28, Лима

1720

Декабря 28, Лима

1721

Мая 18, Мадрид

1721

Мая 18, Севилья

1721

Сентября 15, Пальма

1721

Ноября 30, Гренада

1721

Декабря 14, Севилья

1722

Февраля 22, Мадрид

1722

Февраля 24, Севилья

1722

Марта 15, Толедо

1722

Апреля 12, Кордова

1722

Мая 17, Мурсия

1722

Мая 31, Пальма

1722

Июня 29, Куэнка

1722

Июля 5, Севилья

1722

Ноября 30, Севилья

1722

Ноября 30, Ллерена

1723

Января 31, Севилья

1723

Февраля 24, Валенсия

1723

Марта 14, Коимбра

1723

Марта 31, Гренада

1723

Марта 31, Барселона

1723

Мая 9, Куэнка

1723

Мая 13, Мурсия

1723

Июня 6, Севилья

1723

Июня 6, Вальядолид

1723

Июня 6, Сарагоса

1723

Июня 13, Кордова

1723

Июня 20, Гренада

1723

Октября 10, Лиссабон

1723

Октября 24, Гренада

1723

Июля 26, Ллерена

1724

Февраля 20, Мадрид

1724

Марта 12, Вальядолид

1724

Апреля 2, Валенсия

1724

Апреля 23, Кордова

1724

Июня 11, Севилья

1724

Июня 25, Гренада

1724

Июля 2, Кордова

1724

Июля 2, Пальма

1724

Июля 23, Куэнка

1724

Ноября 30, Мурсия

1724

Декабря 21, Севилья

1725

Января 14, Куэнка

1725

Февраля 4, Ллерена

1725

Марта 4, Куэнка

1725

Мая 13, Гренада

1725

Июля 1, Толедо

1725

Июля 1, Валенсия

1725

Июля 8, Вальядолид

1725

Августа 24, Гренада

1725

Августа 26, Ллерена

1725

Сентября 9, Барселона

1725

Октября 21, Мурсия

1725

Ноября 30, Севилья

1725

Декабря 16, Гренада

1726

Марта 31, Вальядолид

1726

Марта 31, Мурсия

1726

Мая 12, Кордова

1726

Августа 18, Гренада

1726

Сентября 1, Барселона

1726

Сентября 17, Валенсия

1726

Октября 13, Лиссабон

1727

Января 26, Вальядолид

1728

Мая 9, Гренада

1728

Мая 15, Кордова

1730

Мая 3, Кордова

1731

Марта 4, Кордова

1733

Июля 12, Лима

1736

Декабря 23, Лима

1737

Ноября 11, Лима

1738

Марта 21, Толедо

1739

Сентября 1, Лиссабон

1739

Октября 18, Лиссабон

1745

Июня 15, Вальядолид

1745

Декабря 5, Кордова

1749

Октября 19, Лима

1761

Апреля 6, Лима

1773

Сентября 1, Лима

1781

Севилья

1782

Февраля 5, Картахена

1799

Августа 26, Севилья

1800

Февраля 18, Лима

1803

Августа 27, Лима

1805

Сентября 10, Лима

1806

Июля 17, Лима

1826

Августа 1, Валенсия

Существует много картин, изображающих Α.; две из них находятся в Национальной галерее в Мадриде: более древняя, приписываемая Берругете (конец 15 и первая половина 16 в.), изображает Α. под председательством Сан-Доминго Гузмана и представляет само сожжение на костре; другая изображает известное А. в Мадриде в 1680 г. в присутствии Карла II, его жены и матери (отчет о нем, "relacio", был издан Иосифом дель Ольмо, Мадрид, 1680 и 1820). Извлечение из него — "Ein Feiertag in Madrid", Берлин, 1859; напечатано Кайзерлингом, a также J. Rivas Puigcerner'ом в Menorah Monthly, XXX, 72). Картина Роберта Флёри была выставлена в парижском салоне 1845 года (см. Инквизиция).

Ср.: О роли властей и о процедуре А. — Bernard Guidonis, Practica inquistionis, изд. Donais, Париж, 1886; Nicolas Eymeric, Directorium inquisitorum, составленное в 1358 г. (извлечение из него — Le manuel des inquisiteurs... d'Espange et de Portugal, Лиссабон, 1762); Henner, Beiträge zum Organismus und zur Kompetenz der päpstl. Ketzergerichte, Лейпциг, 1890; Molinier, L'inquisition dans le midi de la France, au treizième et au quatorzième siècle, Париж, 1880; Sachsse, Ein Ketzergericht, Берлин, 1891. — Общая история инквизиции y Llorente Parano, Simborch, Lea, History of the inquisition in the middle ages (Филадельфия, 1890; французский перевод S. Reinach'a, Париж, 1900) и Pierre Zaccone, Histoire de l'inquisition (иллюстр.), Париж, 1852; Ш. Ланглуа, "Инквизиция по новейшим трудам", пер. Васильевского под ред. H. И. Кареева, СПб., 1903 (по поводу книги Ли). — Различные распоряжения касательно А. имеются полностью в книге Pablo Garcia, Orden que comunmente se guarde en el Santo Oficio, Мадрид, 1622 (Кордова, 1843); cp. также Grätz, Gesch. der Juden, passim; Kayserling, Sephardim, стр. 94 и сл.; idem, Gesch. der Juden in Spanien und Portugal, I, 178 и сл.; Herculano; Historia da origem et estabelicemento da inquisiçâo em Portugal, Лиссабон, 1897; Carlos José de Menezes, A. Inquisiçâo em Portugal (иллюстр.), Опорто, 1893; J. T. Betts, A glance at the Italian inquisition (иллюстр.), Лондон, 1885; Van der Aa, Beschryving van Spanien en Portugal (иллюстр.), Лейден, 1707 г., и особенно авторы, цитированные E. N. Adler'ом, в ст. Auto da fé and Jews, в Jew. Quart. Rev., XIII, 392—437; R. Gottheil, Gleanings from spanish and portuguese archives, ib., XIV, 80; Kayserling, Autos da fé and Jews, ib., 136; Claude Dellon, Relation de l'inquisition de Goa, Париж, 1688 (английский перевод, The history of the inquisition... at Goa, Лондон, 1688); Kohut, Martyrs of the inquisition in South America, в Publications Am. Jew. Hist. Soc., IV, 101 и сл.; Fergusson, Trial of Gabriel de Granada, ib. VII; Léonard Gallois, Hist. abrégée de l'inquisition d'Espagne, I, 108, Брюссель, 1823. cp. также литературу в заголовке статьи Inquisition, в Herzog-Plitt, Real-encycl. für protest. Theologie, IX, 152. — Из новейшей литературы cp. H. C. Lea, A history of the inquisition of Spain, Нью-Йорк, и Лондон, 1906—07, 4 т. (см. рецензию S. W. Adler'a в Jew. Quart. Rev. 1908, 509 и сл.); id., Inquisition in Spanish dependencies, New York, 1908. [Статья E, Gottheil'я, в J. E., II, 338—442].

Раздел5.




   





Rambler's Top100