Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бетуель

(Вафуиль), לאותנ — В Библии. Согласно Быт., 22, 22, потомок Арпакшада. Он был сыном Нахора и Милки и отцом Лабана и Ребекки. Но так как в других местах (Быт., 25, 20; 28, 5) Б. назван "арамейцем из Падан-Арама", то, основываясь на этих данных, можно предположить, что он был потомком Арама, брата Арпакшада (ср. Budde, Urgeschichte, 421—426). Несколько раз он упоминается в истории бракосочетания Ребекки (Быт., 24, 24, 47) в качестве заинтересованной стороны: стих 50— "И ответили Лабан и Бетуель". Некоторые критики опускают имя Б. в упомянутом стихе на том основании, что ко времени бракосочетания Ребекки он уже по их мнению не мог жить (Ball, Sacred Books of the Old Testament, ad loc.; Holzinger, Комментарий к кн. Быт, ad loc.; Dillmann, Comment. in loc.). Gunkel в своем комментарии на Бытие переполагает, что Б. (в Быт., 24, 50) был младшим братом Лабана, названным по имени своего отца. Наконец, по мнению третьей группы критиков, именем Б. называлось одно арамейское племя в Месопотамии. См. Быт., 11, 13—22; 25, 20; 28, 2, 5; 24; 10, 22; Иош., 19, 4; I Хрон., 4, 30. [J. E., III, 125J.

Раздел1.

Б. в агадической литературе. — Чтобы объяснить, почему в рассказе ο бракосочетании Исаака с Элиезером, посланцем Авраама, сначала беседуют Лабан вместе с Б. (Быт., 24, 50), а потом Лабан вместе с матерью без Б. (там же, 55), легенда сообщает, что Б., как царь Харана, пользовался в своем владении jus primae noctis. Народ согласился на это лишь под условием, чтобы это его право касалось и членов его собственной семьи. Чтобы избавить будущую жену Исаака от этого позора, Бог послал Б. скоропостижную смерть. Согласно другой легенде, Б. намеревался отравить Элиезера, чтобы завладеть сокровищами, которые тот привез в подарок Ребекке. Но ангел во время беседы хозяина с гостями переместил чаши на столе, и предназначенная для Элиезера чаша с ядом очутилась перед Б., который и отравился ею (Midrasch Agada, изд. Бубера, 1894, 59, и Jalkut, I, §109). Согласно, наконец, третьей легенде, Бог послал Б. скоропостижную смерть за то, что он не согласился выдать свою дочь за Исаака (Bereschit rab., LX, 12). [J. E., III. 125].

Раздел3.




   





Rambler's Top100