Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бен-Авигдор

(Шалкович, Авраам-Лейб) — еврейский писатель и издатель; род. в 1866 г. в м. Злудак (Вил. губер.) в ортодоксальной семье. Получив обычное религиозное воспитание в хедере, а затем в иешиботах, Б.-А., 18 лет от роду, стал усиленно заниматься самообразованием. В литературе он дебютировал в 1889 г. (в газ. Hameliz) публицистическими статьями "El baale hachlukah" и "El chowewe Zion", в которых подверг суровой критике замеченные им в националистско-сионистских кругах реакционные тенденции. В 1891 году Б. стал в Варшаве секретарем лиги Бне-Моше (см.), пропагандировавшей национальные идеи среди еврейской массы путем общедоступных брошюр. С этой целью Б. издал в 1891—93 гг. 25 выпусков "Sifrei Agora" (дешевая библиотека рассказов и повестей), имевших исключительный успех; особенно сочувственно были встречены рассказы самого Б.-А. Lea mocheret hadagim ("Лия —рыботорговка"), Ahabah we-chobah ("Любовь и долг"), Schnei chezionot ("Две аллегорические картины"), Rabi Schifra, Menachem На-sopher ("Менахем литератор"), Anijim meuscharim ("Счастливые нищие") и большая историческая повесть эпохи изгнания евреев из Испании Lifnei arba meot schanah ("Четыреста лет назад"). В основанном в 1893 г. книгоиздательстве "Ахиасаф" (см.) Б.-А. принимал до 1896 г. наиболее деятельное участие; он был также одним из редакторов альманахов Ахиасафа, в которых появились его повести Schtei Achojot, Al chet и Meewer la'nahar. Выступив в 1897 г. из "Ахиасафа", Б. А. основал книгоиздательство "Тушия" (см.), сыгравшее крупную роль в развитии еврейской литературы. В последние десять лет весьма редко выступая с собственными произведениями, Б. усиленно занялся изданием книг, им же редактируемых. Он издал двести выпусков "Еврейской библиотеки", большое количество учебников и книг для детей ("Детская библиотека"); он принимал участие также в основании и редактировании детских журналов "Olam Katon" и "Haneurim", педагогического журнала "Hapadagog", и жаргонных органов "Volkszeitung" и "Jüdische Frauenwelt". При его участии возобновилась и газета "Hasman" в Вильне. В 1908 г. Б.-А. посетил Америку, где прочел доклад ο "новейшей еврейской литературе и ее задачах", изданный нью-йоркским кружком любителей еврейского языка. — Б. является одним из ярких представителей еврейской литературы эпохи расцвета "Chibath Zion" и пробуждения национальных идеалов среди русско-еврейской интеллигенции; он выступил против еврейских литераторов "старого направления" (mahalach hajaschan) за то, что они, по его мнению, видя только прошлое еврейского народа и не веруя в его будущее, признают еврейский язык хотя и "священным", но мертвым, которым надо пользоваться лишь для песнопений и молитв, а не в обыденной жизни. Упрекая старых писателей в вычурности и напыщенности языка, он порицал их также за тенденциозность и узость кругозора, в пределах которого они не шли дальше жизни бет га-мидраша с его резонерствующими поборниками "просвещения", тогда как внутренний народный быт, повседневная жизнь низших слоев еврейской массы осталась вне их поля зрения. Б.-А. поставил себе задачей изображать быт еврейской народной массы правдиво и реально, стараясь при этом опростить и оживить самый еврейский язык, освободить его от искусственной фразеологии, приблизить его к типу разговорной речи. Этой программе Б.-А. остался верен только в некоторых своих повестях ("Лия торговка", "Любовь и долг"), в остальных же, как в столь нашумевшем в свое время "Менахем литератор", в уста которого автор влагает свои сокровенные мысли, Б.-А. слишком тенденциозен, и его герой, проповедующий реализм, столь же резонерствующая бесплотная фигура, как многие из героев в произведениях критикуемого им старого направления. Так же ходульна и абстрактна героиня рассказа "Раби Шифра", в лице которой автор пытался изобразить идеальную поборницу национальных идей. Широкой редакторской и издательской деятельностью Б.-А. тесно связал свое имя с историей еврейской литературы за последние два десятилетия. — Ср.: Критикус, "Литературная летопись", "Восход", 1893, кн. IX — XI; Н. Соколов, Наassif, 1894, 213—24; И. Клаузнер, "Новоеврейская литература", 80—81 (1900); Ben Avigdor, Hassafruth hajomith, 1908.

C. Цинберг.

Раздел7.




   





Rambler's Top100