Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Билга

— 1) (Валла), ההלנ (Септуагинта Βαλλά, но в I Хрон., 7, 13, Βαλάμ или Βαλαάμ). — В Библии — рабыня Рахили, родоначальница колен Нафталиина и Дана, наложница Якова и его старшего сына Реубена (Быт., 30, 3; 35, 22; 49, 4). Выражение Рахили: "Пусть она родит на колена мои, чтобы и я имела детей от нее", — указывает, что Рахиль считала Нафтали и Дана своими детьми или, действительно, усыновила их. Она же дала им и имена. [J. E., III, 212].

Раздел1.

В агадической литературе. — Согласно Beresch. rab., LXXIV, 14, Б. была одной из дочерей Лабана. После смерти Рахили Б. заняла ее место в сердце Якова, и он поселился в ее шатре. Это не понравилось Реубену, видевшему в Б. новую соперницу своей матери Леи, и он вынес поэтому ложе Якова из шатра Б. На этот эпизод намекал, по мнению талмудистов, Яков в благословении детей (Быт., 49, 4) словами: "Ибо ты взошел на ложе отца своего" (Beresch. r., ХСVIII, 4, и несколько иначе — Schab., 55б).

Раздел3.

Взгляд критической школы. — В настоящее время уже вполне установлено, что в приведенном генеалогическом повествовании, как и во всяких других ему подобных, речь идет не ο взаимоотношениях отдельных лиц, но целых родов. В древних преданиях брак знаменует слияние воедино двух родов, первоначально самостоятельных, живших раздельно друг от друга. Муж является воплощением более сильного рода и, согласно с этим, передает свое имя слабейшему; жена же символизирует более слабый элемент, сливающийся с сильнейшим. В тех случаях, когда более слабый род значительно уступал сильнейшему по своей авторитетности, он изображался в виде наложницы (ср. Stade, Gesch. des Volk. Israel, 2 изд., Ι, 30). Таким образом и Б. (подобно Агари, Кетуре и др.) должна быть признана именем рода, хотя бы на то и не было определенных указаний и даже само имя оставалось не вполне уясненным (гипотеза Балля ο связи Б. с арабским "baliha" — "простая, безыскусственная" — не подтверждается). Так как Дан и Нафтали изображаются сыновьями прислужницы Рахили, матери и родоначальницы колена Иосифа, то носящие их имена колена характеризуются, как второстепенные и подчиненные Иосифу. Последнее подтверждается историческими данными. Не установлено, было ли колено Нафтали всегда тесно связано с Дановым или присоединилось к последнему в то время, когда потомки Дана были вытеснены из своих обиталищ и принуждены двинуться к северу. Возможно, что первоначально Дан был лишь кланом колена Иосифова, подобно Веньямину безуспешно пытавшимся устроиться самостоятельно вне пределов главного рода; возможно, что часть колена Данова, переселившаяся на север, вступила в близкие сношения с соседним родом Нафтали. Подобные события находят отражение в т. наз. генеалогических рассказах. — По Быт., 35, 22, Реубен совершил прелюбодеяние с Б., а по Быт., 49, 4, его падение явилось следствием осквернения им ложа отца своего. Внутренний смысл этого повествования неясен. В своем комментарии к кн. Бытия Дилльман, а с ним и Штаде (l. c., I, 151), полагает, что тут делается упрек Реубену за его приверженность к древнему обычаю, по которому сын наследует наложниц отца своего, в такое время, когда прочие колена израильтян от этого обычая уже отказались. Этому утверждению можно противопоставить то обстоятельство, что указанный обычай (наследовать наложниц) существовал в местности западнее Иордана еще во времена царей (ср. И Сам., 16, 21; I кн. Цар., 2, 17—22). Поэтому более правдоподобно объяснение Гольцингера (в комм. к Быт., 35, 22): первородство Реубена указывает на его большее могущество перед остальными; но это доминирующее положение было им каким-то образом утрачено. В этот-то период могущества Реубен и пытался распространить свою власть далее к западу, на те области, которые были заняты родами, ведшими свое происхождение от Б. Впоследствии это было признано грехом относительно Якова. Аналогичная интерпретация допустима и к Быт., 34, 30, где выражается упрек по адресу Симеона и Леви, коварно напавших на Сихем. [J. E., III, 212—213].

Раздел1.

הגלנ.В Библии. — 2) Один из двадцати четырех священников, стоявших во главе священнических отделов, установленных в эпоху Давида. По I Хрон., 24, 14, Б. был в этом списке пятнадцатым. — 3) Среди вавилонских изгнанников, возвратившихся в Палестину, был, между прочим, и священник Билгай, יגלנ (Hex., 10, 9), или Билга (ib., 12, 5), потомок которого, Шаммуа, עומש, был старшиной священнического рода (ib., 12,18). Этот Б. подписал вместе со многими другими евреями договор ο неуклонном исполнении заветов Торы. В Септуагинте это имя читается Βελγά, Βέλγαι и Βάλγας. Флавий упоминает про Менруса, сына Белгаса ("Иуд. войн.", VI, 5, §1). Традиционное объяснение имени Б. — "моложавость"; новейшие лексикографы толкуют его — "благорасположение". [J. E., III, 212].

Раздел1.

В агадической литературе. — Согласно талмудическому преданию, приведенному в "Галахот Гедолот" (изд. Гильдесгеймера, стр. 631), род Б. был назначен в "очередь" (см. Биккурим), которая отправляла храмовое служение во второй и шестой день праздника Кущей. Священники, приступавшие к исполнению своих обязанностей, получали место в северной части храма, потому что оно было близко к месту их служения. Предназначенное для каждой группы священников отделение было снабжено прикрепленным к полу железным кольцом для привязывания обреченных на заклание животных; там же в стене было двадцать четыре расщелины, где хранились употреблявшиеся для убоя ножи. Только род Б. получил место на юге; его кольцо было прибито гвоздями, а шкаф в стене наглухо запечатан — в наказание за вероотступничество одной женщины из этого рода, по имени Мириам, которая во время владычества греков при Антиохе Епифане отреклась от своей веры и вышла замуж за гиппарха (Toc., Сук., IV, 28; Сук., 56б; Иер. Сук., конец; Rev. et. juives, XXXIX, 54). Далее сообщается, что, когда греки проложили себе дорогу в храм, эта женщина ударяла сандалиями по жертвеннику, крича: "Волк, волк (Λύκος, Λύκος), столько богатств Израиля поглотил ты, а покинул нас в дни бедствия". Согласно другому преданию, священники из рода Б. слишком долго медлили приступить к исполнению своих обязанностей, так что род Иошебеаба вынужден был служить вместо них и, следовательно, получил их преимущества (Toc., Бабли и Иеруш., ibidem). Иерус. Талмуд присовокупляет, что род Б. при этом не был упразднен и не распределился между остальными двадцатью тремя родами только потому, что это противоречило бы древним постановлениям. Мнение Буксторфа, что Мириам, дочь Б., была членом священного девического ордена, заслуживает упоминания только как курьез. В элегии Калира, הנשי הניא, которая, основываясь на Мидраше, говорит ο родах священнослужителей, нет вовсе упоминания ο Б. — Ср.: Hastings, Dict. Bibl.; Cheyne and Black, Encyc. Bibl.; Buxtorf, Lexicon, 306; Kohut, Aruch completum, II, 94; Krauss, в Rev. et. juives, XXXIX, 54; Rahmer, Die hebr. Traditionen in den Werken des Hieronymus, 58; Grätz, Gesch., II, 434. [J. E., III, 212].

Раздел3.




   





Rambler's Top100