Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Беба Великий

— сын Натанеля и внук Акбуна, первосвященников; знаменитый вождь и первосвященник самарян в эпоху императора Константина (4 век). Согласно самарянскому преданию (см. Neubauer, Chronique Samaritaine, 19—56, Abu al-Fath, 13—132), Беба в течение своего сорокалетнего управления восстановил в первоначальной чистоте культ на горе Геризим, изгнав оттуда римский гарнизон и разрушив воздвигнутого там римского орла. Он реставрировал школы для изучения закона и преобразовал священство, назначив двенадцать священников над таким же числом участков. Последняя глава "Самарянской летописи", известная под именем "книги Иошуи", содержит в фрагментарной форме легенду ο Бебе, согласно которой самаряне во время преследования римлянами, для избежания смертной казни за обрезание, уносили детей своих в корзинах, прикрытых шерстью, в пещеру, где обряд обрезания совершался при свечах (ср. Jer. Ket., I, 25с; менее правильно Санг., 32б, ןנה עונש — םיחיר לוק). Когда для Б. наступило время подвергнуться обрезанию, отец велел таким же образом отнести его в пещеру. Римский епископ Герман, стоявший у ворот дома Натанеля, знал, что собирались сделать, но позволил служанке пройти, для того, чтобы ребенок был обрезан вопреки императорскому эдикту. С тех пор установился обычай поминать имя римлянина Германа при каждом самарянском обрезании. Став первосвященником, Б. послал своего племянника Леви учится в Константинополь. Когда последний, как христианин, был возведен в сан архиепископа, он получил разрешение возвратиться в Набул, город Б., и посетить церковь на горе Геризим, на месте прежнего самарянского храма. Рассказ внезапно обрывается, и из предыдущего можно лишь заключить, что с помощью Леви Б. удалось уничтожить римского орла, воздвигнутого на горе (по легенде, обладавшего голосом и предавшего нескольких "евреев", восшедших на гору) и восстановить самарянский культ. Относительно достоверности рассказа и упоминаемых в нем исторических фактов см. Самаряне. — Ср.: Abu al-Fath, Annales samaritani, ed. Wilmar, стр. 13—132; Th. G. J. Juynboll, Chronicon Samaritanum, Лейден, 1848 (арабский текст, стр. 52—55; латинский перев., стр. 190—193, прим. 344—352); Heidenheim, Vierteljahresschrift, IV, 366; Oliver Turnbull Grane, The Samaritan Chronicle translated, Нью-Йорк, 1890; R. Kirchheim, Karme Schomron, стр. 90—91, Франкфурт-на-M., 1851. [J. E., II, 389].

Раздел2.




   





Rambler's Top100