Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бен-Нафтали

— масорет, живший приблизительно между 890—940 гг., вероятно, в Тивериаде. Об обстоятельствах его жизни известно немного; даже имя его спорно. Некоторые средневековые авторитеты называют его Яковом; в двух рукописях из Чуфут-Кале он именуется Моисеем, сыном Давида; наконец, на третьем манускрипте сохранился, к сожалению, неполный автограф его, гласящий "Бен-Давид Б.-Н.". — Б.-Н. составил список Библии с гласными знаками, акцентами и Масорой, причем его экземпляр во многих отношениях разнится от аналогичного труда его современника и соперника Аарона бен-Моисей бен-Ашер. Правда, оригинал его труда не сохранился, но разногласия его с Бен-Ашером отмечены в более или менее полных масоретских списках, а также известны по выдержкам у Давида Кимхи, Норци и других средневековых писателей. Списки эти напечатаны в раввинских Библиях, в текстах Бер-Делича и Гинзбурга и в изданной последним Масоре (т. III). Число разногласий между Б.-Н. и Бен-Ашером достигает 875, причем девять десятых их относится к вопросу ο постановке акцента גתמ и др. Остальные варианты касаются удвоения, вокализации, акцентуировки и правописания согласных. Подробности см. Масора. — Разногласия между Б.-Н. и Бен-Ашером объясняются не только различием в личных взглядах обоих масоретов: оба соперника, в то же время, представители двух различных школ, пользовавшихся известной авторитетностью и имевших своих последователей. Утверждение Илии Левиты (Mas. ha-Masoreth, ed. Ginsburg, 144), будто западные евреи были приверженцами Бен-Ашера, а восточные — Б.-H., не вполне точно, ибо отмечаются и обратные случаи (напр. в толковании и вокализации слова הנשי в I книге Цар., 3, 20, именно западные евреи следуют Бен-Ашеру и т. п.). Впрочем, установленный канонический текст Библии заимствует исправления то того, то другого масорета, а вообще неполнота масоретских списков в сущности не дает возможности точного разграничения правил Б.-Н. и Бен-Ашера. Равным образом трудно обозначить тот или другой библейский кодекс, как составленный по правилам той или иной (западной или восточной) Масоры. — Ср.: Dikduke ha-Teamim, ed. Baer и Strack, 11; Harris, Jew. Quart. Rev., I, 250; Ginsburg, Introduction to the masoretico-critical edition of the Hebrew Bible, 241 sqq. [Из статьи C. Levias, в J. E., II, 677—678].

Раздел4.




   





Rambler's Top100