Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Баал-Берит

(תירנ לענ) — 1) в Библии один из многочисленных видов культа Баала, распространенный среди израильтян и особенно жителей Сихема (Суд., 8, 33; 9, 4). Значение названия до сих пор не выяснено. Movers полагает, что Б.-Б. — бог Баал, заключивший с израильтянами такой союз, תירנ, какой был заключен некогда между ними и Иеговой. Однако это мнение не находит поддержки в семитическом язычестве, где нет указаний на подобные союзы. Другие (Schröder) думают, что תירנ — испорченное имя женского божества Βηρούθ, о котором упоминает Филон Библосский (Fragmenta histor. graec., ed. C. Müller, III, fragm. 2, 12, pag. 567); тогда Б.-Б. получает значение такого божества, в котором сливаются оба начала — мужское и женское, т. е. символа единства природы. Древнесемитическое религиозное миросозерцание действительно знало подобное слияние (Баала с Астартой); однако вместе с тем известно, что Астарта никогда не называлась Βηρούθ. Таким образом, теряет почву и это предположение. Неправдоподобно также толкование Б.-Б. через "Баал из Бейрута", основанное на этимологии Стефана Византийского, по которой имя Βηρυτός (Бейрут) произошло от слова תוראנ — "колодцы". По мнению Preller'а, Б.-Б. — имя бога, под защитой которого находились как союзы отдельных лиц, так и союзы городов и государств (ср. Ζευς όρκιος, έφόρκιος в роли верховного защитника клятвы). К мнению Preller'а присоединяется и McCurdy (J. E., II, 381), согласно которому союз, заключенный между жителями Сихема и израильтянами (Быт., 34), издавна был поставлен под защиту главного ханаанейского бога — Баала. Это предположение находит себе некоторое подтверждение в том, что храм Б.-Б. был расположен именно в Сихеме (Суд., 9, 4, 46). Впрочем, McCurdy предполагает — без достаточных, однако, оснований, — что культ Б.-Б. был, помимо Сихема, широко распространен по всей остальной Палестине. — Ср.: Movers, Die Phönizier. I, стр. 169—321; Preller, Griechische Mythologie, I, стр. 120, 3 Aufl., 1872; Baudissin, в Realencyclopädie Herzog'а, s. v. Baal, Bel; McCurdy, в J. E., II, 381.

Г. Kp.

Раздел1.

— В агадической литературе. — По талмудическим преданиям, идол Б.-Б., которому стали поклоняться израильтяне после смерти Гидеона, тождествен с Баал-Зебубом, богом филистейского города Экрона (ΙI Цар., I, 2). Он изображался в виде мухи, נונז; израильтяне были так преданы этому культу, что носили при себе изображение бога и от времени до времени целовали его. Баал-Зебуб был назван Б.-Б. потому, что евреи будто бы заключили с ним союз, תירנ, обещав никогда с ним не разлучаться (Шаббат, 83б; ср. также Сангедр., 63б). По другой версии, Б.-Б. был не что иное как simulacrum Priapi, около которого идолопоклонники создали особый культ (Иеруш. Шаб., IX, 11г; Абода Зара, III, 43а). Очевидно, эта версия опиралась, главным образом, на термин תירנ (обрезание). [J. E., II, 381].

Раздел3.

— 2) Баал-Берит (תירנ לענ) — название отца младенца, которого обряд обрезания делает причастным к Завету Божьему.

Раздел9.




   





Rambler's Top100