Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Афикомен

(ןמוקיפא) — ломтик мацы, обычно средний из трех опресноков, которые складываются один на другой в начале пасхального "седера". Ломтик этот кладется под подушку, на которую опирается глава семейства, первенствующего за седером, и съедается по окончании праздничной трапезы. Слово А. греческого происхождения; по мнению одних, оно то же, что Έπίκώμον — "после пира", так как А. заканчивается пасхальная трапеза; другие производят его от Έπικώμιον (праздничная песнь). В Мишне (Песах., X, 8) это слово встречается в еврейской форме; там сказано: "Не следует после вкушения пасхального агнца вкушать афикомен" (послеобеденный десерт). Обычай делить между сотрапезниками пасхального агнца в конце трапезы (см. мнения Рава и Самуила в Песах., 119б) впоследствии был перенесен на опресноки, и ломтик, съедаемый в конце трапезы, стал называться афикомен. Для возбуждения любопытства y детей уже в самом начале седера стали отламывать полмацы для А. и прятать ее под подушку. Возникновение обычая объясняется, вероятно, неправильным пониманием текста Песах., 109а: "Следует торопиться (едой) мацы в пасхальные вечера, дабы дети не уснули", что некоторые читают "следует убирать (ןיפטוח) мацу". Для поощрения того же любопытства детей к пасхальному седеру стали позволять им тайком таскать мацу из-под подушки главы дома и возвращать ее лишь в обмен на известный подарок. Впоследствии вошло в поговорку: "кто ест много Α., тот будет долго жить", и когда человек умирал в преклонном возрасте, обычно говорили: "он ел много А." Один ломтик А. обычно сохраняли до следующего года; на Востоке существовало также поверье, что ломтик Α., вшитый в край арба-канфот (см.), предохраняет против дурного глаза. — Ср.: Jastrow, Dict., s. v.; L. Löw, Lebensalter, стр. 318; Samuel Krauss, Griechische und lateinische Lehnwörter. II, 107. [J. E., I, 224].

Раздел3.




   





Rambler's Top100