Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бессарабская губерния

— Б. губерния, до 1873 г. область, была присоединена к России в 1812 г. [О евреях до 1812 г. — см. Молдавия.]; в 1818 г. областным городом был назначен Кишинев.

Карта БЕССАРАБСКОЙ ГУБЕРНИИ.

Русское правительство нашло здесь издавна поселившихся евреев; выделенные, по "Уставу образования Бессарабской области" 1818 г., в особое "состояние", они должны были вступить в одно из сословий: купеческое, мещанское или земледельческое, уплачивая подати и повинности наравне с прочим населением; устав ввел лишь одно ограничение: наряду с цыганами, евреи были исключены из категории лиц, пользовавшихся правом государственной службы; с другой стороны, в уставе было оговорено, что "привилегии, данные им (евреям) от молдавских господарей, сохранены будут во всей полности" (до 1854 г. область управлялась на основании не общего учреждения ο губерниях, а особого местного устройства); впрочем, привилегии были вскоре нарушены: так, в 1842 г. евреям было запрещено брать на откуп у помещиков и "резешей" земли, обрабатываемые свободными поселянами; любопытно, что по законам и обычаям Молдавии крещеные евреи освобождались лично навсегда от уплаты податей и повинностей, но закон 28 ноября 1830 г. заменил эту пожизненную льготу трехлетней. Русским евреям вообще не запрещалось селиться в Б., а евреям, подвергнутым, по повелению 1829 г., удалению из Севастополя и Николаева и поселившимся здесь, было предоставлено (1830), в виде изъятия из общих правил, пользоваться льготами по уплате повинностей, дарованными местным городам (в 1855 г. льготных: купцов I г. — 7, II г. — 15, III г. — 58); по отношению к Бессарабии была установлена в 1838 г. льгота и для евреев-врачей; здесь, как и в Новороссии, они могли, в виде исключения, поступать на государственную службу. Однако вместе с тем правительство настойчиво препятствовало жить здесь австрийским евреям, пользовавшимся в 40-х годах правом пребывания лишь вблизи границы, а не внутри страны; ходатайство австрийского посланника в 1846 г. сделать исключение для австрийских евреев из Одессы и окрестностей, вывозивших из Б. за границу рогатый скот, шерсть и сало, не было удовлетворено. В 1858 году, вопреки желанию местных властей, государственный совет сохранил за евреями право быть поверенными у резешей-христиан. — Евреи проживали не только в городах, но и в уездах; были, впрочем, и такие селения, в которых пребывание евреям было запрещено Втор. Полн. Собр. Закон., № 7905); однако число местностей, открытых для жительства евреев, по всей вероятности, увеличилось, когда в 1838 г. было разрешено преобразовывать селения в местечки с предоставлением евреям права водворяться там. В 1839 году на Бессарабию был распространен закон 1825 г. об удалении евреев, за некоторым исключением, на 50 верст от границы; закон 1858 г., смягчивший эту меру, был применен и к Б. В 1846 г. последовало повеление ο производстве в 1847 и 1848 гг. переписи евреев (фактически она состоялась в 1848 и 1849 гг., а следующая специально еврейская перепись последовала в 1853 г.) и ο привлечении их, начиная с ближайшего набора, к исполнению рекрутской повинности, каковая мера и была осуществлена при десятом частном наборе в западной полосе. — По ревизии 1847 года, еврейского населения насчитывалось 20232 души и 5751 семейство (см. таблицу № 1).

Таблица № 1

В 1855 г., по сведениям казенной палаты, еврейское население представлено цифрами табл. № 2, в каковые не включены отдельные, сравнительно малочисленные группы в несколько сот чел.

Таблица № 2.

Относительно 1864 г. сохранились сведения, представленные губернатором в министерство внутр. дел (см. табл. № 3).

Таблица № 3.

Когда нынешний Измаильский уезд, перешедший в 1856 г. к Молдавии, был в 1878 г. возвращен России, местные евреи, не успевшие принести присягу в определенный срок, оказались в затруднительном положении; русские власти требовали их удаления, как иностранных подданных, румынское же правительство не допускало их к себе, как более не состоящих в румынском подданстве; по этому поводу сенат разъяснил в 1892 г., что для принесения присяги в 1878 году не был предуказан точный срок, а потому евреи, принадлежность коих к местному населению будет установлена достоверным образом, должны быть признаны русскими подданными. Во вновь присоединенном участке евреи терпели всяческие стеснения также ввиду закона 1858 г. ο проживании в 50-верстной пограничной полосе; администрация признавала право проживания здесь лишь за теми евреями, которые были записаны во время румынского господства в "роллы" (или в ревизские сказки до 1856 г.); между тем фактически лишь незначительная часть румынского населения заносилась в эти списки, и таким образом очень многие евреи стали подвергаться притеснениям и выселению. — Ср.: М—н, "Устройство и состояние евр. обществ"; Леванда, "Полный хронологич. сборник законов ο евреях", 1874; Мыш, "Руководство к русским законам", третье изд., стр. 20 (разъяснение сената по вопросу ο проживании в 50-верстной пограничной полосе см. стр. 103—106); Оршанский, "Русское законодательство ο евреях", стр. 356—374 (Евреи на Бессарабской границе); А. Кауфман, "Жить или не жить евреям на воссоединенном участке Бессарабии", "Русский еврей", 1880, № 45; Н. Рабинович, "Положение евреев в воссоединенном участке Бессарабии", 1880; М. Лион, "Хроника умств. и нравств. состояния кишиневских евреев etc.", 4 вып., 1891; "Системат. указатель литературы ο евреях"; архивные материалы.

Ю. Г.

Раздел8.

Современное положение. — Бессарабская губерния занимает проетранство между реками Прутом и Днестром, от австрийской границы до Черного моря; Дунай — граница Бессар. губ. на юге, Черное море — на юго-востоке; лишь на крайнем северо-западе губерния не имеет естественных границ; Прут и Дунай отделяют ее от Румынии. Пространство Бессарабской губ. 40096,6 кв. вер.; всего населения 1.935.412 душ (991.239 м. и 944.173 ж.); населенных мест 4785. На одно поселение приходится, следовательно, 382 души, а на 1 кв. версту 49,6 души. В административном отношении губерния делится на восемь уездов: Кишиневский (279.657 душ), Аккерманский (265.247), Бендерский (104.915), Белецкий (211.448), Измаильский (244.274), Оргеевский (213.478), Сорокский (218.861) и Хотинский (307.532). В ней 12 городов: 8 уездных и 4 заштатных — безуездных (Болград, Килия, Кагул и Рени). Главными народностями являются: молдаване 47,6%, малорусы 19,6%, евреи 11,8%, великорусы 8,05%, болгары 5,3%; остальные народности составляют лишь около 8% общего населения; по городам эти народности распределены следующим образом: молдаване 14,2%, малорусы — 15,7%, великорусы — 24,4%, евреи 37,4% всего городского населения.

Еврейское население составляет 228.528 душ (112.662 м. и 115.866 ж.), а по отношению к общему населению (1.935.412) 11,8%. Такова средняя норма для всей губернии; в городах же, где евреев 109.655 душ, они составляют к общему населению городов 37,4%. Если причислим к городам местечки, то процент этот повысится до 43,2%. Напротив, вне городов евреев 118.873 душ, что по отношению к общему населению уездов (1.642.080) составляет лишь 7,2% Таблица № 1 показывает распределение еврейского населения по отдельным уездам и городам — в абсолютных и относительных числах.

Таблица № 1.

Из таблицы вытекает, что больше всего евреев в Кишиневском у. (в одном г. Кишиневе — 50.237), а меньше всего в Измаильском у. (11.753). По отношению к общему населению, средняя норма для городов (37,4%) варьируется между 59,5% (г. Оргеев) и 9,7% (г. Болград), а средняя для уездов (7,2%) между 10,9% (Хотинский у.) и 2,1% (Кишиневский у.). Евреи составляют значительную часть всего населения лишь в городах (и местечках). Это объясняется ограничением евреям в праве передвижения. Такое распределение населения влияет и на различный профессиональный состав (см. ниже) населения: еврейское занято преимущественно ремеслом и торговлей, а нееврейское — почти исключительно земледелием. — В отношении полового состава замечается резкое различие между общим населением и еврейским. В общем населении, как в уездах, так особенно в городах, наблюдается значительное численное преобладание лиц мужского пола над женским (maximum в Аккерманском уезде на 1000 м. — 980 ж., minimum в Кишиневском и Бендерском уу. — 932); это объясняется тем, что здесь, как и в других южных губерниях России, значительно количество пришлого населения, среди которого преобладают мужчины. Этого явления нет среди евреев; тут наблюдается, наоборот, значительное преобладание женщин, как результат 1) естественного фактора большей жизнеспособности женщины но сравнению с мужчинами, на долю которых преимущественно выпадают заботы ο заработке и профессиональные лишения и 2) обратной тенденции по сравнению с общим населением: эмиграции с родины в Америку, причем в эмиграционном потоке преобладают, как известно, мужчины. Средняя норма количественного взаимоотношения полов для евреев всей губернии 102,8% (на 1000 мужч. 1028 женщ.), а в уездах эта средняя норма почти такая же — 103,3%, как и в городах 102,5% (колебания по отдельным уездам и городам незначительные). — В отношении распределения еврейского населения по возрастным группам, наблюдается обычная как для городской, так и негородской (уездной) его части убывающая прогрессия, причем наиболее важная в социально-экономическом отношени возрастная группа от 20 до 29 лет соответственно ниже, чем в общем населении: у евреев не только нет пришлого элемента этого возраста (как в общем населении, особенно в городском), но, напротив, именно из этой наиболее жизнеспособной части еврейского населения вербуются элементы эмиграции. Принимая все еврейское население губернии в круглом числе равным 228.000, получаем следующее распределение по возрастам (таблица № 2):

Таблица № 2.

Семейное состояние евреев характеризуется следующими цифрами (таблица № 3):

Таблица № 3.

В еврейском населении холостых мужчин больше, чем незамужних женщин, и женатых мужчин больше, чем замужних женщин; но вдовых среди мужчин лишь 1,9%, а среди женщин 6,8%; точно так же и разведенных женщин втрое больше, чем мужчин. Именно потому, что мужчины втрое меньше остаются вдовцами, процент женатых выше. По сравнению с общим населением можно отметить у евреев значительно большее количество холостых мужчин (вдвое) и незамужних женщин: еврейское население — городское, а нееврейское преимущественно негородское. С другой стороны, вдов у евреев вдвое меньше, чем в общем населении, а вдовцов втрое меньше: у евреев — особенно мужчин — вторые браки явление весьма распространенное.

Экономическое положение евреев столь же неудовлетворительно, как и вообще в черте еврейской оседлости. Занятия еврейского населения, по данным всеобщей переписи 1897 г., характеризуются таблицей № 4.

Таблица № 4.

Таблица показывает, что из 112.000 мужчин-евреев около 1/2 в смысле заработка совершенно самостоятельны; из 115.000 женщин-евреек самостоятельны лишь 12 тысяч, т. е. около 1/10. На заработки 67.000 лиц обоего пола, имеющих самостоятельные занятия, живет кроме них еще 160 тысяч "членов семей" — несамостоятельных в экономическом отношении; — иными словами, на одно самостоятельное лицо приходится 2,4 несамостоятельных. Что касается самостоятельно зарабатывающих женщин, то они заняты, главным образом, в качестве прислуги (42% всех самостоятельных женщин) и портних (17%); участвуют они также в торговле — хлебной, мелочной и пр. Занятия евреев-мужчин, как видно из таблицы, чрезвычайно разнообразны. Более всего мужчин имеется в ремеслах — портняжном и сапожном — около 13%; затем на службе (поденщики, прислуга и пр.) около 9% и т. д. Что касается профессий, как средства существования для самостоятельных и для несамостоятельных членов семейств, то здесь, ввиду земледельческого по преимуществу характера губернии, значительная часть еврейского населения живет от занятий, связанных с землей: сельским и лесным хозяйством кормится около 8% еврейского населения, торговлей зерновым хлебом около 9% и, наконец, торговлей другими продуктами сел. хоз. 11%. Как и повсюду, еврейское население принимает большое участие в обрабатывающей промышленности; ею кормится около 23% всего еврейского населения губернии: из них 12%, т. е. более половины, приходится на изготовление одежды (портные и сапожники); затем идут: изготовление питательных и вкусовых продуктов, деревообделочное мастерство, обработка животных продуктов, металлов и пр. (см. ниже). — Торговлей кормится 43% еврейского населения. Кроме упомянутой торговли зерновым хлебом и продуктами сельского хозяйства, составляющей почти половину всей еврейской торговли, евр. население добывает себе пропитание еще торговлей скотом (около 20%), торговлей мелкой неопределенной (7%), торговлей платьем (3,5%), торговлей продуктами обработки дерева (3%) и пр. — Кроме торговли (43%), обрабатывающей (23%) и добывающей промышленности (8%), евреи кормятся еще частной службой (рабочие, прислуга, поденщики) — около 10%. Передвижение и сообщение (преимущественно извозный промысел) дают заработки около 4% евреев. Свободными профессиями занято около 6% евр. населения (главным образом, учителя). На личные средства живет около 3%. Солдаты составляют около 1/2%. — Если вычесть из цифры всего населения возрастную группу до 10 лет, то окажется, что ремесленников среди мужчин около 25%, а среди женщин более 6%. Процент этот различен в городах и уездах. Наивысший процент евреев-ремесленников замечается в средних городах (с населением от 10 до 50 тыс.); в больших городах (свыше 50 т. жит.) с развитой экономической жизнью еврея от малодоходного ремесла отвлекают другие профессии, в маленьких же городишках и местечках конкуренция при бедности потребителя убивает развитие ремесла. Из числа ремесленников около 43% заняты изготовлением одежды; изготовление изделий из кожи дает заработок 15% ремесленников; из остальных ремесел наиболее развито деревообделочное мастерство — около 10%, приблизительно такой же процент ремесленников (8%) занят изготовлением питательных и вкусовых продуктов; менее распространены обработка металлов (6%), строительн. и керамич. ремесла (6,2%), обработка волокнистых веществ (1,3%) и химическое производство (0,5%). Многочисленность портных и сапожников — явление общее для всей черты оседлости. По сравнению с другими губерниями южного края, в Бессарабской губернии более распространены обработка дерева, строительное и керамическое ремесла, и менее — обработка металлов: это объясняется лесным характером Бессарабской губ., наиболее лесистой на юге (1/14 часть ее поверхности занимают леса). Что касается организации еврейского ремесла, то на 100 мастеров приходится 80 подмастерьев и 62 ученика. Так как среди евреев-ремесленников есть много мастеров-одиночек, то — за выделением ремесленников этого типа — можно считать среднюю мастерскую состоящей из одного хозяина и 2 рабочих. Характерно различие в организации мужских и женских портняжных заведений: в то время, как, в среднем, размеры мужской портняжной мастерской 1 хоз. + 1,2 раб., размеры женской равны 1 хоз. + 2,7 раб. Сбыт изделий организован весьма примитивно; сами ремесленники продают их на ближайших рынках или же изготовляют по заказам окрестных помещиков и крестьян. Посредников, скупщиков не имеется. Заработки ремесленников здесь ниже, чем в других губерниях юга: 91,5% всего числа евреев-ремесленников зарабатывают не более 400 р. в год, причем из них 11,5% не больше 100 руб. и 54,4% не более 250 р. в год; предельные заработки от 700 до 850 р. имеют лишь 1,2%. — По экономическим условиям Б. приближается к губерниям Волыни, Подолии и Северо-Западного края. Отсутствие промышленности вынуждает искать средства к существованию в торговле и ремеслах. Участие евреев в фабрично-заводской промышленности юга России, принявшей за последние 20 лет крупно-капиталистические размеры и форму, незначительно. Ограничения в праве передвижения, в возможности учиться и заниматься известными профессиями заставляют евреев держаться отживающих ремесел и торговли. За восьмилетий с 1889 по 1897 год стоимость выработанных продуктов возросла на юге России в 4 раза; почти учетверилось также количество рабочих, занятых на фабриках и заводах. Но евреям принадлежат лишь мелкие фабрики, причем большинство еврейских фабрик без двигателей и с небольшим количеством рабочих. В то время, как на 1 нееврейскую фабрику с двигателем, в среднем, приходится на юге России 314 раб., на евр. фабрике лишь 21 рабочий; между тем, как на нееврейской фабрике без двигателя занято, в среднем, 48 рабочих, на еврейской только 11 рабочих. Преобладание еврейских капиталов заметно лишь в распространенном производстве по обработке дерева, да еще в малозначительных производствах по обработке волокнистых веществ и бумаги. Впрочем, в Бессарабской губ., как преимущественно земледельческой, фабричная промышленность развита вообще довольно слабо; имеются всего 377 фабрик, из них еврейских 106 (28,1%), и на них вырабатывается продуктов на 4 млн. (около 30% всего производства). Евреев рабочих (по данным Еврейского колонизационного общества) 1045 (взрослых мужчин 979, женщин 30, малолетних 36). — По нужде и безработице Б. ближе к бедным губерниям черты оседлости, нежели к более богатым губерниям юга. В смысле показателя нужды характерны цифры семейств, обращающихся к помощи благотворительности. Контингент благотворителей и лиц, пользующихся помощью благотворительности, у евреев чрезвычайно неустойчив: вчерашние зажиточные люди, разорившись, вынуждены сами пользоваться поддержкой общественных учреждений. Обращается за пособиями на Пасху около 20% всего населения (в 1898 г. за такой помощью обратилось 7000 сем.). Число нуждающихся с каждым годом увеличивается, несмотря на помощь благотворительных обществ. Таких учреждений еврейских в Бессарабской губ. 66: обществ пособия бедным 14, ссудных касс ("гмилут хесед") 8, странноприимных домов 8, дешевых и бесплатных столовых 3, обществ снабжения детей одеждой 2, богаделен 4, больниц 9, обществ вспомоществования больным 16, бедным невестам 2. — В отношении грамотности еврейское население, как и католическое, занимает, по переписи, среди других исповеданий среднее место.

Средняя норма грамотности бессарабских евреев 49,6% и 24,3% (уступающая соответственному % грамотных в Северо-Западном крае, где мужская грамотность равна приблизительно 60%, а женская 36%) составляется из трех групп:

Таким образом, по переписи, знаине русской грамоты довольно распространено, процент же грамотных только по-еврейски невысок; правда, и в категорию грамотных по-русски входят грамотные не только по-русски, но и по-еврейски (и др. яз.), но все же указанная цифра очень далека от действительности — % грамотных по-еврейски гораздо выше (см. Грамотность). Процент лиц, получивших образование выше началього, очень низок; среди них больше женщин, чем мужчин. Постановка школьного образования, в общем, мало удовлетворительна. Из детей школьного возраста обучается в хедерах около 61%, причем девочки составляют лишь 2—3%. Всего хедеров около 600, обучается в них приблизительно 12 тысяч детей (в Бессарабской губернии, в среднем, обучается в 1 хедере 20 учеников, между тем, как на 1 хедер всей черты оседлости приходится 14 учеников). Казенных еврейских училищ 2, талмуд-тор 13, частных начальных школ 26; всего в этих школах обучается 2305 мальч. и 1151 дев. Профессиональных учебных заведений для еврейских детей 9 (мужских 3 и женских 6), в которых обучается 232 детей. — За неимением точных данных ο физическом состоянии евреев, приходится довольствоваться цифрой лиц, одержимых физическими недостатками: перепись 1897 г. зарегистровала 681 евреев с физич. недостатками: 385 мужч. и 296 женщ.: слепых от рожд. 41 м., 48 ж.; ослепших 94 м., 69 ж.; глухонемых 80 м., 70 ж.; немых 36 м., 25 ж.; умалишенных 126 м., 84 ж. По отношению ко всему еврейскому населению, таких больных: мужчин около 0,4% всех мужчин, а женщин около 0,3%. (О земледелии и других отраслях сельского хозяйства — см. ниже). — Ср.: Первая всеобщая перепись 1897 г., Бессарабская губ; "Сборник материалов об экономич. полож. евр." (Евр. колон. общ) т. Ι и II; "Населенные места Росс. Империи"; "Города России в 1904 г."; "Справочная книга по вопросам образования евреев".

Я. Шабад.

Раздел8.

Сельскохозяйственная деятельность. — Евреи Бессарабской губ. занимаются сельским хозяйством с давних пор; уже в Уставе 1818 г. об образовании Бессарабской области указано, что "евреи разделены быть имеют помежду сословия купцов, мещан и земледельцев" и им была предоставлена покупка участков пустопорожних земель, единственно, впрочем, "из казенного ведомства и для хлебопашества". Серьезное развитие еврейского сельского хозяйства связано с Положением 1835 г.; в то время правительство стремилось привлечь евреев разными льготами к земледельческому труду. После освобождения крестьян Бессарабская губерния оказалась в числе тех губерний, где за евреями было оставлено право покупки и аренды земли, что содействовало дальнейшему развитию здесь еврейского земледелия вплоть до издания Врем. правил 3 мая 1882 г., воспретивших совершение евреями купчих и арендных договоров на земли. В настоящее время Бессарабия принадлежит к тем немногим губерниям черты, где еврейское земледелие достигло заметного развития. По данным переписи 1897 г., здесь (главным образом в Сорокском, Оргеевском и Белецком уездах) живет сельским хозяйством 7,1% евреев губернии (вообще этот % в России достигает не более 3,55), а именно — 16247 лиц, из коих собственно земледелием живет 15,700 (прочие: пчеловодством и шелководством — 8, животноводством — 178, рыболовством и охотой — 361). По обследованию Еврейск. колонизац. общества, произведенному в 1898 г., эти 15.700 слагаются из следующих групп: хлебопашцев, живущих в бессарабских еврейских земледельческих колониях — 4296 душ; кроме того, были зарегистрированы: садовников и огородников — 622, табаководов — 989, виноградарей — 57,6 молочников — 364; всего, следовательно, этими так наз. специальными отраслями сельск. хозяйства занято 2551 евреев — самостоятельно трудящихся; при них живут члены семейств, которые (по выводам Б. Бруцкуса в "Статистике евр. населения") составляют в профессиях сельского хозяйства Юго-Западной России 3,9 на одного самостоятельного; иначе говоря, число всех живущих специальными отраслями сельского хозяйства можно считать в 11—12000, что вместе с упомянутыми 4296 колонистами и совпадет с данными переписи 1897 г. В еврейском пользовании, по данным Евр. колониз. общества [В общем, сходятся с данными кн. Урусова], находится всего 159731 десятин (1899 г.), что составляет 9,6% частновладельческой земли Б. г.; при этом в собственности у евреtв имеется лишь 64,896 дес., а остальные 94,835 дес. — в аренде. Обрабатывается евреями весьма небольшая часть этой земли, до 7000 дес. (в колониях — 2942, сады, огороды — 980½, виноградники — 1265½, табачные плантации — 1421). В евр. сельском хозяйстве Б. губ. наибольшее значение имеют земледельческие колонии в Сорокском и Белецком уездах. Их было основано 9: Александрены (1837 г.), Згурица (1851 г.), Капрфшты (1853 г.) и Маркулешты (1837 г.) — на арендованной, и Домбровены (1836 г.), Бричева (1836 г.), Валя-Луй-Влад (1836 г.), Вертюжаны (1838 г.) и Люблин (1842 г.) — на купленной земле. Из основанных на арендованной земле теперь (1909 г.) пользуется землей лишь кол. Маркулешты. Из живущих в этих колониях около 8000 евр. 50—55% занято (второе и третье поколение земледельцев) непосредственно сельским хозяйством. Климатические условия (средн. 9,5°С), почва (чернозем) и орошение колоний благоприятные. Общие данные ο населении, землевладении, обрабатываемой земле, а также об условиях хозяйства см. таблицу "№ 1 (по данным Евр. колониз. общества):

Таблица №1.

Средний земельный надел колониста (5,48 дес.) ниже надела местного русского крестьянина (8,2 дес.). Стоимость десятины около 300 p. Больше всего возделывается кукуруза (43,09% земли), пшеница (34,44%) и ячмень (11,45). Чистый доход (1896—99 гг.) на десятину с кукурузы 70 р. (без наемного труда), пшеницы — 40 p., ячменя — 28 p.; методы обработки земли, в общем, ниже средних; плодопеременная система почти отсутствует. Разведения крупного скота, как промысла, не существует. Земледелием заняты безземельные колонисты там, где есть возможность арендовать землю. В колониях имеется довольно заметное торговое население, которое все больше стремится заниматься одновременно и земледелием; с другой стороны, земледельцы все чаще сами организуют сбыт своего хлеба. — Помимо хлебопашества и скотоводства, в колониях развиты специальные отрасли хозяйства. Этими же отраслями заняты и евреи в других поселениях губернии. Первое место занимает виноградарство, которым впервые занялись городские евреи, а с падением табаководства и колонисты — см. таблицу № 2, относящуюся к 1898 году.

Таблица № 2.

Кроме этих обследованных садов, в Бессарабской губернии еврейское виноградарство занимало еще около 500 дес., что составляет 1,8 всей площади виноградников губернии. Качество винограда, благодаря низкой культуре и паразитным болезням, невысоко (первый посадочный материал был плох). Доход с десятины в год — 120 р. (при личной работе) — 74 р. (без личн. работы). В последнее время среди еврейских виноградарей проявляется стремление к усовершенствованию культуры, благодаря чему виноградарство евреев в Б. улучшилось. — Табаководство стало развиваться еще с 60-х годов. К 1899 г. евреи еоставляли большинство табаководов и обрабатывали 1421 десятину (Кременчуг — 68 сем., Кугурешты 57 сем., Чинишауцы — 49 сем. и т. д.). Табаководством занимается вся семья плантатора. Доход с десятины — 310 р. (без наемного труда). В 90-х годах табаководство, благодаря затруднительности сбыта, конкуренци Крыма и Кавказа, пало. В последние годы оно восстанавливается. — Плодоводство развивается в связи с виноградарством; первое место занимают сливы и орехи; разводят и другие виды плодовых деревьев. Сорта были до последнего времени невысоки; доходность достигает 300 рублей с десятины. В последнее время весьма развилась сушка фруктов. Среди городских евреев встречается также огородничество, на которое колонисты обращают сравнительно мало внимания, устраивая лишь баштаны (28 дес. в 1899 г.). — Среди городских евреев также имеется относительно заметный класс сельскохозяйственных чернорабочих, выходящих на полевые работы, число коих в 1898 г. определялось в 1816 душ (8% всех сел.-хозяйств. рабочих). Дальнейшее развитие сельского хозяйства в губернии при невозможности увеличения земельного фонда (кроме некоторых пригородных земель) зависит от развития интенсивного хозяйства и соответственного воспитания молодого поколения. В связи с этим Еврейское колонизационное общество создало близ г. Сорок плодово-виноградный питомник, служащий образцом правильной культуры и снабжающий население улучшенным посадочным материалом. Питомник, во главе которого находится ученый агроном Я. Эттингер, занимает 24 дес.; работы производятся исключительно молодыми евреями; при питомнике имеется образцовая сушильня (см. Иллюстрации).

Питомник "ЕКО". Приготовление консервов из фруктов.

Питомник "ЕКО" в Сороках. Перекопка почвы.

Питомник "ЕКО" в Сороках. Прививка виноградных лоз.

Питомник "ЕКО" в Сороках. Лечение виноградных лоз.

Выращивание табачной рассады в парнинах (село Цепенлев Сорокского уезда).

Питомник "ЕКО" в Сороках. Повязка американских лоз.

Cp.: "Сборник материалов об экономическом положении евреев в России", изд. Евр. кол. общ.; Б. Бруцкус, "Профессиональный состав евреев в России", 1908 г.; кн. С. Урусов, "Записки губернатора".

С. Г—н.

Раздел8.



   





Rambler's Top100