Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Белоруссия

— Процесс образования еврейских общин в трех белорусских губерниях (Минской, Могилевской и Витебской) начинается не ранее 16 века. Правда, движение евреев из Польши на Восток замечается и в 15 в.: встречаются откупщики таможенных и других сборов в Минске, Полоцке и даже за пределами Белоруссии — в Смоленске. Однако пионеры 15 в. нигде не успели оставить следы оседлой общинной жизни. Прерванное на короткое время изгнанием евреев из Литвы (в 1495 г.) движение на Восток возобновилось с особой энергией в начале 16 века. Особую деятельность в колонизации Б. проявила Брестская община: в 1506 г. выходцы из этого города основали первую в пределах теперешней Минской губ. еврейскую общину — Пинскую; в 1539 г. уже встречаются в той же губернии общины Клецкая и Новогрудская. Главную роль в образовании новых поселений в Б. сыграли крупные брестские арендаторы и откупщики мыт и сборов. В нач. 16 в. особенно известен Михель из Бреста, брат Авраама Иозефовича. Некоторые из них охватывали своими откупными операциями почти всю Б. Содержа в наиболее важных пунктах целый штат евреев-служащих, откупщики выговаривали для себя и своих подчиненных полное освобождение от подсудности местным христианским судьям. Таково было начало еврейского поселения во многих белорусских городах: в Полоцке (здесь евреи жили уже в 1563 году, когда они подверглись избиению во время похода Иоанна Грозного), Минске, Витебске, Могилеве, Орше и др. Однако это поселение долгое время оставалось юридически не оформленным: там жили евреи, но не было еврейских общин в смысле юридических лиц. Христиане-горожане всячески препятствовали евреям приобретать недвижимость, обзаводиться постоянными синагогами ("божницами"), кладбищами и всем прочим, что придает поселению характер прочной оседлости. Постепенное приобретение права на устройство постоянных синагог и кладбищ, на покупку плацов для постройки домов и лавок и т. п. начинается лишь в конце 16 в. и становится особенно заметным в первые десятилетия 17 в. В протоколах литовских еврейских ваадов, или сеймов, 1623 и 1628 гг. уже встречается целый ряд поселений, входящих в состав нынешних трех белорусских губерний: Клецк, Пинск, Минск, Новогрудок, Слуцк, Туров, Ляховичи, Брагин, Несвиж, Копыль, Могилев, Орша, Полоцк. Из этого перечня видно, что евреи, колонизируя Б., успели к тому времени занять главным образом западную часть нынешней Минской губ.; Могилевская и Витебская были заселены еще мало. В прочих местах восточных окраин Б. были разбросаны отдельные мелкие еврейские группы, фигурировавшие в сеймовых протоколах под общим именем "жителей Руси" (םור ינשוי); таким образом, зерно будущей еврейской общины уже в то время существовало в Витебске (право постройки синагоги на собственном плацу дано около 1630 года); то же самое замечается и в Мстиславле (намек на существование синагоги имеется в 1639 году), в Смолянах, Черикове и др. Ко времени Хмельницкого (1648) значительное еврейское население существует в Быхове и Гомеле. Эпоха казацкого восстания и последовавшего за ним московского похода на Польшу на некоторое время задержала рост еврейск. населения в Б. Отряды Хмельницкого истребили евреев в южных окраинах Б. (Гомель), a поход Алексея Михайловича довершил разорение прочих евр. общин. В пределах почти всей Б. еврейское население как бы исчезло: часть была истреблена (между прочим, Могилевская резня 1655 г.), часть вынуждена была принять христианство, многие были взяты в плен (витебские евреи), прочие же спаслись бегством; имущество было расхищено, недвижимость во многих местах конфискована (Могилев, Полоцк, Витебск). Значительное участие в разорении евреев приняли горожане-христиане, воспользовавшиеся случаем избавиться от конкурентов. В начале 60-х годов евреи постепенно стали возвращаться на прежние места, после же Андрусовского договора (1667) начинается восстановление старых общин и устройство новых. В 80-х годах жизнь уже входит в нормальную колею: отстраиваются синагоги, восстановляются кладбища и возобновляется общественная и личная деятельность (к этому именно времени относится большинство сохранившихся протокольных книг общинных кагальных и погребальных братств наиболее старинных евр. поселений Б.: Слуцкая протокольная книга погребального братства, Витебская кагальная, Горецкая кагальная, Быховская книга погребального братства, Полоцкая книга погреб. братства и др.). Многие общины успели получить новые привилегии. Благодаря аренде y помещиков корчем и других статей (תויחמ) каждая община (кагал) образовала в окрестностях (תונינם) новые выселки, оставляя их, согласно тогдашней схеме, в своем подчинении (прикагалки). В начале 18 столетия еврейская колонизация почти дошла уже до русской границы: так, Витебская община раздвинула свою территорию до Велижа, a Мстиславская — до Хославичей и Шумятичей. Во время шведских войн некоторые белорусские общины пострадали в экономическом отношении от постоев, контрибуций и даже грабежей (Мстиславль и особенно Витебск). Последующее образование общин в Б. (как вообще в Польше и Литве) было связано главным образом с систематической борьбой колоний (прикагалков) с метрополиями (кагалами) за самостоятельность. Эта борьба тянулась вплоть до присоединения Б. к России (1772). Каждый прикагалок по мере роста обыкновенно начинал добиваться права за известное денежное вознаграждение иметь собственное кладбище (таковы, напр., договоры Бобруйска с Паричами, Креславки с Друей и др.), a затем постепенно оспаривал y своей метрополии все прочие формы зависимости (духовную и финансовую). Падение общееврейской литовской организации (Ваада, или сейма) в 1766 г. и последовавший вместе с разделами Польши распад организаций отдельных округов (לילג; см. ниже) ускорил эмансипацию прикагалков. В последние годы 18 в. евреи имели в Б. уже ряд самостоятельных общин, расположенных более густо в Минской и Могилевской и реже в Витебской губернии, особенно в северной ее части. Судя по протоколам литовских еврейских сеймов, в 20-х годах 17 века почти вся Б. находилась под юрисдикцией Бреста. Исключение составляли лишь некоторые поселения в западной части Минской губ. (Клецк, Ляховичи, Брагин, Туров), считавшиеся под властью Пинска. Ваад литовских общин вынес в 1687 г. следующую резолюцию по вопросу ο разграничении сферы влияния трех верховных литовских общин (Бреста, Гродны и Пинска): все евр. общины и поселения, основанные до 1655 г. и находившиеся под началом Бреста, остаются и впредь под этим началом; поселения же, основанные после 1655 года, имеют право по своему усмотрению избрать себе в качестве суверена любую из трех верховных общин. Это решение фактически, однако, не изменило положения, и главная часть Б. осталась в исключительном ведении Бреста. Лишь в начале 18 века г. Слуцк добился полной самостоятельности и даже сам сделался верховным городом для немногих ближайших поселений. Территория, подчиненная Бресту, по своей обширности нуждалась в делении на более мелкие административные единицы. Появились округи. Из поселений значительной части Минской губ. в последние годы 17 в. был образован так назыв. Верхний округ (ןוילע לילג или קםנימ ק״ק נינם ןוילע לילג). В середине 18 в. в него входило до 40 общин (Паричи, Долгинов, Смиловичи, Пуховичи и др.). Во время раввината Рафаила Гамбурга (в 50-х г. 18 в.) резиденция этого округа находилась в Смиловичах. Могилевская и восточная часть Витебской губ. составляли так наз. איםור תנידמ, или "Белорусскую синагогу". Западная часть Витебской губ. (местность вокруг Креславля и часть "Инфлянтии") относилась к Вижунскому округу, т. е. одному из трех округов, входивших в состав Жмуди (Вижуны, Кейданы и Биржи). Дела каждого округа, выходившие из компетенции отдельных кагалов, решались на окружных сеймиках, продолжавших собираться до 80 гг. 18 в., т. е. даже после падения Ваада главных евр. общин Литвы. Верховной инстанцией по делам почти всей Б. (за исключением Пинского и Слуцкого округов) являлся Брест; дела же общееврейского характера вершились Ваадом Литвы, т. е. представителями верховных общин (в 18 веке их было 5: Брест, Гродно, Слуцк, Пинск и Вильно). С 20 годов 18 в. отдельные кагалы стали тяготиться властью как верховных общин, так и окружных инстанций. Жалобы кагалов на налоговое бремя и злоупотребления доходили до трибунала вел. кн. Литовского. В 40-х годах из-под власти Белорусской синагоги вышли Шклов и Копысь. Следует отметить, что и с падением власти литовского Ваада верховных общин прежнее деление на округа продолжало еще некоторое время существовать. При раскладке поголовной подати Б. в самые последние годы существования литовского Ваада делилась на следующие фискальные районы: 1) "Белорусская синагога" (Могилевская и восточная часть Витеб. губ.) платила по реестру Слуцкого сейма 1761 г. 16500 злот.; 2) Полоцк вместе с Ушачем и Дисной 3000 зл.; 3) Округ вокруг Минска (4260 зл.); 4) г. Минск, выделенный в особую фискальную единицу (1000 зл.); 5) Пинск вместе с Ляховичами и Клецком (2840 злот.); 6) Слуцк вместе с Глуском и Копылем (2420 зл.); 7) Новогрудок, выделенный в особую платежную единицу (300 зл.) и 8) Друя, имевшая прикагалки на правом берегу Зап. Двины и платившая поголовную подать особо от своего Вижунского округа (750 зл.). Переход Б. в русское подданство положил конец и последнему остатку прежней общееврейской организации — делению на округа. Связь между общинами пала; вместо представительства объединенных известной территорией общин появилось множество самостоятельных кагалов, действующих каждый на свой страх и риск. — Ср.: Русско-евр. арх., тт. I—III; "Регесты и надписи", т. I; "Областной пинкос Ваада главных еврейских общин Литвы (1623—1761)", печатается в приложениях к "Еврейской старине", 1909, т. I; пинкосы отдельных белор. общин (Витебска, Горок, Полоцка, Быхова, Холмеча, Бобруйска, Креславля, Смиловичей и др.); Бершадский, "Литовские евреи"; Дубнов, "Исторические сообщения", "Восход", 1894.

П. Марек.

Раздел5.

— Присоединение в 1772 г. Белоруссии впервые поставило перед Россией вопрос ο евреях как русских подданных. До того времени евреи проживали в России как гости или как тайные пришельцы. При императрицах Анне Иоанновне и Елисавете Петровне принимались меры к полному изгнанию евреев из Малороссии. Екатерина II не питала каких-либо неприязненных чувств к евреям, но, разрешив в 1762 г. иностранцам водворяться в России, сделала исключение для евреев, ибо опасалась восстановить против себя общественное мнение. Однако в Белоруссии многотысячное еврейское население представляло столь крупное государственно-экономическое значение, что правительство при всем желании не могло бы освободить новый край от евреев (да и некуда было их переселить), и Екатерина II в манифесте ο присоединении Белоруссии торжественно признала их русскими подданными. Белоруссия была разделена на две губернии — Могилевскую и Полоцкую, впоследствии переименованную в Витебскую, но нередко евреи названных губерний объединялись в официальных актах под именем "белорусские" (напр. "О разрешении, на каком основании белорусские евреи могут быть допускаемы к шоссейным работам", Вт. Полн. Собр. Зак., № 3813), и в течение многих лет евреев обеих губерний связывала некоторая общность судьбы; несмотря на то, что белорусские евреи находились в таких же правовых и экономических условиях, как евреи других губерний, присоединенных к России при позднейших разделах Польши (между прочим, и в Минской, обычно признаваемой принадлежащей к Белоруссии), правительство порою специально занималось вопросом ο евреях Могилевской и Витебской губерний; так, в 1823 г. последовал указ ο том, чтобы евреи обеих губерний переселились из уездов в города и местечки, a в 1835 г. правительство рассматривало вопрос ο правах белорусских евреев в уездах (см. также Вт. Полн. Собр. Зак., №№ 13032 и 20584). — Следует отметить, что крестьяне белорусских губерний вследствие разнообразных обстоятельств находились в исключительно тяжелых материальных условиях, и вот чем объясняется, что оба сенатора — Державин (см.) и Баранов (см.) — в разное время посетившие Б. с целью улучшить положение крестьян, будучи лишены возможности высказаться по поводу основной причины бедствия, крепостного строя, вынуждены были признать виновниками печального положения крестьян почти единственно евреев, и в обоих случаях записки сенаторов вызвали в правительстве ложное представление ο вредоносности экономической деятельности евр. населения вообще (см. Белорусская, Витебская и Могилевская губ.).

Ю. Г.

Раздел8.




   





Rambler's Top100