Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Барселона

(הנולצרנ, אנולגרנ) — главный город Каталонии (Испания), прославленный еврейскими путешественниками и поэтами за красоту и живописное местоположение. Евреи жили в нем уже с 9 в. Согласно преданию, они помогли арабам завоевать город. При Карле Лысом (815—17) еврей Иуда (Judas Hebraeus fidelis noster) переселился в Б., и о прибытии его туда население извещено было собственноручным письмом короля. Более точные сведения о евреях имеются лишь с половины 11 в. Во времена графа Рамона Беренгера I (1035—65) уже многие евреи владели здесь недвижимым имуществом, как, напр., р. Махир и некий Реубен, имение которого было расположено близ моря у подножия Монжюик, горы, называвшейся также "Mons judaicus" (см. иллюстрацию).

Монжюик, или "Еврейская гора", место, где находилось еврейское кладбище города Барселона.

Ha этой горе в половине 10 века, а может быть и раньше, находилось еврейское кладбище. — В 1079 г. в Б. жило 40 еврейских семейств, распределенных поровну между братьями Рамоном Беренгером II и Беренгером Рамоном II, владельцами города. С 12 в. Б. сделалась одним из значительнейших торговых центров Европы. С точностью неизвестно, в какой мере евреи способствовали росту и процветанию города, но на их роль указывают имена крупных финансистов (Иагудано де Каваллерия Бенвенисте де Порта). Еврейская община в Б. — "община князей и аристократов", как называет ее Алхаризи, наиболее процветала во времена дона Рамона Беренгера IV и его преемников. Когда дон Рамон предпринял поход против Прованса (1161), в его свите был врач — еврей Авраам, и некий Шалтиел, по всей вероятности, сын Самуила бен-Шалтиела га-Наси, умершего в авг. 1097 г. (надгробный камень последнего недавно найден в Монцоне). В 1170 г. врач Шешет Бенвенисте занимал дипломатическую должность. Насколько община (aljama) тогда процветала, видно из того, что она прямыми налогами выплачивала ежегодно 24.000 суельдос — сумму, составлявшую более половины того, что уплачивалось всеми еврейскими общинами Арагонии. В 1282 г. община уплатила, кроме того, 500 суельдос на нужды королевского стола (cenas reaies). Кроме того, евреи несли специальные налоги; напр. они обязаны были при посещении города королем и королевой доставлять определенное число кроватей — королевской свите, камердинерам, поварам и т. д.; они должны были также отводить им, по требованию, помещения; впрочем, с 1260 года они были освобождены от этой обязанности (в 1354 г. собравшиеся в Б. делегаты арагонских общин подали петицию о сложении с них специального налога). Как и в других городах, евреи Б. проживали в своем гетто: последнее помещалось близ собора и Королевской площади (Plaça del rey) и занимало несколько длинных и узких улиц (ныне не существующих), граничивших площадями Св. Доминго и Св. Анны. Здесь-то поселились в 1311 г. евреи, изгнанные из Франции, остальные же жили в предместьях. — Между христианами и теми евреями, которые пользовались материальным благосостоянием или общим уважением в качестве ученых, долгое время были вполне хорошие отношения; еврей Бенвенисте де Порта был в 1237 г. даже мэром города; но когда возросло влияние духовенства, отношения эти совершенно изменились. В июле 1263 г. в королевском дворце в присутствии двора и многих духовных лиц состоялся известный диспут между Моисеем Нахманидом (ן״נמר) и выкрестом Пабло Христиани. Евреи принуждались присутствовать при проповедях доминиканских монахов и освобождались от этого лишь путем выкупа. Под влиянием духовенства изданы были исключительные законы; евреям было запрещено проживать вне "гетто" и даже пользоваться временным пристанищем под кровлей христианина. Выкрестам и христианским женщинам строго воспрещалось посещать "гетто"; в Страстную пятницу евреи не имели права выходить из гетто. По указу 11 апр. 1302 г. евреи при встрече с священником со Святыми Дарами обязаны были падать на колени. Им строго запрещалось торговать христианскими священными книгами и образами, равно как продавать мясо за пределами "гетто", т. е. христианам. В 1338 году дворянин Иордан де Илла задумал отпраздновать "divinum mysterium" в доме богатого еврея — Самуила Бенвенисте. Король Педро Старший узнал об этом, и по его приказанию Бенвенисте был заключен в тюрьму, а имение его — конфисковано, "дабы это послужило предостережением всем другим евреям".

Делами общины заведовали 30 выборных, утвержденных королем. Согласно уставу, каждые три года производились выборы, по большинству голосов, трех новых членов взамен выбывавших по очереди старых и, под наблюдением этих последних, ответственных за правильность выборов. В присутствии 10-ти членов общины они приносили торжественную присягу — с свитками Торы в руках, — что не допустят при выборах никаких злоупотреблений и ничьего постороннего вмешательства. Очень часто выборы служили причиной крупных раздоров в общине (см. Респонсы Исаака бен-Шешет, №№ 214 и 228). Раввинами общины состояли известные в то время талмудисты: Авраам бен-Хасдай, сын Самуила бен-Авраама бен-Хасдай, Соломон бен-Адрет, Аарон га-Леви и др. К числу более или менее выдающихся уроженцев Б. относятся: Исаак бен-Реубен, прозванный "al Bargeloni" (Барселонянин); Иуда бен-Барзилаи, автор "Sefer ha-Ittim"; Авраам бен-Хия га-Наси; поэт Иосиф ибн-Сабара; философ Хасдаи Крескас; Астрюк Бонсениор и Иуда Бонсениор, сын его. Как врачи и ученые, они пользовались уважением арагонского двора. По неполному списку Леви, в Б. жили постоянно или временно в течение 13 и 14 вв. свыше 50 ученых. Известно изречение Исаака бен-Шешет: היננ םיכחמ הנולצרנד אריוא ("Воздух Барселоны умудряет ее сыновей"). "Это, говорит Леви, один из испанских городов, который, вместе с соседней Героной, дал наибольшее число ученых и писателей". — Эпоха расцвета барселонской общины не продолжалась позже второй половины 14 в. Община была уничтожена раньше прочих общин Испании; несчастье, постигшее евреев Испании, прежде всего разразилось в Б.; в конце июня 1348 г., в ночь с пятницы на субботу, чернь, подстрекаемая и руководимая изуверами, ринулась в "гетто"; еврейские дома были разорены, двадцать человек поплатились жизнью; лучшая часть христианского населения и наиболее уважаемые граждане поспешили на помощь к остальным евреям, и им удалось разогнать толпу; казалось, им помогло само небо, так как в это время разразились страшная гроза и ливень и толпа вынуждена была отступить. Более гибельными последствиями для барселонской общины ознаменовались преследования 1391 года. Когда в Севилье начались нападения на евреев, распространившиеся на всю Испанию, барселонская община была окончательно уничтожена. В субботу 5 авг. 1391 г., три дня спустя после погрома в Пальме, на острове Майорке, в Б. высадились с двух судов 50 кастильцев. Немедленно, как бы по заранее составленному плану, к ним присоединились местные матросы, рабочие, крестьяне и даже женщины, и все ворвались в "гетто". Грабежи и зверства продолжались всю ночь и весь следующий день. Сотня евреев погибла мученической смертью; остальные скрылись в "Новом замке"; губернатор вызвал войска для их защиты. Несколько главарей кастильцев были заключены в тюрьму, и суд, согласно с мнением губернатора и именитых граждан, приговорил их к смертной казни. Весть об этом вызвала сильнейшее возбуждение толпы; разъяренная чернь овладела тюрьмой, освободила приговоренных к смерти и выместила свой гнев на губернаторе и судьях: один из них был убит, а несколько других серьезно ранены. Замок, в котором евреи нашли убежище, был взят приступом и находившиеся там 300 евреев были умерщвлены. Многие бросались с крепостной стены и сами лишали себя жизни, иные же погибли в неравной борьбе с убийцами. Очень многие, хотя далеко не 11000, как уверяет Грец, избегли мученического конца, перейдя в католичество. Сохранился список 129 видных евреев, принявших крещение и христианские имена. Декретом 10 сент. 1392 г. король объявил, что еврейская община в Б. уничтожается навсегда; однако, принимая во внимание ту крупную роль, какую евреи играли в развитии торговли, и приносимую ими пользу государству, он скоро выпустил (2 октября) воззвание к евреям снова образовать в Б. общину на прежних началах и привилегиях. Он обещал предоставить новым поселенцам часть города близ Нового Замка с находившимися там домами и синагогой (выстроенной, по всей вероятности, Бонафосом Соломоном), право пользоваться кладбищем на горе Монжюик и многое другое. Никакие обещания не могли, однако, побудить евреев вновь поселится здесь. На месте упомянутой синагоги, по просьбе некоторых выкрестов и с разрешения короля, выстроена была в 1392 г. церковь во имя Святой Троицы. 26 дек. 1424 г. Альфонс V в виде привилегии городу запретил когда бы то ни было основывать в Б. еврейскую общину и вообще селиться там каким бы то ни было евреям. Всем местным евреям дан был двухмесячной срок, чтобы покинуть город или же креститься. Впрочем, евреям было разрешено останавливаться на время в Б. с условием, чтобы они жили в гостиницах и непременно носили отличительный знак. Срок пребывания ограничивался 14 днями; согласно декретам 1479 и 1480 гг., им не разрешалось вновь приезжать ранее двух месяцев. — В настоящее время здесь живут немногие евреи из Франции, Германии и Америки, но они не организованы в общину и не имеют молитвенного дома. — Ср.: Jacobs, Sources, стр. XV и сл.; Documentes ineditos del archive de Aragon, VI, 282; Kayserling, Les juifs а Barcelone, Rev. ét. juiv., ХХVIII, 109 и сл.; id., Zur Gesch. der Jud. in Barcelona, Monatsschrift für Gesch. u. Wissensch. d. Judent., XV, 81 и сл.; Jose Fiter e Ingles, Expulsion de los judios de Barcelona, 1876; Isid. Loeb, Liste nominative des juifs de Barcelone en 1392, Rev. ét. juiv., IV, 57 и сл.; Kayserling, Les juifs de Barcelona, ib., XLVIII, 142 (список 40 евр. семейств 1079 г.); Boletin de la Real Academia de la Historia de Madrid, XII, 5 и сл.; XLIII, 141 и сл. [Статья M. Kayserling'а, J. E., II, 527—29 с дополнениями M. Б.].

Раздел5.




   





Rambler's Top100