Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бернштейн, Аарон

— писатель и общественный деятель; род. в 1812 г. в Данциге, умер в Берлине в 1884 г. До двадцатилетнего возраста Б. занимался исключительно изучением Талмуда и раввинской литературы. Жажда знаний привела его в Берлин, где он стал изучать естественные науки и новые языки. В продолжение нескольких лет он вел книжную торговлю. Перевод и критическая обработка "Песни Песней" (1834 г.) и историко-литературное исследование "Das junge Deutschland" (оба произведения под псевдонимом "Ребенштейн") обратили на Б. внимание берлинских литературных кругов, и он стал желанным сотрудником некоторых журналов. Его анонимный памфлет (1843 г.) "Zahlen frappieren" произвел впечатление в политических кругах. Б. был одним из главных сотрудников журнала Фрайнда "Zur Judenfrage" (1843—44 г.); он принимал видное участие в религиозно-реформистском движении 40-х годов, совместно со Штерном основал в Берлине "Общество реформы" и выпустил нашумевшее в свое время воззвание "к еврейским братьям в Германии" ο необходимости реформировать иудаизм в духе новейшего времени (см. Ассимиляция). Б. составил также молитвенник для "Общества" и некоторое время исполнял обязанности кантора в реформированной синагоге. Однако будучи противником традиционного иудаизма, Б., в то же время, как бытописатель старого уклада еврейской жизни, дает в своих "Novellen und Lebensbilder" (1840) и особенно в повестях "Vögele Maggid" и "Mendel Gibor" в "Jahrbuch der Israeliten" опоэтизированную картину патриархальных отношений в старом дореформенном еврействе. В 1849 г. Б. принял участие в борьбе с начинавшейся в то время реакцией и с этой целью основал демократический орган "Urwählerzeitung", приобретший благодаря выдающемуся публицистическому дарованию Б. обширный круг читателей и навлекший на Б. цензурные гонения. В 1853 г. издание было приостановлено административным распоряжением, и тогда Б. основал ежедневную демократическую газету "Volkszeitung", редактором которой он состоял более четверти века. Кроме публицистических статей, доставивших ему широкую известность в Германии, он поместил в газете ряд популярно-научных очерков, вышедших затем отдельно под заглавием "Naturwissenschaftliche Volksbücher" (переведены почти на все европейские языки). Политические очерки и статьи Б. также вышли отдельными сборниками. Из них наиболее важные: "Revolutions- und Reaktionsgeschichte Preussens und Deutschlands" (3 т., 1883—4); "Die Märztage" (2-e изд. 1873); "Aus dem Jahre 1848" (1873); "1849 — Verfassungskämpfe und Kabinettsintriguen" (1873). Б. является, кроме того, автором следующих произведений "Plan zu einer neuen Grundlage für die Philosophie d. Geschichte" (1838), "Eine Abhandlung über die Rotation der Planeten" (1843), "Reschimat sepharim", каталог еврейских книг (1845), "Ursprung der Sagen von Abraham, Isaak u. Jakob" (1871), "Alexander von Humboldt lind der Geist zweier Jahrhunderte" (1869), "Naturkraft und Geisteswalten" (1874), "Natur- und Kunstbetrachtungen" (1879) и "Natur und Kultur" (1880). Б. занимался также самостоятельными исследованиями: он удачно разрешил важный в практическом отношении вопрос об одновременной передаче по одной и той же проволоке нескольких телеграмм, работал над изобретением весов для точных взвешиваний, над усовершенствованием фотографии и т. д. За ученые работы Тюбингенский университет удостоил его степени доктора философии. Среди русского еврейства Б. пользовался большой популярностью исключительно как бытописатель старого еврейства и популяризатор естествознания. Повесть "Фейгеле Магид" была переведенав "Сионе" (1861) и в 1876 г., вместе с "Мендель Гибор", вышла отдельным изданием; его "Naturwissenschaftliche Volksbücher", переведенные на древнееврейский язык сначала С. И. Абрамовичем в 1862 г. в "Гацефира" Слонимского (химия) и затем Бернфельдом (3 выпуска, изд. Рудерманом) и Фришманом (18 выпусков) под общим названием "Jedioth ha-tewa", пользовались исключительным успехом и выдержали несколько изданий. В 1908—9 появился жаргонный перевод этого сочинения (А. Фрумкина и М. Шапиро). — Ср.: Fin, Kenesseth Israel, 75—6; Zeitlin, Bibl. hebr.; "Хрон. Восхода", 1884, №№ 6, 8—9; кн. "Восх.", 1884, IV; Энцикл. словарь Брокгауза-Ефрона; S. Bernfeld, Toldoth ha-reformation (1900). [J. E., III, 97—8 с доп. С. Ц.].

Раздел7.




   





Rambler's Top100