Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Берехия II

— палестинский аморай 4 века. В Талмуде Б. постоянно цитируется только по имени, а в Мидрашах нередко с приставкой "га-Коген"; иногда к последней прибавляется еще титул "Береби" (см.; ср. Wajikra rab., XXVIII, 1; XLVII, 5); в одном месте Мидраша (Wajikra r., XXX, 1) сообщается и имя его отца — Хия (см. также Танхума, изд. Бубера, Хайе Сара, 6, прим. 35). — Б., по всей вероятности, происходил из Вавилонии, так как он не только цитирует изречения вавилонских ученых — Rabbanan de-tamman (Beresch. rabba, LVI, 11; XCVIII, 3; Esther rab., I, 1) или Rabbatenu sche-bagolah (Tanch., l. c.), — но также обнаруживает знакомство с частной жизнью некоторых вавилонских семейств (Wajikra r., XXXII, 9). Однако принимая во внимание незначительное количество его изречений в вавилонском Талмуде сравнительно с многочисленными мнениями, приводимыми от его имени в палестинских Талмуде и Мидрашах, и имея в виду, что его учителями были палестинские авторитеты, можно смело утверждать, что уже в ранней молодости Б. переселился в Палестину. Признанным учителем Б. в области агады считается р. Хелбо (ונלח; Иер. Кил., IX, 32с; Echa rab., III, 23; Schir ha-Schir. rabba, I, 2); однако Б. лично знал предшественников р. Хелбо, р. Леви и р. Аббу бен-Кагана и присутствовал при одном споре между ними (Beresch. rabba, XLVII, 11). Это последнее обстоятельство в связи с фактом, что Б. по одному религиозно-правовому вопросу вступил в спор с р. Маной (Иер. Кид., III, 64d), дает основание предположить, что он умер в глубокой старости. Рапопорт (Briefe, издан. Gräber, стр. 80) называет его учителем отца церкви Иеронима. — Б. часто упоминается как в вавилонском (Берах., 55а; Иома, 71а; Таан., 4а; Сота, 13б), так и в палестинском Талмудах (Иер. Бер., VII, 11б; Иер. Пеа, I, 15а; Иер. Маас. Шени, V, 52а; Иер. Сук., II, 53а; Иер. Сота, VII, 21b; Иер. Кидуш., III, 64d; Иер. Сангедр., XI, 30b), причем видно, что он интересовался преимущественно агадой. Редко какое имя встречается в Мидраше столь часто, как имя Б. В одной лишь Песикте он цитируется 68 раз, то как оригинальный повествователь, то как передатчик изречений других; в Песикте раббати — 61 раз (см. Friedmann, введение, стр. 18), в Танхума 73 раза (Введение Бубера, 46), в Мидр. Тегил. — 85 раз (Введение Бубера, стр. 28); в других Мидрашах также встречаются многочисленные его изречения. Вот образцы последних. Б. утверждает, что сны осуществляются лишь отчасти, но не полностью. Пример этого видим на Иосифе, которому снилось (Быт., 37, 9), что "солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются ему"; между тем в то время матери его, которой в сновидении соответствовала луна (ib., 10), уже не было в живых (Бер., 55а). По поводу стиха "Господь знает путь праведников, а путь нечестивых погибнет" (Псалм., 1, 6) Б. замечает: "Когда Господь — да будет благословенно имя Его! — решил сотворить человека, Он стал было колебаться, рассуждая: если Я сотворю человека, то ведь от него произойдут нечестивцы, если же Я его не сотворю, то и праведников не будет. Что же тогда сделал Господь? Он не считался с этим опасением и в милосердии своем ("middat ha-rachamim") сотворил человека" (Мид. Тегил., к этому месту; Beresch. rab., VIII, 6). Комментируя Эккл., 7, 17, "не будь чрезмерно нечестивым", Б. замечает: "Ну, а немного грешить можно?" но смысл стиха таков: если ты немного грешил, не говори: "Я все равно навлек на себя гнев Божий за содеянный грех, и потому хуже не будет, если я стану и дальше шествовать по пути зла" (Kohel. r., ad l.; Мид. Тегил. к I, 1; ср. Шаб., 31б). По поводу Псалм., 32, 1, "счастлив тот, чей грех прощен" (буквально "кто выше греха"), Б. приводит замечание р. Симона бен-Амми: "Счастлив человек, стоящий выше содеянного им греха и не подпадающий его влиянию" (Берешит p., XXII, 6). В таком же духе Б. толкует и изречение Экклезиаста "Есть время родиться и есть время умереть" (Эккл., 3, 2): — "Счастлив тот, чья смерть походит на его рождение, кто в момент смерти оказался таким же чистым и невинным, как в минуту своего рождения" (Иер. Бер., II, 4d; Kohelet rab., l. c.; Debarim rab., VII, 6). — Ср.: Bacher, Ag. pal. Amor., III, 344—396. [J. E., III, 52].

Раздел3.




   





Rambler's Top100