Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бауэр, Oтто

— писатель. Вместе с Реннером (псевдонимы — Шпрингер, Синоптикус) Б. является обоснователем и теоретиком национальной программы австрийской социал-демократической партии. В книге "Die Nationalitätenfrage und die Socialdemocratie" (1907; pycский перевод M. C. Панина с предисл. X. Житловского, 1909, изд. фирмы "Серп"). Бауэр, отстаивая принцип национальной автономии для всех национальных меньшинств Австрии, отказывает в нем евреям, находя, что в интересах самих евреев не создавать особой публично-правовой организации, по существу имеющей две задачи: заведование национальной школой и подачу юридической помощи не владеющим или плохо владеющим языком судов и учреждений. "Вопроса о языках для евреев вообще не существует: живя среди других народов и находясь с ними в тесных экономических сношениях, они волей-неволей должны учиться их языку". Требование же обособленных еврейских школ "прежде всего противоречит экономическим интересам еврейских рабочих". Еврейская школа знаменует искусственное сохранение старой культурной особи, ограничивающей свободу передвижения и тем самым увеличивающей нужду евреев; она означает закрепление их старой идеологии, их древней социальной психологии для того, чтобы жизнь, превращая их в борцов за классовые интересы, должна была все это ломать и преодолевать. Оставленные вне защиты особой национальной автономии, евреи быстрее пойдут по тому пути, на который их толкает капиталистическое общество, т. е. будут ассимилироваться и денационализироваться. Однако в последнее десятилетие в еврействе началось движение, имеющее своей целью превращение евреев в самостоятельную историческую нацию; причину этого Б. видит главным образом в пробуждении национального сознания в низших классах еврейского народа и задает вопрос, победит ли стремление евреев подняться на "степень исторической нации" совершающийся в силу экономических причин процесс их слияния с окружающими народами? Императивы экономической жизни, думает Б., сильнее всяких сентиментальных пожеланий, и "с того момента, когда евреи и христиане являются органами одного и того же экономического строя, общность территории создает между ними такие тесные сношения, что сохранение еврейства как нации внутри этой общности невозможно; замечаемый ныне у евреев в России подъем национального чувства психологически затруднит, быть может, процесс ассимиляции... но с исторической точки зрения пробуждение восточных евреев к новой культурной жизни есть не что иное, как предвозвестник их неизбежной ассимиляции. Ограничительное законодательство тормозит ее, но чем ближе Россия станет к государствам Европы, тем скорее исчезнут в ней обеспечивающие развитие еврейской культуры условия. Возрождение последней возможно лишь на "переходной стадии социально-экономического развития страны". — Ср. "Еврейский мир", 1909, I (резко критикует, подобно предисловию X. Житловского, отказ Б. применять принцип национальной автономии к евреям).

С. Л.

Раздел6.




   





Rambler's Top100