Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бамбергер, Зелигман-Бер

(Исаак Доб) — талмудист старой школы и лидер ортодоксальной партии в Германии, род. в Вейссенбронне, близ Кицингена (Бавария), 6 ноября 1807, умер в Вюрцбурге 13 октября 1878 г. Его строго-ортодоксальные родители отправили 15-летнего мальчика в фюртский иешибот, где он изучал Талмуд под руководством Вольфа Гамбургера и Иуды-Леб Гальберштадта. Он уже через 5 лет получил раввинский диплом. Б. первоначально не думал пользоваться знанием Торы как профессией и открыл торговое дело в родном городе. Тем не менее раввинская письменность продолжала быть его главным занятием. Следующий эпизод как нельзя лучше иллюстрирует его жажду знания. Однажды постоянный покупатель зашел в лавку Бамбергера в тот момент, когда последний был погружен в фолианты; заметив покупателя, Б. закричал: "Неужели же в городе нет другой лавки, что вы беспокоите меня?" — и продолжал чтение. Неудивительно, что у него торговля шла на убыль и в конце концов ее пришлось ликвидировать. Между тем слава Б. как талмудиста и ревностного ортодокса все росла; ученики стекались к нему со всей Германии еще тогда, когда он был торговцем. Среди них были и такие, которые впоследствии заняли видное положение в ортодоксальных кругах. Под влиянием наиболее передовых из них Б. постепенно пришел к убеждению, что представителю ортодоксии следует обладать знанием и светских наук. Одаренный большой памятью, он быстро усвоил себе то, что называл "светским знанием". В 1836 г. баварское правительство созвало собрание еврейских нотаблей для обсуждения разных религиозных вопросов. Ортодоксы возлагали все свои надежды на Б., которого выбрали делегатом; благодаря его энергии результаты конгресса оказались соответствующими их желаниям, а не стремлениям либерально настроенной части населения. Последствием одержанной Б. победы была просьба друзей и коллег его выставить свою кандидатуру на пост раввина в Вюрцбурге. От личности выбранного раввина в Вюрцбурге, университетском городе с массой еврейских студентов-богословов, должны были в известной степени зависеть взаимоотношения ортодоксов и реформистов. Одержанная и тут после упорной борьбы победа была настоящим триумфом ортодоксии. Тотчас же по вступлении в исправление должности окружного вюрцбургского раввина (1840) Б. открыл иешибот, — вероятно, последнюю значительную школу этого типа в Германии. — Он оказывал большое влияние на всех, кто только соприкасался с ним; ученики любили и уважали его, как отца. — Б. отличался необычайной трудоспособностью. Раввинские обязанности большой общины и целого округа, а также звание директора раввинской школы не мешали ему уделять время филантропии. В Баварии ощущался большой недостаток в учителях, и Б. в 1864 г., после усиленных двухлетних трудов, удалось учредить еврейский учительский институт. Кроме того, он в 1855 г. на собранные среди членов вюрцбургской общины средства открыл элементарную школу, одну из первых в Германии. — Б. был одним из последних немецких писателей-раввинистов. Сочинения его обнаруживают крупного талмудиста, постоянно стремившегося к практической цели воспитания народа в духе привязанности к предписаниям Шулхан-Аруха. Первым его трудом было "Melecheth Schamaim" (Альтона, 1853; 2-е изд., Ганновер, 1860); тут в ясной и легкой форме излагаются талмудическо-раввинские правила писания свитков Завета, тефиллин и мезуз. Книга предназначена главным образом для писцов свитков Завета. Другим сочинением Б. была небольшая книжка, написанная еврейскими буквами на немецком языке под заглавием "Amirah le-Beth Jacob" (Фюрт, 1858 и другие издания), рассуждения о трех обязательных для еврейских женщин обрядах: о хала, нидда и зажигании субботних свечей; книга имела больше успеха, чем все витийство ортодоксальных раввинов об этих обрядах. Труд Б. "Moreh la-Zobechim" (Фюрт, 1863) — хорошее руководство по вопросу о резке скота, ряд ученых изысканий о "шехите". "Nachale Debasch" (1867), сборник законов о халице; "Jizchak Jerannen" (Фюрт, 1861—62), комментарий на сочинение "Schaare Simchah" Исаака бен-Иегуды ибн-Гийата, которое в первый раз было издано Б., популярное руководство по методологии галахи. Книга эта, настольная у старых законоучителей, в позднейшее время стала библиографической редкостью, так что авторы последних веков даже думали, что она затерялась; приводят ее лишь Иосиф Колон и Иосиф Каро, один только раз ("Законы на праздник Новогодия", § 591); видно, что рукопись была в распоряжении Б. только короткое время. Раввинская литература обязана следующему случаю изданием этого ценного труда: когда сын Б., Симха, впоследствии раввин в Фишбахе (Бавария), навестил своего тестя, Якова Тедеско, в Париже, Б. поручил ему заглянуть в Императорскую (теперь Национальную) библиотеку. Там Симха встретился с Бером Гольдбергом, и речь зашла о хранящейся в библиотеке рукописи Ибн-Гийата, причем Гольдберг сообщил об имеющейся у него копии этой рукописи и выразил готовность предоставить ее в пользование Б. Первоначальное название сочинения было תוכלהה רפס, наподобие תולדג תוכלה; название же החמש ירעש оно получило в честь сына издателя и комментатора. Оно также известно под названием םירעש האמ. Б. написал также сочинение תמאנ ארוק в 2-х томах (т. I, Франкфурт-на-М., 1871; т. II, Майнц, 1878), посвященное рассмотрению тех мест Библии, которые Талмуд и Мидраш пытаются объяснить либо путем замены одной согласной или гласной другими, либо путем перестановки букв. Б. указывает, что в этих случаях Талмуд и Мидраш не стремятся к критическому изменению текста, а пользуются этим лишь как особенным способом толкования. В общем взгляд Б. правилен, но попытки доказать необходимость такого метода, вытекающего будто бы из самого текста цитат, лишены научного значения. В своем памфлете об эмансипации евреев Б. дает обзор отношений Талмуда к неевреям. Поводом к изданию памфлета послужил отказ баварского законодательного собрания даровать евреям права гражданства (1850). — Энергия Б. была постоянно направлена к поддержанию и распространению ортодоксальных идей в еврействе, но он никоим образом не был фанатиком. Положение, занятое им в вопросе выходе евреев из общины, служит доказательством его умеренных взглядов. Вопрос этот обострился после того, как 28 июля 1876 г. в Германии был издан закон о праве евреев покидать религиозную общину. Тогда Самсон Рафаил Гирш объявил обязательным выход ортодокса из неортодоксальной общины; мнение Гирша вызвало ряд конфликтов, конечные результаты которых, однако, не были благоприятны для Гирша. Одержало верх мнение Б., не доводившего своих ортодоксальных убеждений до крайности. Гирш, выступая против реформаторского движения, выставлял принцип "направлять историю вспять", у него была своя система "научного построения иудаизма"; Б. же был против реформы только потому, что она являлась новшеством. Лишь кончина Б. положила конец горячему спору. — Ср.: N. Bamberger, Rabbiner Seligman Bär Bamberger, Вюрцбург, 1897; Фин, "Кенесет Исраель", стр. 595; Kayserling, в Gedenkblätter, 1892, стр. 6; его же, в Allg. Zeitung des Judenthums, 1878, стр. 716; Lehmann, в Israelit'e, стр. 1078—1081. [J. E., II, 485 с дополнениями A. Д.].

Раздел9.




   





Rambler's Top100