Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бизе, Жорж

Жорж Бизе (1838—1875).

(собственно Александр Цезарь Леопольд) — выдающийся композитор; род. в Париже в 1838, умер в Буживале в 1875 году. Отец его, учитель пения, готовил сына с раннего детства к музыкальной деятельности. Четырех лет от роду Б. уже знал ноты, а на десятом году поступил в Парижскую консерваторию, где учился в течение десяти лет; учителями его были: Мармонтель (рояль), Бенуа (орган), Циммерман (гармония), Галеви (теория композиции). В 1857 г. Б. получил премию на конкурсе, устроенном Ж. Оффенбахом, за оперетту "Le docteur Miracle", не имевшую, впрочем, особенного успеха. В том же году Б. получил за кантату "Clovis et Clotilde" так наз. "Grand prix de Rome", государственную премию, давшую Б., между прочим, возможность отправиться на казенный счет в Италию на четыре года. В Италии Б. усердно работал и послал в Париж целый ряд обязательных работ: итальянскую оперу-буфф "Don Procopio", симфонию с хорами "Vasco de-Gama", увертюру "La chasse d'Ossian" и комическую одноактную оперу "La Guzla de l'Emir" с либретто М. Карре. — По возвращению из Италии Б. всецело отдался сочинению оперы "Les pêcheurs des perles" (трехактная; текст M. Карре и Кормона), поставленной впервые в 1863 году. Однако эта опера особенного успеха не имела, как и четырехактная его опера "La jolie fille de Perth". В этих операх, а также в изданных в тот период фортепьянных и вокальных произведениях, талант Бизе не успел вполне развернуться, его музыкальные образы еще не получили достаточной определенности и страдают некоторой расплывчатостью, благодаря чему он был причислен к последователям Вагнера. В 1872 г. была поставлена на сцене театра "Opéra Comique" одноактная комическая опера Б. "Djamileh"; хотя она была встречена довольно холодно, но все же в то время имя автора начало уже приобретать популярность, и им стали интересоваться. В том же году Б. написал музыку к драме А. Додэ "L'Arlésienne"; это произведение сразу завоевало симпатии публики и значительно содействовало признанию таланта Б. Наконец в 1875 году впервые была поставлена в театре Фавар наиболее талантливая опера Б. — "Кармен" (либретто заимствовано Мейлахом и Галеви из новеллы Проспера Мериме). И эта опера имела сначала лишь посредственный успех (в Петербурге ее поставили впервые в 1878 г. на сцене итальянской оперы). Самому Б. не пришлось дожить до того времени, когда его произведения стали повсеместно пользоваться большим успехом: 3-го июня 1875 г., когда "Кармен", не встретив одобрения публики, была снята со сцены, Бизе умер от паралича сердца. После его смерти парижский театр Одеон поставил "L'Arlésienne", которая прошла с большим успехом; полный триумф выпал и в Париже на долю "Кармен", поставленной на сцене "Opéra Comique", после того как опера обошла с блестящим успехом все европейские сцены. Все выдающиеся качества, лишь намеченные в предшествующих произведениях Б., выступили в "Кармен" ярко и обаятельно; тут автор является замечательным колористом как в музыке, так и в оркестровке; с большой силой обнаружился в "Кармен" и драматический талант Б. Сюжет оперы по своим разнообразным элементам — драматическому, комическому и лирическому — требовал весьма разностороннего таланта; эту-то разносторонность слушатели и ценят в "Кармен". После Б. осталась партитура вполне законченной оперы "Ivan le Terrible" и начатая лирическая драма "Le Cid". Перед смертью Б. работал над ораторией "Geneviève, patronne de Paris", от которой остались отрывочные наброски, изданные фирмой Choudens вместе с фрагментами других незаконченных произведений Б. Та же фирма выпустила в свет большую оперу на библейский сюжет "Noé" (либретто Сен-Жоржа), в которой Б. закончил и оркестровал партитуру, оставшуюся неоконченной после Галеви (своего тестя, автора "Жидовки"). — Б. обогатил также концертный репертуар несколькими оркестровыми произведениями, весьма ценимыми в настоящее время, хотя в них чувствуется скорее талант оперного композитора, нежели симфонического; таковы: 1) "Roma" — симфония, под названием "Souvenirs de Rome"; 2) сюита, составленная из наиболее интересных номеров партитуры "L'Arlésienne", переинструментованных автором для полного оркестра; — она сделалась репертуарной пьесой на всех европейских концертных эстрадах; 3) вторая сюита из "L'Arlésienne", встретившая также всюду весьма благосклонный прием; 4) "Patrie" — большая драматическая увертюра. Как оркестратор, Б. обыкновенно причисляется к самим тонким и наиболее одаренным знатокам инструментовки. — Превосходный пианист, Б. выпустил в свет ряд блестящих фортепьянных пьес: "Chants du Rhin", "Jeux d'enfants", "Grande variation chromatique", "Nocturne", "Venise" и много транскрипций известных опер, изданных под названием "Pianiste-chanteur". Б. написал, кроме того, несколько вокальных произведений: "Feuilles d'Album, 6 mélodies" и "Recueil de 20 mélodies". — На смерть Б. Массенэ написал оркестровое произведение "Lamento", которое было исполнено в концерте, устроенном в Париже в память Б., вскоре после его смерти. В честь Б. одна из улиц Парижа названа его именем (Rue Georges Bizet). — Ср.: Pigot, G. Bizet et son oeuvre; E. Galabert, G. Bizet, souvenirs et correspondance; Marmontel, Symphonistes et virtuoses; Grande Encyclop.; Риман, "Музыкальный словарь"; Когут, "Знаменитые евреи"; Энцикл. словарь Брокгауза-Ефрона.

A. T.

Раздел6.




   





Rambler's Top100