Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Благотворительные учреждения

— В средние века и новое время. Общинная благотворительность была организована уже во времена Мишны (см. соотв. статью). В общем дело благотворения было так хорошо поставлено у древних евреев, что, по свидетельству Юлиана Отступника, у них не существовало профессиональных нищих. В Риме в первые века по Р. Хр. благотворительность была организована при синагогах. Забота ο больных женщинах, ο погребении умерших женщин и доставлении приданого бедным девушкам входила в обязанность особой женщины, которая носила титул "mater synagogae" или "pateressa" (при раскопках еврейского кладбища в Риме найден памятник одной женщине, бывшей 16 лет mater synagogae). Из благотворительных учреждений известны дома для странников, πανδόχιον (קדנופ), которые строились на высоких улицах, чтобы их могли видеть издали. Пундаки не пережили смутного времени переселения народов, как можно заключить из того, что в IX и X веках синагоги принимали на себя подобно им функции призрения странников. Это было на Востоке еще в III в. при Абба-Арике и Самуиле (Песах., 101а). Проезжие бедняки получали в синагогах приют и пищу; обычай читать молитву "Киддуш" в синагогах по пятницам вечером, сохранившийся до сих пор, представляет остаток прежней субботней трапезы, устраивавшейся для странников в помещении синагоги или на ее дворе. — В средние века, помимо синагогальной и частной благотворительности, возникает благотворительность также специальных общественных организаций братств, или так наз. "хебра". Начавшиеся во многих местах гонения на евреев, вызвав обеднение отдельных лиц, привели к усилению учреждений благотворительности и милосердия. Возник обычай жертвовать в пользу бедных при всяком радостном случае, а также завещать им после смерти известную часть своего имущества, что усиливало фонды бедных. В 13 в., в Перпиньяне, например, фонды бедных, состоявшие из разных недвижимостей, были до того значительны, что правление общины пыталось обложить имущества бедных такими же налогами в пользу общины и для уплаты королевских податей, как и имущества частных лиц. Однако одно только оставление средств в пользу бедных уже не удовлетворяло жертвователей: им хотелось лично участвовать в деле благотворения, лично оказывать услуги и заботиться ο бедных. Каждая группа таких лиц организуется в хебру; в Перпиньяне существовало, по свидетельству Рапа, пять хебр; каждая из них имела писаный устав; средства хебры составлялись из пожертвований членов и из завещаний. В большинстве случаев члены обещали вносить свои пожертвования при чтении Торы в синагогах. Следует отметить, что хебра попечения ο больных оказывала помощь и нееврейским больным. Характерно, что в европейских странах общинная благотворительность потеряла принудительный характер. — Начиная с 14 века, в особенности после Черной смерти, когда всюду начались массовые гонения, появилось очень много странствующих евреев, искавших пристанища; необходимость приютить их сделалась общей заботой всех еврейских общин. Обыкновенно бедняки распределялись между отдельными членами общины, причем усилия приютивших были направлены к тому, чтобы не дать странникам чувствовать их положение: в синагогах было постановлено, чтобы текст Псалма: "Я был молод и устарел, но не видел покинутого праведника, дети которого просили бы хлеба", — произносился тихо, во избежание возможности оскорбления бедных. Нужда была так велика, прибывающая масса странников до того огромна, что многие состоятельные лица разорились из-за постоянных пожертвований, и раввины сочли долгом установить максимальное количество бедных, которым может помогать одно лицо. Такие постановления были сделаны в Метце в 1694 г. В Германии бедные распределялись по запискам. Правление синагоги заставляло каждого взять на себя известное количество записок с именами бедных, содержание которых он должен гарантировать. В некоторых общинах практиковался следующий метод: записки клались в особые ящики, и каждый прибывший бедный мог сам взять одну из них и отправиться к отмеченному на ней лицу. — Вполне организованная благотворительная помощь наблюдается в 17 веке в Риме. Как правление общины, так и отдельные благотворительные общества становятся под контроль совета общины, назначавшего вспомоществование. В непосредственном ведении общины находилась касса для бедных (םײנע תפוק), а правление поручало отдельным членам общины совершать сборы в пользу бедных. В случае отказа жертвовать установлен был определенный штраф (в 5 ginlin). Сборы при свадьбах шли в пользу кассы для бедных и талмуд-торы, сборы при молитвах селихот — в пользу одной лишь талмуд-торы. Кроме того, кружки для благотворительных целей циркулировали в дни Пурима и 9-го Аба. Без специального разрешения правления общины никто не имел права собирать пожертвования. Бедным разрешалось собирать милостыню исключительно по пятницам от полудня до вечера, но только в домах, а не в синагоге или на улице. Однако в Пурим, 9-го Аба и в Гашана-Раба можно было собирать повсюду. Помимо общинной кассы, в Риме действовало множество различных обществ благотворения, которые располагали большими капиталами. Так, из сохранившегося документа от 29 октября 1682 г. видно, что община задолжала обществу талмуд-торы 2800 скуди (приблизительно 5 тысяч франков), женскому обществу 150 скуди, обществу приданого невестам — 300, а погребальному обществу — 2550 скуди. В 1699 г. погребальное братство אשידק הדנח, дало общине взаймы 5000, а общ. талмуд-торы — 4000 скуди. Все общества, число которых превышало 20, были объединены в четыре организации. Первая организация, Озер далим (םילדדזוע), основанная в 1659 г., заботилась ο помощи бедных; вторая, םידםח תולמג, — об умерших; третья, םינקז נשומ (в 1726 г.), доставляла приют старикам; четвертая, םינומאדמוש, заботилась ο поддержании веры. Два общества занимались уходом за больными и выдавали пособия оставшимся членам семьи при внезапной смерти ее главы; два других давали приданое бедным невестам, причем во главе таких обществ находилась женщина, "парнесса", исполнявшая обязанность директрисы в общине. Интересно отметить размеры приданого; в 1618 году парнесса жаловалась собранию, что бедные обещают слишком большие приданные женихам и потому к благотворительным обществам предъявляются требования, превышающие их средства. Ввиду этого было решено, что дающий свыше 200 скуди приданого не имеет права на помощь общества. Одновременно с этим было постановлено, что в течение одного года может быть оказана помощь лишь 12 невестам (какую ценность имели тогда 200 скуди, видно из того, что кантор получал ежегодно всего 9 скуди, а по постановлениям Прагматики, изданной в то время, самая богатая женщина не имела права иметь драгоценностей свыше 45 скуди). Каков был процент невест, претендовавших на получение общественного приданого, можно заключить из следующих данных: еврейское население Рима в 1656 г. равнялось 4.127; даже допустив, что и в 1618 г. было то же количество, и считая 9—10 браков на тысячу, получим, что почти треть вступающих в брак девушек пользовалась помощью общества. Насколько велики были завещания в пользу невест, видно из того, что Захария де Родриго оставил в пользу этого братства, по Берлинеру, 3.000, а по Фогельштейну-Ригеру, даже 18.000 скуди, из процентов которых каждая бедная невеста получала 50 скуди. Римское общество םידוםא דיתמ выкупило в 1618 г. за 140 скуди одного пленного в Неаполе; в 1651 г. были выкуплены 5 пленных в Чивитавеккии. В 1615 г. братство собирало пожертвования для расширения тюрьмы, в которой были заключены еврейские узники. Община предоставила в пользу братства всю арендную плату за миквы. Братство םידםה תולמג содержало постоянного врача, которому было запрещено принимать вознаграждение как от больных, так и от их родственников. Во время эпидемии 1657 г. основалось братство דםחו םײח для доставления кроватей бедным. Еврейские общества оказывали помощь и нееврейским бедным, причем наиболее уважаемым беднякам из неевреев помощь доставлялась на дом. — В Мантуе тоже была широко организована благотворительная помощь, как видно из документа Самуила Порталеоне. Там в 1630 г. существовало семь благотворительных кружек: одна для Палестины, другая для талмуд-торы, третья для погребения умерших, четвертая для вспомоществования бедным, больным и престарелым, пятая для приданого девушкам, шестая для внезапно впавших в бедность, седьмая для выкупа пленных. В Средней Европе дело организации благотворительности ранее 18 века было поставлено хуже, чем в Италии. Характерна лишь организация благотворительности в Берлине. Здесь в начале 18 в. было основано погребальное общество, имевшее целью оказывать помощь членам осиротевшей семьи; чтобы не обижать нуждающихся, посылали каждому семейству — бедному или богатому — после смерти одного из супругов две кружки: одну открытую с известным количеством денег, другую закрытую. Содержание закрытой кружки не проверялось. Получающий кружки должен был взять все содержимое из открытой и по своему желанию оставить его у себя или же положить в закрытую. Таким образом, оставалось неизвестным, кто пользуется и кто дает. Общество это существует до сих пор.

XIX век внес большие изменения как в задачи, так и в характер организации Б. Евреи вовлекались все больше и больше в круговорот развивавшейся промышленной жизни окружающих народов, и перед еврейскими массами возникла необходимость в получении как общего светского, так и профессионального образования. Так как еврейская община не имела своей принудительной власти, то за удовлетворение нужд могли взяться организации, основанные на благотворительных началах. Возникают организации, имеющие целью доставлять широким массам профессиональное образование, содействовать распространению ремесел и земледелия, облегчать колонизацию; организуются ссудные кассы, ставящие себе задачей снабжать оборотными средствами несостоятельные классы населения; возникают биржи труда, рабочие бюро, рабочие колонии, мастерские и т. п. — Наиболее ранним институтом, получившим широкое развитие и распространение, являются ссудные кассы, открытые в 1816 г. в Гамбурге еврейским обществом призрения бедных (Armenkollegium), немедленно после кризиса 1813 и 1814 гг. Из этой кассы выдавались нуждающимся беспроцентные ссуды под ответственностью поручителя. Деятельность этой ссудной кассы оказалась очень успешной; обороты ее непрерывно развивались и достигли в 1858 г. 96.000 марок. Уплата ссуд со стороны заемщиков шла очень исправно; лишь крайне редко приходилось обращать взыскание на поручителей, и до 1858 г. не было возвращено из всей суммы ссуд в 2.427.000 марок всего 396 марок. В 1844 г. еврейский купец Б. Каспари из Берлина познакомился с деятельностью этой кассы и, воодушевленный ее успехом, решил основать в Берлине нечто подобное; устроенные Каспари ферейны послужили прототипом для получивших широкую известность ссудных товариществ Шульце-Делича, которые подражали еврейским кассам, лишь придав им характер коопераций. С тех пор ссудные кассы нашли очень широкое распространение; они существуют в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии и Соединенных Штатах и других странах. В последнее время во многих странах подобные кассы были открыты на средства фонда имени баронессы Гирш. Помимо общих филантропических учреждений, и непосредственное призрение бедных приняло в 19 веке также другой характер: во-первых, с возрастанием численности еврейского населения в больших городах Европы и Америки сказалась необходимость в создании центральной организации призрения бедных, вместо прежней благотворительной помощи в синагогах и различных обществах; во-вторых, наряду с системой открытого призрения, т. е. выдачи помощи бедным на дому, развивается система призрения закрытого: возникают больницы, госпитали, богадельни, приюты для инвалидов и престарелых, сиротские дома, убежища, ясли, детские сады, исправительные колонии и т. п. В одних странах центральные организации призрения бедных находятся в ведении еврейской синагогальной общины, напр. в Германии (за исключением Вюртемберга и Бадена, где призрение бедных лежит на обязанности политической общины) и в Австрии. В других — центральные благотворительные организации образовались из соединения уже существовавших раньше отдельных учреждений, напр. во Франции, Англии и Соединенных Штатах.

Впервые центральная организация призрения бедных была основана в Париже. Существовавшие там отдельные благотворительные учреждения слились в 1809 г. в "Комитет еврейской благотворительности Парижа". Различные подотделы ведают доходами и расходами Комитета, призрением бедных на дому, раздачей угля и теплой одежды, столовыми, ссудными кассами и т. д. В последние годы расходы Комитета увеличились под влиянием наплыва эмигрантов из России, Галиции и Румынии. В 1905 г. Комитет израсходовал 551.850 франков. Наиболее крупные статьи расходов: пенсии престарелым в виде периодических пособий и в виде купонов на получение мяса, хлеба и обедов из столовых, всего на сумму в 85.131 фр.; этим пользовалось около 550 лиц, и следовательно, средняя годовая выдача одному лицу составляла 154 франка; в помощь 150 семействам было выдано 47.062 франка, что составляет на одно семейство около 314 фр. На помощь 50 сиротам и покинутым детям израсходовано 22.977 франков, т. е. в среднем на 1 сироту около 460 фр. Пособие на квартирную плату составляет ок. 58.000 фр. Расходы на 2 другие столовые — 40.742 фр. На борьбу с чахоткой (путем содействия обществу дачных колоний для бедных детей) — 23.479 фр. и на содержание дома для престарелых женщин — 27.199 франк. Кроме того, было выдано в помощь больным, заключенным в тюремных госпиталях, 2.400 фр. и на случайные пособия 81.774 фр. Первое больничное здание на 15 кроватей было открыто в 1842 г. Большие средства были даны на это учреждение Ротшильдами, которые, помимо того, учредили в 1855 г. сиротский приют. В 1866 г. был основан приют для брошенных детей; в 1889 г. — убежище Plessis-Piquet. Отметим еще: сиротский приют Натаниэля для девочек, госпиталь-приют Ротшильда, родильный дом и дом Моисея Леона для престарелых женщин. В 1902 г. возникло общество для подготовки сестер милосердия. Кроме того, существуют: общество летних колоний для детей, школа труда (Ecole de travail), общ. "Семейная кровля" (Toit familial) для бесплатного обучения бедных девушек ремеслам и коммерческим знаниям, общество-патронат для надзора и покровительства бедным еврейским девушкам, находящимся в обучении, для доставления наиболее нуждающимся приданого и мастерская для безработных. В 1901 г. были открыты на средства фонда имени баронессы Гирш ссудные кассы. Деятельность их развивается, и ссудные операции возросли с 2000 франков в 1901 г. почти до 75.000 франков в 1907 г. Размер каждой ссуды колеблется от 50 до 1000 франков, а в среднем равен 200 фр. В 1900 г. основано русскими и румынскими евреями общество для приюта бедных эмигрантов и для доставления им теплой пищи утром и вечером; в приюте в среднем 45 лиц. В Париже существует несколько погребальных обществ, общество "Jschub Erez Israel" для вспомоществования бедным еврейским колонистам в Палестине и общество для вспомоществования обрученным; кроме того, около 27 мужских благотворительных обществ взаимопомощи и 9 женских. В 15 остальных городах Франции со сравнительно значительным еврейским населением имеется — до 60 разнообразных благотворительных обществ.

В Берлине "Armenkommission der jüdischen Gemeinden" была основана в 1833 г. Она имеет 4 отдела: Armenkommission, которая занимается оказанием помощи на дому; сиротская комиссия (Waisenkommission); исправительная комиссия для помощи семействам заключенных и воспитания малолетних преступников и комиссия для помощи проезжим. Кроме того, особый подотдел оказывает тайным бедным (verschämte Arme) вспомоществование из средств специального фонда. Берлинский комитет ο бедных выработал с самого начала принципы деятельности, составляющие ныне основу "эльберфельдской" системы призрения, получившей широкую известность. Заслуга берлинского комитета состоит в том, что он соединил принцип индивидуальной помощи отдельных обществ с принципом центральной организации и этим на 20 лет опередил идею эльберфельдской системы. В 1850 г. было постановлено, чтобы каждое семейство, получающее пособие, находилось под специальным надзором двух комиссаров, которые должны докладывать комитету каждое полугодие, необходимо ли продолжить, увеличить, уменьшить или прекратить выдаваемое пособие. Должность комиссара почетная и безвозмездная. Ныне в берлинском комитете имеется 80 почетных должностей, распределенных между 74 мужчинами и 6 женщинами. Общие расходы одной лишь "Комиссии бедных" составляли в бюджетном 1907—1908 г. на призрение бедных, на продовольствие заключенным и солдатам, на мацу, на сиротские дома, на больницы, на помощь проезжим и пр. всего 357.704 мар. 66 пф.; всего же на подобные нужды израсходовано (вместе с отдельными благотворительными обществами) около миллиона марок. Расходы всех четырех комиссий на одно лишь открытое призрение составляли в 1907 г. — выдача ежемесячных пособий, пособия пищей солдатам и заключенным, содержание 352 сирот, пособия проезжим 5.500 эмигрантам, специальный фонд для тайных бедных (24.000) и пр. — 323.654 марки. Кроме того, было израсходовано на институты закрытой помощи: на больницу еврейской общины, при 144 ежедневных больных — 258.606 мар., госпиталь еврейской общины при 91 призреваемом и 94 пациентах, в среднем — 88.667 мар., 3 богадельни еврейской общины, при 267 призреваемых — 164.987 мар., 2 сиротских дома еврейской общины, при 123 детях — 102.094 мар.; итого — 613.845 марок. Таким образом, всего было израсходовано на все институты и учреждения, находящиеся в ведении комитета, 947.499 мар. Помимо институтов комитета, на средства отдельных обществ содержатся четыре сиротских дома с капиталом в 2.086.761 м. и с ежегодным расходом в 114.925 марок (призревается 138 детей). Воспитательный дом Рудольфа Мозеса обладает капиталом в несколько миллионов марок. Два исправительных дома для преступных мальчиков и девочек содержатся на средства Немецко-еврейского общинного союза. Ортодоксальная община "Adath Israel" содержит свою собственную больницу на 38 кроватей. Реформированная община также имеет собственные благотворительные учреждения. Затем существуют институт для подготовки сестер милосердия, институт для глухонемых, два ферейна для вспомоществования глухонемым, 8 благотворительных обществ для устройства санатория, дачных колоний, морских купаний, 12 обществ призрения детей (устройство приютов, убежищ, яслей, детских садов, клубов и т. п.), два родильных общества, шесть обществ для снабжения платьем, 18 дамских ферейнов на общие благотворительные цели. Из 25 разных ферейнов 3 ферейна взаимопомощи с капиталом в 4.844.608 имеют бюджет в 228.000 мар. Кроме того, в Берлине существует около 170 фондов, которые отчасти находятся в ведении правления общины, отчасти в ведении Комитета ο бедных, отчасти имеют особое правление. Вообще благотворительный бюджет Берлина, если даже опустить неизвестный бюджет 17 обществ и многих других учреждений, достигает 2.436.726 марок, что составляет приблизительно 20 марок на одну душу берлинского еврейского населения. Следует заметить, что при этом еще не приняты во внимание расходы больших благотворительных организаций, действующих преимущественно вне Германии, напр. Deutsche Konferenz der Alliance Israélite и Deutscher Hilfsverein (бюджет которого достиг в 1907 г. почти 1.500.000 м.), или для евреев всей Германии, как основанная в 1893 году земледельческая школа в Алеме с бюджетом в 115.000 м., в которой воспитывается 157 детей, дачная колония в Эльме, основанная в 1884 г., с бюджетом в 16.302, куда отправляется ежегодно около 300—400 детей, кургоспиталь Кольберг, основанный в 1873 г., с бюджетом в 31.689 и 438 больными. Сюда не входят также расходы тех организаций, которые занимаются не одной только благотворительной деятельностью, например расходы 64 лож Бней-Брит. — Во Франкфурте-на-Майне с еврейским населением в 23.476 душ община имеет высший надзор над кассой для бедных (Almosenkasten). В 1907 г. бюджет Almosenkasten'а составлял 106.300 марок. Из существующих 63 благотворительных обществ 26 расходовали 532.700 м.

В Гамбурге община содержит больницу с бюджетом в 80.000 марок и дом для престарелых с бюджетом в 31.000 марок. Armencommission израсходовала 96.200 м. Кроме того, существуют 131 общество, расходы которых очень значительны (в том числе ссудные кассы и убежища для инвалидов). — В Кельне призрение бедных в ведении 6 объединенных обществ, бюджет которых равен 90.400 м. Правление общины выдало в 1907 г. субсидий на 14.000 м. Кроме того, существует 9 ферейнов и 13 благотворительных фондов с большими капиталами и бюджетами. — В Мюнхене израсходовано в 1907 г. из общинных средств на пособие бедным 44.600 м. Из 14 частных обществ 11 имеют капитал в 2.519.200 м. с бюджетом в 129.400 м. — В Бреславле правление израсходовало 35.000 мар. из собственных средств, 53.100 мар. из средств фондов и 39.700 мар. из субсидий частных благотворительных обществ. Из 37 частных обществ 12 имели бюджет в 628.300 мар.; помимо того, дом для престарелых расходует 206.800 мар. В Лейпциге правление расходует 47.600 мар. из своих собственных средств. Из 9 обществ 6 израсходовали 160.300 марок, а одно 135.000 марок на содержание столовой, убежища для детей, а также летнего санатория и приморской колонии. В Нюрнберге община ежегодно выдает субсидию центральному благотворительному обществу в 12.500 мар.; 6 частных благотворительных обществ имеют ежегодный бюджет в 83.300 м. В Мангейме (Баден) с еврейск. населением в 5.998 душ община не участвует в призрении бедных; существует 19 частных обществ: общество вспомоществования больным мужчинам с бюджетом в 11.500 и общество вспомоществования больным женщинам с бюджетом в 15.000 м. В Познани (5761 евр.) правление общины выдало 29 частным обществам субсидию в 13.100 м. Состоящие в ведении общины фонды располагают бюджетом в 21.900 м. Больница и богадельня имени Рорса (Rhorsche Stiftung) расходует 129.352 м. В Ганновере (4923 еврея) правление общины расходует на призрение бедных сирот и больных 81.950 мар. из своих собственных средств и из средств фондов, которые находятся в его ведении. Из 36 частных обществ 34 расходовали 197.400 марок. Фонд имени Александра и Фанни Симон для распространения ремесленных знаний, земледелия, огородничества и садоводства среди евреев имеет капитал в 4 миллиона марок. В Алеме (у Ганновера) находится исправительная земледельческая школа с бюджетом в 115.500 мар. В Кенигсберге (4415 евреев) сиротский дом расходует 35.200 м. Сиротский дом имени Коша расходует 9.300 мар., дом для престарелых расходует 8.900 м., а бюджет 10 частных обществ равен 48.600 м. В Штутгарте (3.427 евреев) вюртембергский сиротский дом расходует 26.800 мар. Из 12 частных местных обществ 7 расходуют 37.100 м. Вюртембергский приют и общество для распространения ремесленных знаний и огородничества расходуют 11.300 м. В Дрездене (3.645 евреев) община расходует 12.300 м. Из 17 обществ 13 расходуют 40.700 марок. В Данциге (2.546 евреев) правление общины расходует вместе с одним специально для этой цели учрежденным обществом на призрение бедных и больных, помимо расходов на погребение, 12.520 м.; остальные 12 частных обществ объединены в союз, причем бюджет 9 из них равен 26.550 м. — В Карлсруэ (2.850 евреев) нет общинного призрения бедных. Из 25 благотворительных обществ 20 имеют бюджет в 36300 марок.

Из этого перечня благотворительных организаций в главнейших городах Германии видно, как наряду с общинной благотворительностью распространена деятельность отдельных благотворительных обществ. Во всей Германии насчитывается 3.010 благотворительных обществ. Почти каждая еврейская община страны, даже мелкая, имеет несколько или, по крайней мере, одно благотворительное общество. Из ныне действующих благотворительных обществ 3 общества основаны еще в 17 веке: погребальное общество "Гемилут хасадим" в Эмдене, "Heiliges Stift" в Глогау и одно в Берлине; 4 общества основаны в первой половине 18 столетия, из них два в Берлине, хебра-кадиша в Кенигсберге и погребальное общество в Гамбурге. При 600000-м еврейском населении Германии одно общество приходится в среднем на 200 евреев. В общинах с многочисленным еврейским населением число обществ относительно уменьшается. Абсолютно, однако, число благотворительных обществ возрастает с увеличением численности еврейского населения.

Следующая таблица показывает число обществ, существующих в различных общинах Германии:

В 1202 общинах насчитывалось таким образом в 1908 г. 3010 благотворительных обществ.

Одновременно с развитием благотворительности идет борьба с нищенством и бродяжеством. "Verein gegen Wandertettel", "Cassa zur Bekämpfung des Wanderbettels" и т. д. существуют даже в самых мелких общинах Германии. Их насчитывается около 500 (430 общин с еврейским населением в 138.003 расходуют на вспомоществование проезжающим 341.474 марок). Для борьбы с попрошайничеством в каждом городе существует центральная касса, выдающая пособие после наведения справок. В общем деятельность этих обществ довольно успешна. В этом отношении поучителен 25-летний отчет общества помощи во Франкфурте-на-Майне (Israelitischer Hilfsverein). В начале 90-х годов число бедных, которым была оказана денежная помощь, превышала 800, а в 1907 году оно опустилось до 300. Правда, число лиц, которым союз помогал, непрерывно возрастало, составляя в 1883 г. 1.385, в 1907 г. 3.254, но увеличение было вызвано возрастанием численности эмигрантов из России, Галиции и Румынии. Для успешной борьбы с профессиональным нищенством учреждены специальные мастерские, рабочие колонии и, наконец, бюро труда. Первая подобная мастерская начала функционировать в 1900 г. в Кельне. Правление кассы для бедных отсылает бродячих нищих, способных к труду, в подобные рабочие мастерские, где работа состоит в раскалывании дров и в выбивании ковров. При 8—9 часах труда прилежный рабочий может выработать 1,50—2,50 марки. В мастерских бедный имеет право оставаться до двух недель. В 1901 году основана рабочая колония в Вейгензее, которая имеет целью дать возможность научиться легким ремеслам (напр. изготовлению подтяжек, кошельков и т. п.). Бюро труда существуют в Берлине, Франкфурте, Гамбурге, Кельне, Маннгейме, Мюнхене, Познани. В Берлине и в Познани они основаны ложей Бней-Брит. Первое было основано в Берлине в 1896 г. и уже в том же году доставило работу 661 лицу, число которых постоянно возрастает. Следует, однако, заметить, что в общем бюро труда, основанные на средства благотворительности, действуют малоуспешно: обученный рабочий неохотно направляется туда.

В Лондоне благотворительные общества были открыты в начале 17 в. Первое общество было основано в 1803 г. для сирот испанскими и португальскими евреями; оно существует и поныне (1909 г.; призревает только детей сефардов; ежегодный бюджет его — 625 фунт. стерл.). В 1724 г. были открыты сефардскими евреями четыре благотворительных общества для помощи бедным роженицам и оставшимся после смерти родных бездомным сиротам с бюджетом в 245 фунтов стерлингов (1902). Немецкие евреи Лондона основали первое благотворительное общество в 1745 г. для доставления платья в день бар-мицва бедным мальчикам; бюджет общества 514 фунт. (в 1902 г.). Много немецких обществ было открыто в период между 1815 и 1835 гг. Испанские и португальские общества объединились в 1837 г. в Совет опекунов (Board of guardians). Такое же объединение получили и благотворительные общества немецких евреев в 1859 г. Board of guardians благотворительных обществ немецких евреев состоит из 16 комитетов и оказывает все формы помощи открытого призрения бедным вплоть до выдачи пособий на эмиграцию в заатлантические страны или на возвращение на родину. Совет руководится теми же правилами открытого призрения бедных, как и "Armenkommission der jüdischen Gemeinde" в Берлине. Общество оказало помощь:

В числе этих уроженцев фигурируют не действительно коренные жители Англии, а в большинстве случаев дети лиц, недавно прибывших. Закон ο престарелых, вступивший в силу 1-го января 1909 г., по которому достигшие 70-летнего возраста получают государственную пенсию, лучше всего иллюстрирует, как мало представлено стариков среди еврейских уроженцев, пользующихся благотворительной помощью. Этот закон ограничивает получение пенсии исключительно уроженцами Англии, состоящими в английском подданстве не менее 20 лет; оказалось, что из 11000 фунт. стерл., которые еврейский Board of guardians расходует ежегодно на выдачу пенсий, только около 10 фунтов, или менее одного процента, могут быть отнесены законом ο престарелых на счет государства. Еще характернее, что уроженцы больше всего представлены в числе лиц, пользующихся пенсией еврейского Совета опекунов; так, из 514 постоянных пенсий, выданных в 1908 г., 133 были получены уроженцами, что составляет почти 26%, в то время как во всех случаях помощи уроженцы составляли всего 13%. Из всех 4248 случаев помощи был только 71 случай, где помощь оказывалась еще до 1902 г. Все остальные были или совсем новые, или недавнего происхождения. Этим преобладанием эмигрантов среди пользовавшихся пособиями объясняется и уменьшение помощи с ослаблением эмиграционного движения. Помимо указанного фонда, Совет содержит рабочую мастерскую, где более 50 женщин занимаются шитьем, вышиванием гладью и золотом; он также определил свыше 1000 подростков в учение к ремесленникам, выдавая и беспроцентные ссуды. Индустриальный отдел был основан при Совете в 1872 г., а ссудный в 1867 году; но на первых порах их деятельность была очень незначительна. Ныне расходы первого превышают 300 фунтов в год, а обороты второго достигали в последние годы 20000 фунтов. В учение отдаются подростки, окончившие элементарную школу. Особые инспекторы следят за успехами учеников, заботятся ο том, чтобы мастера хорошо обращались с учениками, и т. д. В последние годы число подростков, желающих поступить в обучение, до того возросло, что комитет не может найти достаточного количества подходящих мастеров. Ученикам, пробывшим два года у мастера, дается возможность в свободное время посещать курсы технических школ. В последнее время комитет начал выдавать премии наиболее успешным питомцам. Комитет выдает бывшим ученикам также ссуды на первоначальное обзаведение мастерской и приобретение инструментов. Размеры ссуд, выданных в течение 1908 года, колебались от 1 до 100 фунтов стерл. Несмотря на то, что ссудный комитет широко развил свои операции за последние годы, он тем не менее принужден был отказывать довольно часто в выдаче ссуд. — Из фондов частных лиц наиболее значителен ссудный фонд имени баронессы Гирш. В последнее время Совет начал заменять в некоторых случаях единовременные пособия выдачей ссуд без поручительства. Такая мера, по словам отчетов, отражается очень благоприятно на самочувствии нуждающихся, которые в большинстве случаев стараются оправдать доверие. Вся многообразная деятельность Совета и всех его комитетов вызывают, конечно, все большие расходы по администрации; доходы эти превысили в 1908 г. 4 тысячи фунтов. Помимо Совета опекунов немецких евреев в Лондоне действует около 170 благотворительных обществ и учреждений. Все эти общества оказывают помощь сиротам, вдовам и старикам, доставляют бедным и нуждающимся пищу (мясо и хлеб), одежду и уголь, оказывают покровительство девушкам, снабжают бедных невест приданым, содержат школы с общеобразовательным и профессиональным курсами, помогают роженицам, больным и т. д. В особенности много обществ образовалось под действием нужды, вызванной иммиграцией русских евреев. Эти общества имеют специальную цель — прийти на помощь эмигрантам и дать им необходимые на первых порах справки об условиях жизни и возможности нахождения работы. Из таких обществ, действующих в Лондоне, на первом плане стоит Русско-еврейский комитет, основанный в 1883 году; им было выдано 73833 лицам (16.347 случаев) всего 66.613 фунтов стерлингов. Помимо помощи вновь прибывшим эмигрантам, комитет оказывает поддержку и эмигрантам прежних лет, хотя число последних довольно ограничено, из чего можно заключить, что старые эмигранты в большинстве случаев или устраиваются окончательно в Лондоне, или получают временный заработок там же, что дает им возможность продолжать путешествие уже на собственные средства. Следующая таблица показывает соотношение между старыми эмигрантами и новыми:

В помощь эмигрантам был также учрежден в 1885 г. "Временный приют для бедных евреев". Это учреждение было вызвано к жизни для борьбы с эксплуатацией, которой подвергались бедные эмигранты со стороны соотечественников. В приюте эмигрант может прожить не долее 14 дней. В 1902 г. в приюте перебывало 2350 эмигрантов. Расходы учреждения достигали в 1902 г. 3690 фунтов. В том же 1885 г. была основана "Еврейская ассоциация для защиты девушек и женщин", также вызванная теми злоупотреблениями, которым подвергались эмигрантки. Расходы этого общества составляли в 1902 г. 942 фунта. Многие общества в Лондоне, Ливерпуле, Бирмингеме и Манчестере ставят себе целью содействовать натурализации эмигрантов, другие общества содержат школы как общеобразовательные, так и английского языка, специально для эмигрантов. Ежегодные расходы всех этих благотворительных учреждений превышают сумму в 23 тыс. фунтов; вместе с расходами обществ для помощи эмигрантам и расходами Совета опекунов немецких обществ, составляющими 35—45 тысяч фунтов, получается сумма в 70—75 тысяч фунтов. Но помимо того, Лондон расходует очень много на закрытое призрение бедных: он имеет два госпиталя, один основанный в 1747 г. испанскими и португальскими евреями с бюджетом в 1190 фунт., другой — в 1795 г., расходующий 10506 ф., в том числе на выдачу пенсий престарелым 374 фунта. Для медицинской помощи эмигрантам основана аптека-лечебница, которая бесплатно выдает медицинские средства и посылает врачей к больным на дом. Помимо того, имеется еще 5 приютов для престарелых; из них один содержится Советом опекунов, другой имеет собственный бюджет в 2.773 ф., и два приюта для выздоравливающих, один, построенный в 1862 г. по подписке в память Юдифи Монтефиоре, другой в 1898 г. на средства баронессы Гирш. В 1889 г. построен "Приют и госпиталь для неизлечимых больных". Для калек основан в 1819 г. особый дом, а в 1863 г. приют для глухонемых. Столовая для бедных построена в 1850 г. В 1897 г. основаны детские ясли. Совет опекунов доставляет нянь больным детям. Общество дачных колоний, основанное в 1889 году, оказало помощь в 1901 году 1.711 детям. Дети, воспитывающиеся в сиротском доме, посылаются летом на морские купания. Для преступных детей основана в 1901 году ремесленная исправительная школа. — В одном Лондоне существует более 20 литературных, драматических, атлетических и увеселительных клубов для рабочей молодежи. Подобные же клубы существуют почти в каждом городе Англии. Западный центральный еврейский клуб и институт для девушек типичны для этих обществ: они организуют вечерние дополнительные классы для девушек-работниц, живущих в данной части Лондона, устраивают вечера, поддерживают общественные сношения между женщинами различного социального положения, воспитания и образа занятий. Школа домоводства основана в 1894 г. с бюджетом в 1161 ф. Дом для одиноких девушек-работниц учрежден в 1901 г. и располагает помещением на 24 человека, причем девушки платят за стол и квартиру по 8 шиллингов в неделю. В этом доме имеется также большая столовая для девушек-работниц, которая за 5 пенсов выдает обеды. В Лондоне существует 6 обществ для снабжения бедных невест приданым. Общество "свадебного приданого", основанное в 1850 г. для помощи молодым людям и честным девушкам еврейской веры, выдает бедным женихам и невестам от 18-ти до 35-летнего возраста приданое в 25 фунтов; кроме того, по 1 ф. и 1 шиллингу на свадебные расходы и по 2 шиллинга и 6 пенсов на пожертвование в синагогу в первую субботу после свадьбы при чтении Торы. Другое "общество для выдачи приданого" оказывает вспомоществование в размере 40 фунт. Для физического развития детей бедных классов организовалась в 1895 г. бригада еврейских юношей. Она устроена по военному образцу, со штабом, в который входят некоторые видные представители еврейской общины. Каждый год устраиваются морские маневры, в которых принимают участие около 600 еврейских подростков. В провинции существует 8 таких организаций, в Канаде имеется пока одна организация, в Южной Африке две. — В Манчестере имеется еврейский рабочий клуб, состоящий из 886 членов, из которых 412 женщин. — В Ньюкасле рабочий клуб насчитывает 250 членов, в числе которых 130 женщин. Ныне в Лондоне идет движение для оздоровления еврейских жилищ и борьбы со скученностью некоторых еврейских кварталов. Агитация в пользу образцовых помещений была начата в Лондоне еще в 1885 году "Промышленным обществом жилищ". В зданиях общества есть помещения для 4.600 жителей, и теперь (1909) общество предполагает построить новые дома. Дальнейший толчок движению был дан в 1903 г. пожертвованием Самуила Монтефиоре в 10.000 фунтов. В предместье Лондона приобретены 25 акр. земли для устройства жилищ для бедных семейств без различия национальности и вероисповедания. Преимущества имеют семейства, жившие в течение трех лет в тесных кварталах. Некоторые женские члены общества следят за чистотой и за санитарно-гигиеническими условиями жилищ бедных.

В Америке первые благотворительные общества появились во второй половине 18 в. В этом периоде благотворительная деятельность обществ была связана с религиозной деятельностью и они в большинстве случаев находились при синагогах; иногда благотворительные общества сами превращались в синагоги; так, напр., синагога "Родеф Шалом" в Филадельфии, основанная в 1800 г., образовалась из существовавшего раньше благотворительного погребального братства. В 1885 году было основано в Нью-Йорке погребальное благотворительное общество "Гмилут Хасадим", которое существует до сих пор (1909). В 1801 году Мейер Полонис завещал 900 долларов, и на эти деньги впоследствии была построена талмуд-тора. В 1802 г. была основана хебра "Хесед-Ваэмет" для посещения больных и присутствия на похоронах. Начиная с 20-х гг. 19 в. шло движение в пользу отделения благотворительной и культурной деятельности от духовной. Первый чисто благотворительный институт — еврейский сиротский дом — был учрежден в Нью-Йорке в 1829 г. Яковом Солисом. Немецкие евреи основали свое первое учреждение в Нью-Йорке, сиротский приют немецких евреев, в 1859 г. В 1848 г. независимый орден "Бней-Брит" открыл в Нью-Йорке дом для престарелых и увечных, который, однако, начал правильно функционировать лишь с 1872 г. Этим орденом учреждено во многих городах Соединенных Штатов множество сиротских домов, приютов, госпиталей, домов для престарелых и т. п. В 1849 г. основалось в Филадельфии воспитательное общество. В 1855 г. был основан в Новом Орлеане сиротский дом. В 1874 году учреждена еврейская благотворительная организация в Нью-Йорке, в каковую вошли многие мелкие общества, существовавшие раньше отдельно одно от другого. В 1872 г. был построен в Нью-Йорке на 101.675 долларов, собранных путем специальных сборов, госпиталь "Har Sinai". В 1876 году основана была еврейский санаторий, который устроил дачи для бедных еврейских детей. — Ныне в Америке существует более 600 филантропических организаций. В это число не входят многочисленные благотворительные организации и общества, напр. погребальные братства, общества вспомоществования инвалидам, сиротские приюты, общества вспомоществования топливом, платьем и одеялами и другие многочисленные благотворительные общества, которые организованы русскими, галицийскими и румынскими евреями для соотечественников. Наиболее обширную благотворительную организацию представляют "Соединенные еврейские благотворительные общества" в Нью-Йорке. Даже эта образцовая организация не могла справиться со все увеличивавшейся благодаря непрерывно возраставшему притоку эмигрантов нуждой. Число лиц, нуждавшихся в помощи, до того возросло в 90-х гг., что общества не были в состоянии удовлетворить всех. Это одинаково чувствовалось, как в Нью-Йорке, так и в других городах: в Филадельфии, Чикаго, Бостоне и пр. С другой стороны, именно эмиграция поставила благотворительность в необходимость выйти из рамок деятельности местной. Обнаружилось, что многие эмигранты получали одинаковую помощь, в особенности даровой проезд, во многих городах, и перед еврейской благотворительностью разных городов Соединенных Штатов возникла необходимость в согласовании и объединении своей деятельности, в создании общего органа. После многих неудачных попыток этот орган был создан в 1900 г. в виде "Национальной конференции еврейских благотворительных обществ". Каждое еврейское благотворительное общество может стать членом конференции, уплачивая ежегодный взнос от 3 до 50 долларов, смотря по размеру общества. Каждое общество может посылать на съезды конференции, которые происходят каждые 2 года, от одного до двух делегатов. Уже в 1902 г. в конференции были представлены 54 благотворительных организации. На первом же съезде конференции в 1900 г. было решено, в целях борьбы со злоупотреблениями, что ни один город не должен посылать бедных в другой город, не получив на это согласия от последнего. Заслуга еврейских деятелей по благотворительности в Соединенных Штатах состоит в том, что им удалось найти новую форму объединения благотворительных обществ, которая, нисколько не посягая на самостоятельность отдельных обществ, имеет вместе с тем преимущества централизованной организации. Это объединение вылилось в форму федерации (federation) еврейских благотворительных обществ. В такую федерацию вступили все благотворительные организации Чикаго, Филадельфии, Цинциннати, Бостона, Канзас-Сити, Сан-Луи, Детруа, Кливеленда и др. Главная цель федерации — образование в каждом городе центра для сбора пожертвований, чтобы установить общественный контроль за участием населения в благотворительности. Для этого создано центральное бюро, занимающееся сбором пожертвований для объединенных в федерацию благотворительных обществ. Все отчеты отмечают крупный успех федерации. В Филадельфии удалось без особого труда повысить взносы всех членов, обещая прекратить всякие другие сборы, и отменить балы и увеселительные вечера с благотворительной целью. Полученные пожертвования превысили доходы предыдущих лет в первый же год основания федерации на 26.000 долларов. В Чикаго доходы увеличились в первый же 1904 год с 110.000 до 135.000 долларов, а в 1905 они достигли 146000 долларов. В Сан-Луи, где федерация имеет 1900 членов, доходы поднялись с 25000 до 43000 долларов. В Канзасе доходы увеличились на 60%, а в Цинциннати они почти удвоились. Один только отчет Чикаго за 1906 год сообщает, что число членов уменьшилось и что доходы не увеличились соответственно ожиданиям. Ныне проектируется образовать запасный фонд, чтобы предупредить опасность возможного уменьшения доходов в неблагоприятные годы. — Распределение доходов по разным обществам совершается различным образом. В Чикаго за основу берется бюджет каждого общества в предыдущем году, причем делаются добавления на непредвиденный рост потребностей каждого общества. В Бостоне весь доход распределяется между всеми обществами в соответствии с их потребностями. Переводы на каждое общество делаются советом по разу в месяц, но не раньше, чем по получении и обсуждении письменного доклада от каждого общества ο его расходах — этим достигается известный контроль над расходами обществ и предупреждаются бесполезные траты. В общем все отчеты чрезвычайно восторженно отзываются по вопросу ο результатах, достигнутых федерацией. Пример еврейской федерации оказал влияние только на организации в Сан-Франциско. Там произошло объединение главным образом с целью получить контроль над деятельностью многих мелких организаций, которые выдавали себя за благотворительные, а в сущности преследовали чисто коммерческие цели, подчас эксплуатируя призреваемых. Под влиянием этого объединения исчез целый ряд приютов, которые, как оказалось, промышляли этим делом. Согласно анкете, предпринятой обществом защиты против мошенников и вымогателей и разосланной 400 членам, оказалось, что требования благотворительных обществ уменьшились после объединения на 50%.

Учреждения негласного призрения бедных очень распространены в Соединенных Штатах. Одних домов призрения престарелых насчитывается около 30. Множество больниц и санаториев разбросано по всей стране, и даже самая маленькая община доставляет медицинскую помощь нуждающимся. В большинстве случаев бесплатные лечебницы помещаются в местности, населенной бедными. Лучшие врачи города оказывают услуги бедным. Диетическая кухня приготовляет и раздает детям еврейских бедняков специально приготовленное молоко, мясной сок и т. д. В Чикаго в 1903 г. была оказана помощь 24000 бедным и выдано 22000 удешевленных рецептов. Много внимания уделяется в последнее время борьбе с чахоткой. В этом отношении наиболее значительны госпиталь в Денвере и санаторий в Бедфорде. В некоторых общинах существуют женские общества для увечных детей. Цель этих обществ состоит в том, чтобы обучать подобных детей на дому. Каждому члену поручается один ребенок, с которым он занимается раз или два раза в неделю. Ежемесячно происходят общие заседания, на которых обсуждается каждый случай и на которых присутствует специалист по ортопедии. — В 1902 г. было 16 сиротских приютов. Число воспитанников в них составляло 19.569, из которых 3.572 поступило в 1902 году. Дети принимаются в приюты в возрасте от 3 до 5 лет, а оставляют приют в возрасте от 14 до 18 лет.

В последнее время началось движение против закрытых сиротских домов и в пользу призрения детей в семьях, так как помещение большого количества детей в одном доме нередко вредно отражается на детях, нормально развивающихся только в естественной обстановке семьи. Согласно отчету доктора Френкеля, имеется целый ряд обществ, которые стремятся помещать детей в семьях. В Нью-Йорке соединенные еврейские благотворительные общества расходуют ежегодно 30.000 долларов на призрение детей на дому с целью укрепить семейную жизнь и предупредить помещение детей в приютах. Отрицательная сторона открытого призрения сирот состоит в трудности найти подходящие семьи для круглых сирот и установить правильный надзор за воспитанием. В настоящее время (1909) еще нет специальных институтов для преступных детей, хотя в Нью-Йорке замечается сильное движение в пользу основания еврейского патроната. Впервые было основано в Чикаго бюро личных услуг, которое заботилось обо всех еврейских детях, привлекавшихся к суду, и доставляло им бесплатную юридическую помощь. Ныне во многих городах (в Нью-Йорке, Филадельфии, Цинциннати) имеются еврейские поручители (Juvenile offirers), под надзор которых отдают испорченных детей. Эта система оказалась настолько благодетельной, что в одном Чикаго заметно сильное сокращение числа преступных подростков. В течение одного 1902—1903 гг. число преступных мальчиков, которые привлекались к суду, сократилось со ста до 30. Но движение идет гораздо глубже и стремится предупредить преступность детей, вырвать их из той обстановки, которая толкает их на преступления, поставить их в более здоровые условия и дать им хорошее как общее, так и профессиональное, образование. С этой целью учреждено много общеобразовательных и промышленных исправительных школ. Ручная исправительная школа в Чикаго и еврейская техническая в Нью-Йорке считаются лучшими институтами этого рода в Соединенных Штатах. — В Нью-Йорке "Союз воспитания" воздвиг в центре еврейских кварталов большое здание, которое служит клубом для всех бедных евреев этой густонаселенной местности. Помимо того, имеется множество религиозных и профессиональных школ, детских садов, классов шитья и кулинарного искусства, девичьих клубов, драматических кружков и т. д. Такое же глубоко воспитательное влияние оказывают Еврейское общество вспомоществования земледельцам в Америке, Национальная земледельческая школа, Общество помощи еврейским заключенным и Еврейское общество вспомоществования земледельцам и ремесленникам, которое имеет свое главное правление в Нью-Йорке. Еврейское общество вспомоществования земледельцам основано в 1888 году. За 4 года (с 1900 до 1903 г.) оно оказало помощь почти 200 семействам земледельцев. Национальная земледельческая школа, основанная в 1895 г., находится близ Филадельфии и обучает еврейскую молодежь научным основам земледелия и сельского хозяйства, а также помогает им в устройстве своих ферм. Общество помощи заключенным заботится ο семействах арестованных и помогает последним после освобождения стать полезными гражданами, доставляя им занятия. Общество вспомоществования земледельцам и ремесленникам, основанное в 1900 г., выдает земледельцам и ремесленникам ссуды на покупку земли, приобретение инвентаря и обстановку промышленного предприятия. Оно выдало в 1907 г. 874 ссуды на сумму 362.972 долларов. В 1900 году при этом обществе основано было Бюро для расселения (Removal office) с целью переселения евреев из густонаселенных кварталов Нью-Йорка и других крупных городов в деревни и мелкие города. С 1907 г. это бюро стало действовать независимо от общества. Всего было расселено при его помощи за весь семилетний период деятельности 40.469 человек, из которых из одного Нью-Йорка было переселено 34.678 человек, из Филадельфии 1.506, из Бостона 1.783. Из земледельческих колоний, основанных в Соединенных Штатах, наиболее успешны те, которые развились самостоятельно близ больших городов, где имеется хороший сбыт для продуктов фермерского хозяйства. Наоборот, колонии, основанные филантропическими организациями, терпели в большинстве случаев убытки. Первая попытка устройства еврейской колонии в Соединенных Штатах относится к 1837 г. Колония была основана в Варвобреинге 13 еврейскими семействами, но через пять лет погибла. Из многочисленных колоний, основанных русско-еврейскими эмигрантами, сохранились очень немногие, из которых две или три можно назвать успешными. Одна из колоний уцелела в Канаде. Наиболее успешная колония находится в Водбине и имеет население в 2.000 человек. Она основана в 1891 году бароном Гиршем и находится до сих пор под наблюдением "ЕКО". Она занимает 5.330 акров, из которых 1800 возделываются. Коренное население состояло из 300 лиц, и каждому семейству было предоставлено 15 акров. С 1897 г. здесь начали устраиваться промышленные и торговые заведения, ныне 60% населения занято в промышленности, и только 40% в земледелии. В последнее время развилась колонизация русских евреев в штате Новая Англия. Всего считалось в 1907 г. в Соединенных Штатах от 8 до 10 тысяч евреев земледельцев. — В 1904 г. United Hebrew Charities оказало помощь 10.344 семействам, численностью в 44.000 человек. Непосредственную материальную помощь получили 8.070 семейств, 1.748 семействам была оказана помощь в виде указания работы, выдачи ссуд и т. д. Из всего числа нуждающихся только 256 были местными уроженцами всю остальную массу составляли эмигранты из России, Австрии и Румынии. Впрочем, почти половина жила в Нью-Йорке дольше 5 лет. Главными причинами нужды были болезнь и безработица, но отмечены также случаи нужды вследствие отъезда отца семейства. Отчет жалуется на то, что мужья очень часто покидают свои семьи, так как они знают, что их семьи могут рассчитывать на хорошую поддержку из благотворительных учреждений. Доходы соединенных обществ составляли 270.000 долларов, из которых 260.000 были затрачены на непосредственную помощь. — Из общих благотворительных организаций, распространяющих свою деятельность на многие страны, на первом месте стоят Еврейское колонизационное общество (см.) и Alliance Israélite Universelle (см.). — Ср.: Berliner, Geschichte der Juden in Бют; Ulhorn, Die christliche Liebesthätigkeit; Sozomen, Hist. of the church; Ahrahams, Jew. life in the middle ages; Güdemann, Geschichte des Erziehungswesen in Deutschland; Annuaire de la Société des études juives, 1885; Berliner, Das innere Leben der Juden im Mittelalter; Münsterherg, Das ausländische Armenwesen; Henderson, Modern methode of charity; Lazarus, Ethik der Juden; Zeidler, Gesch. des deutschen Genossenschaftswesens; L. Kahn, Comité de bienfaisance Israélite de Paris; см. также отчеты германских благотворительных учреждений.

С. Марголин.

Раздел6.

Благотворительные учреждения в России. — До 1835 года русские евреи в своей внутренней религиозно-общественной жизни были свободны от правительственного надзора и руководительства, а потому и дела благотворения находились всецело в ведении самого еврейского населения. Эта самодеятельность, в сущности, осталась в неприкосновенности и по издании закона 1835 г., который в известной степени регламентировал еврейскую общинную жизнь; закон (Вт. Собр. Зак., № 8054, §76) вменил в обязанность евр. сельским обществам и городским сословиям, наравне с обществами других вероисповеданий, "иметь попечение ο призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев"; в связи с этим евреям было разрешено устраивать свои больницы и богадельни, причем закон предоставил евр. обществам возможность пользоваться материальной поддержкой со стороны приказов общественного призрения; кроме того, евр. общества должны были "пещись об отвращении бродяжества, учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание". Таким образом, дело благотворения, спокон веков предоставленное доброй воле евреев, стало теперь их обязанностью. Но это было только формально: фактически правительство не понуждало евреев к благотворению, не оказывало им материальной поддержки и даже не контролировало деятельности их благотворительных учреждений. Впервые правительство задумало подчинить евр. Б.-У. своему надзору, когда оно приступило к упразднению кагалов, ведавших делами общин. Положением Комитета об устройстве евреев 24 дек. 1843 г. министру внутренних дел было поручено выработать однообразные правила для еврейских Б.-У., как в отношении ведения дел и отчетности, так и надзора со стороны приказов общественного призрения. Между тем, одновременно с упразднением кагалов (1844 г.), было введено положение ο коробочном сборе, предназначенном на общественные потребности и, в частности, "на предметы общественного призречия и благотворительности" (§1 Положения 1844 г., прим. к ст. 816 IX т. Св. Зак. по прод. 1906 г.). Что касается заведования Б.-У., то спустя несколько лет таковое было возложено на состоящие при молитвенных учреждениях правления, которым было поручено "ведать внутренним устройством и хозяйством синагог, молитвенных школ и благотворительных заведений, где они существуют; к числу сих заведений относятся и учрежденные при некоторых синагогах богадельни сирот (шпиталь), общества погребателей и т. п." (Втор. Собр. З., № 24299; ст. 1313 т. IX Св. Зак. по прод. 1906 г.). Ввиду этого случалось, что даже те Б.-У., которые возникали по инициативе лиц, не причастных к правлению синагоги, официально значились существующими при синагоге (обыкновенно правление синагоги передавало благотворительные функции особому комитету из своей среды, приглашая иногда и посторонних лиц). Однако духовные правления отнюдь не являлись средоточием всего благотворения. Многочисленные старые Б.-У. продолжали свое самостоятельное существование, и молитвенные правления не препятствовали этому, так как, получая весьма малые суммы из коробочного сбора, они не были в состоянии взять на себя ведение дел благотворительности. Собранные к 1863 г. министерством внутренних дел сведения свидетельствовали, что из Б.-У. наиболее многочисленными являлись погребальные братства (см. Братства), выполнявшие, между прочим, широкие общественные и благотворительные функции; так, они выплачивали чинш за земли, занимаемые кладбищами и молитвенными учреждениями, оказывали пособие больным и бедным. В одних братствах члены избирались общиной, в других вступали по личному желанию; в одних местностях устанавливался известный срок для занятия этой общественной должности, в других — члены вступали на должность на неопределенное время; случалось, что звание члена было наследственным. В большинстве случаев братства никому не представляли отчетов; порой же контроль принадлежал раввину или особо избранным ревизорам. Наряду с указанными братствами существовало весьма мало — лишь в немногих городах — обществ, специально занятых делами благотворительности: о-ва "Посещения больных" (דוקנ םילוח), устраивавшие иногда постоянные больницы (в Вильне в нач. 19 в.), общества для выдачи платья бедным (Malbisch-Arumim), для предоставления приюта странникам (Hachnasath-Orchim), помощи невестам (Hachnasath-Kala), воспитания сирот (в Шклове "Machsike-Jetamim" с 1805 г.) и целый ряд других. В эти общества члены вступали большей частью без выборов; делами заведовали или отдельные старейшины, или комитет, избираемый общим собранием членов. Помимо своих прямых задач, эти общества порой исполняли и некоторые функции погребальных братств (уплата чинша, погребение бедных); отчетности в большинстве случаев не существовало. Особый вид Б.-У. представляли талмуд-торы и просветительные общества, заботившиеся об образовании преимущественно бедных детей; впрочем, этих учреждений было очень немного. Б.-У. существовали главным образом на частные средства — коробочный сбор не занимал сколько-нибудь заметного места в бюджетах Б.-У., а в связи с этим заведование их делами не находилось в руках официальных представителей общины. — Ознакомившись с разнообразием функций еврейских Б.-У. и их устройства, министерство внутр. дел пришло в 1863 г. к заключению, что невозможно выработать для них общие правила, как того потребовал двадцать лет назад Комитет об устройстве евреев, и потому предложило подчинить еврейские Б.-У. общим узаконениям. Между тем в министерство стали поступать от передовых, по-видимому, евреев жалобы на злоупотребления в Б.-У., вследствие чего правительство, вопреки узаконениям, начало утверждать уставы погребальных братств, определявшие главнейшим образом порядок поступления и расходования сумм, отчетности и проч. В 1867 году были утверждены уставы братств в Поневеже, Либаве, Газенпоте, местечке Гробине, а в 1868 г. в мест. Вильках. Этот успех побудил и другие общества представить на утверждение свои уставы (погреб. братства в Риге, Каменец-Подольске, Могилеве, Херсоне, Ростове-на-Д., Гольдингене, Туккуме, Новозыбкове, Кременце), но правительство, невзирая на многочисленные жалобы по поводу злоупотреблений в Б.-У., приостановило утверждение уставов, так как возник целый ряд вопросов: нужны ли особые еврейские Б.-У. и следует ли допускать учреждение их, имея в виду, что они могут в большей или меньшей мере способствовать обособлению евреев среди остального населения, а затем, не должно ли установить особые правила надзора за еврейскими Б.-У. Запрошенные по этим вопросам, генерал-губернаторы высказались, в большинстве, против специальных еврейских Б.-У., однако упразднение их они считали невозможным, ибо правительство не в состоянии принять на себя их содержание, и один только виленский ген.-губернатор распорядился закрыть все братства в Северо-Западном крае. Вслед за этим вопрос ο Б.-У. был, среди прочих предметов, передан на рассмотрение Высшей комиссии для пересмотра действующих ο евреях законов 1883—1888 г. По собранным ею сведениям наиболее распространенной формой благотворительности являлась "складка", из которой (помимо уплаты податей, причитающихся с бедняков) даются деньги для субботнего дня, выдается пособие на переселение, приобретаются билеты на мелочную торговлю и пр.; в складку жертвуют даже те, кто едва зарабатывает на себя, — сапожники, поденщики, рабочие. Что касается организованных учреждений, то наиболее распространенными, как и прежде, являлись погребальные братства; прочие же общества устраивали дешевые столовые (с этой целью выпускались марки в 1/2 к., 1 к., 2 к. и т. д.), призревали бедных, оказывали вспомоществование роженицам, выдавали беспроцентные ссуды, основывали сиротские дома с ремесленными классами и т. д. Однако развившаяся благотворительность не могла предотвратить вновь народившегося нищенства, какового раньше черта оседлости вовсе не знала, — нищенствующий класс составили главным образом евреи, изгнанные в силу "временных правил" 1882 г. с насиженных мест — они сосредоточились преимущественно в Бердичеве, Шклове, Вильне, Ковне, Екатеринославе и других городах; нищим не отказывали в помощи и беднейшие слои, а потому были пущены в оборот специальные марки ценностью в 1/5—1/10 коп., которые покупались и отдавались нищим (эти марки получили даже значение монет). Так как ввиду отказа со стороны правительства утверждать уставы большинство Б.-У. действовало, по необходимости, или нелегально, или бесконтрольно, то ο делах благотворения того времени не осталось более или менее точных статистических данных. Высшая комиссия составила в 1886 г. нижеследующую таблицу благотворительных заведений, чрезвычайно далекую от действительно существовавшего благотворения, ибо туда не вошли погребальные братства, равным образом как и те организации, которые, не имея особых заведений, все-таки оказывают разнообразную помощь, а также существующие нелегально; но и за сказанными, весьма важными, исключениями, по 15 губерниям черты оседлости (всего 200 городов и 1000 местечек) были зарегистрированы благотворительные заведения в 321 поселении.

Помимо 426.375 рубл., из сумм коробочного сбора отпускалось около 32.000 рубл. на пособия бедным и на погребение их, а также на содержание бань и микв. — Отсутствие отчетности, а вместе с тем невозможность существовать легально, ввиду отказа со стороны министерства в утверждении уставов, значительно тормозили деятельность Б.-У., возбуждая в обществе недоверие к последним и препятствуя пользоваться некоторыми источниками доходов. Общее положение улучшилось, когда в 1895 г. было издано "Положение об учреждениях мелкого кредита", облегчившее условия возникновения "ссудосберегательных товариществ", а 10 июня 1897 г. был утвержден "Примерный устав общества пособия бедным", причем губернаторам (циркуляр хозяйств. департамента 16 июня 1897 г.) было предоставлено, без предварительного сношения с министром внутренн. дел, разрешать учреждение обществ пособия бедным, если они принимают примерный устав. Устав 1897 г. открывает широкое поле деятельности, предоставляя оказывать не только материальную помощь в самых разнообразных формах больным, бедным, сиротам и т. п., но и "распространять в народе книги нравственного содержания". Примерный устав способствовал быстрому возникновению еврейских обществ пособия бедным, которые уже не находятся в зависимости от правлений молитвенных домов или погребальных братств. — Ср.: "Общая записка Высшей Комиссии 1883—88 гг."; "Сборн. матер. об экономич. положении евреев" (изд. Евр. кол. общ.), т. II; С. Яновский, "Еврейская благотворительность", "Трудовая помощь", декабрь 1902 г.; Рукописные материалы.

Ю. Г.

Раздел8.

Современное положение. — Число Б.-У., которое не может быть установлено в точности, достигает нескольких тысяч, ибо во всех пунктах еврейских поселений России (1300—1400) имеется по несколько Б.-У. Вообще все еврейское население может быть разделено на две группы: благотворителей и призреваемых; процент последних, по данным Еврейского колонизационного общества (ЕКО), обследовавшего в 1898 г. 1200 пунктов, достигает от 25 до 37,7; за последнее десятилетие в связи с экономическим кризисом (погромы, эмиграция, революционное движение) % этот, несомненно, должен был повыситься до 40—45, что подтверждается данными по отдельным городам (Одесса в 1909 г. — 60.000 на 150.000 евр.; Харьков в 1908 г. — 3.900 на 10.800 евр.; Могилев-Под. в 1908 г. — 43% и т. д.). — Материальные средства Б.-У., общая сумма которых совершенно не поддается учету, составляются из: 1) членских взносов, 2) случайных доброхотных пожертвований (сборы отдельных лиц, кружечные сборы, дарственные записи), 3) доходов от разного рода предприятий (вечера, лотереи, спектакли etc.) и 4) ассигновок из коробочного сбора. Несмотря на отсутствие (кроме Царства Польского) права принудительного обложения, фактически в добровольном самообложении на нужды благотворительности участвует все платежеспособное население [В некоторых отдельных (мелких) пунктах это самообложение изредка принимает организованный характер (приплата за резку птицы, раскладка и т. д.)]. Коробочный сбор, как источник доходов Б.-У., начинает играть заметную роль лишь в последнее время и только в тех, преимущественно крупных, центрах, где интеллигенция отстаивает право евреев на этот сбор. Сфера деятельности Б.-У., являющаяся в известной степени суррогатом органов местного самоуправления, крайне широка. Б.-У охватывают чрезвычайно разнообразные формы благотворения: народное здравие (больницы, общества попечения ο больных — "Эзрат холим" — колонии для больных, отправка в лечебные учреждения, аптеки, общинные врачи), помощь бесприютным (странноприимные дома, ночлежные приюты — "гекдеши", богадельни, сиротские дома, детские общежития, ясли) беспроцентный кредит ("гмилут-хесед"), безвозвратные пособия, помощь при стихийных бедствиях (пожары, наводнения), снабжение пищей (дешевые столовые), одеждой, топливом и пособие бедным невестам, солдатам. При этом Б.-У., до последнего времени тесно связанные в своей организации с синагогами, часто уклоняются в конфессионально-благотворительную область, напр. помощь на Пасху ("маот-хитим"), устройство бань и организация бесплатного погребения, заботы о просвещении (талмуд-торы, иешиботы, профессиональные и другие школы, помощь кружкам, изучающим Талмуд, библиотеки, читальни). В последнее время, в связи с отделением Б.-У. от общинной организации, они, сохраняя все упомянутые формы благотворения, начинают содействовать появлению институтов кооперации, взаимопомощи и трудовой помощи. Помимо этого, в последнее время жизнь вызвала два новых вида общественной благотворительности: помощь погромленным и эмигрантам. Б.-У., занятые чистым благотворением, работают либо в одной из упомянутых областей (специальные Б.-У.), либо одновременно направляют свою деятельность в разные стороны (общие), образуя большей частью "общества пособия бедным евреям" по примерному уставу 10 июня 1897 г. Шкала распространенности различных видов Б.-У. (помимо временных учреждений: помощи на Пасху, топливом и т. д.) по данным Евр. колониз. общества (1898) представлена следующими цифрами, относящимися к 15 губерниям черты и 10 губ. Царства Польского:

Эти цифры за истекшие 10 лет мало изменились, за исключением численно выросших обществ пособий по примерному уставу; ныне (1909 г.) эти общества занимают одно из первых мест среди Б.-У., объединяя во многих пунктах часть прежних специальных учреждений. По районам Б.-У. (без временных) обследованные ЕКО, распределяются следующим образом:

Характер организации Б.-У. модифицируется (см. ниже) в зависимости от размеров данной общины, степени ее религиозности и культурности, а также от того, действует ли данное учреждение легально; единообразны лишь общества пособия. Благотворительные учреждения каждого пункта (их бывает всегда не менее 2—3) группируются вокруг правления синагоги, имея при этом автономное управление и особое название; там, где учреждение легализовано, деятельность его имеет общественно-планомерный характер, ведется отчетность, есть бухгалтерия; в прочих же случаях общественная организация почти совершенно отсутствует, и все дело сосредоточено в руках двух-трех лиц (габаим), бесконтрольно и примитивно хозяйничающих. Б.-У. данного пункта работают каждое самостоятельно; лишь в последнее время, в связи со стремлением к реорганизации общины, в некоторых местностях замечается тенденция централизовать и объединять дела благотворения.

Б.-У., специальные и постоянно функционирующие, сводятся к след. типам: 1) Врачебные (Bikkur-Cholim, Linat-Hazedek, Ezrat-Cholim, Mischmeret-Cholim), встречающиеся в виде больниц и попечительств (кружков) ο больных. Число их (ныне число больниц увеличилось лишь весьма незначительно) в 1898 г. достигало:

При этом одна больница приходится на 43744 евр., в то время как вообще в России (см. "Ежегодник России", изд. Цент. Стат. Ком., 1908) приходится одна больница на 20,6 т. жит. Еврейск. больницы встречаются, большей частью, в городах и учреждаются лишь благодаря крупным пожертвованиям, обладают почти всегда недвижимостью и содержатся, главным образом, на средства коробочного сбора (в Польше раскладочного); другим источником дохода являются взносы так назыв. почетных членов (от 50 р.), которые выделяют из своей среды попечительства, с утверждения губернской власти. По уставам пользоваться больницей могут все местные евреи, а при свободных местах — неевреи и иногородние. Средний размер еврейск. больницы 16—25 кроватей (средняя в России — 24 кр.); кроме стационарных больных, всюду имеется амбулаторный прием. Самые большие больницы: в Варшаве (5000 стац., 50000 амбул. больных в год, при капитале в 120000 руб. и ежегодной ассигновке общины в 20000 р.), Киеве (60000 руб. капитала), Одессе, Лодзи, Бердичеве и Житомире. — Кружки попечения ο больных бывают самого разнообразного типа; они вступают в соглашение с местными врачами, организуют получение бесплатно или с большой скидкой лекарства, посылают больных в другие города для лечения, организуют уход (дежурства) за больными и выздоравливающими, снабжают их пищей; заметную роль в кружках играют женщины, обыкновенно организующие помощь родильницам. Большинство кружков встречаются в небольших местечках, где они не легализуются и плохо организованы; в крупных центрах они легализованы и принимают размеры крупного общественного предприятия. Средства кружков составляются из членских взносов и пожертвований. Из обследованных ЕКО 530 таких кружков 1/4 имеют доходов менее 100 р. в год, 1/2 от 100 до 500 р., 1/4 выше 500 р. (8% свыше 1000 р.); более 5000 р. имеют лишь некоторые крупные (легальные) общества, напр. в Вильне (17000 р.; 12000 визитов по 10—25 к., 30000 рецептов по 10 к.), Лодзи, Минске и др. В последнее время замечается переход деятельности нелегальных кружков к обществам пособия (см. ниже) — 2) Беспроцентные ссуды (Gemilut Chessed) — старинное еврейское учреждение в целях борьбы с ростовщиками. Число и размеры их в 1897 г. видны из следующей таблицы:

Эти кассы выдают (ремесленникам, торговцам) ссуды без процентов или за очень невысокие %. Оборотный капитал составляется из пожертвований, членских взносов (от 25 к. до 5 р. в год), доходов от предприятий, а иногда из сумм коробочного сбора. Размеры ссуды в среднем 8—15 р.; форма обеспечения — заклад, который фактически не ограждает кассы от убытков, так как касса редко решается на его продажу; в некоторых кассах введено поручительство по векселю (тогда ссуды возрастают до 50—100 р.). Организация касс, по большей части, весьма примитивна (во главе 2—3 казначея, бесконтрольно собирающие взносы и выдающие ссуды; собрания членов происходят очень редко), ибо кассы чаще всего нелегализованы. Этот характер организации в связи с непродуктивностью кредита, слабым обратным поступлением ссуд, вызывает их постепенное вымирание, и лишь там, где кассы легализованы и принимают форму беспроцентного ломбарда (в Свенцянах, Гродне, при варшавской общине и др.), они работают успешнее. В последнее время, благодаря изданию "Положения об учреждениях мелкого кредита" (1895 г.), эти ссудные кассы в черте повсюду вытесняются ссудосберегательными товариществами. — 3) Попечения ο бесприютных существуют в форме богаделен и домов призрения, странноприимных и ночлежных домов и детских общежитий (сиротские приюты, ясли). Богаделен в 1897 г. ЕКО насчитало до 126, из коих на С.-З. Край падает 37, на Ю.-З. — 67, на Ю. — 16, на Польшу — 10. Большая часть богаделен находится в городах; они почти всегда легализованы и обслуживают от 20 до 200 лиц; их средства составляются из коробочного сбора, ежегодных взносов и пожертвований; из числа богаделен выделяются Виленская (в 1903 г. 40 тыс. р. оборотн., 101 тыс. неприкоснов. фонд, 210 призрев.), Минская, Кременчугская (445 панс.), Одесская, Варшавская, Елисаветградская и т. д. Во многих пунктах богадельни объединены со странноприимными домами, но большая часть последних представляет собой самостоятельный институт — еврейский традиционный "гекдеш"; это — простое помещение, почти без мебели, малогигиеничное, где бедняки могут проживать сколько угодно времени; число этих учреждений в 1897 г. достигало 180 (С.-З. Край — 80, Ю.-З. — 25, Ю. — 18, Польша — 57: по данным ЕКО; фактически число их больше); они, по большей части, нелегализованы, существуют на членские взносы и пожертвования, управляются архаически и вымирают там, где не превращаются в институты трудовой помощи. Из детских общежитий — сиротские дома, ясли, где дети проводят время, когда родители их заняты работой. Сиротские дома весьма распространены, хорошо организованы, легализованы и подходят к типу учебно-воспитательных учреждений, ясли встречаются сравнительно реже, причем обыкновенно легализованы, существуют на членские взносы и, в общем, являются новым институтом у евреев, которые обычно помещают детей самого нежного возраста в талмуд-торы и хедеры; наилучшие — в Одессе, Вильне и т. д. — 4) Снабжение пищей — преимущественно дешевые столовые (реже бесплатные чайные), существующие, главным образом, в крупных городах. Число их в 1897 г. достигало 49 (в С.-З. Крае — 23, в Ю.-З. — 14, в Южн. — 9, в Польше — 5); позже их число возросло. Большая часть их легализована, хотя до сих пор в мелких пунктах существуют и примитивная форма их (группа семейств, каждое у себя на дому, кормит бедняков). Главный источник доходов — членские взносы, которые идут на покрытие дефицита, так как с пользующихся пищей взимается 50—70% ее стоимости. В больших центрах столовые достигли крупного развития: имеют недвижимости, фонды; особое внимание по снабжению пищей вызывают солдаты, помощь которым, чаще всего. организуется исключительно частным путем. В последнее время заботы по снабжению бедных пищей переходят в ведение обществ пособий. — 5) Снабжение одеждой; соответствующие учреждения постепенно вымирают или переходят в общества пособия. В 1897 г. насчитывалось 72 (в С.-З. Крае — 37, в Ю.-З. — 5, в Ю. — 8, в Польше — 22): они помогают преимущественно учащимся в талмуд-торах; нелегализованные, они получают скудные доходы от жертвователей (50—200 р. в год) и встречаются, как отдельные учреждения, в мелких пунктах. — 6) Пособия бедным невестам — специфически-еврейские Б.-У.; они по большей части нелегализованы, имеют бюджет от 40 до 1000 р. в год, выдают пособия от 5 р., существуют благодаря пожертвованиям (на свадьбах) больше всего в мелких пунктах и постепенно вымирают (кроме Царства Польского).

Б.-У., специальные, временно функционирующие — это общества пособия на Пасху, по снабжению топливом, а также помощи после стихийных бедствий. Они организуются шаблонно: группа лиц, часто многочисленная, собирает ad hoc средства почти от всех евреев, не пользующихся пособием (иногда и неевреи приходят на помощь); доходы немедленно же распределяются специальным комитетом среди нуждающихся; с легализацией этих институтов мы встречаемся лишь при стихийных бедствиях (временные комитеты) и там, где дело переходит в т. наз. "общество пособия". Самым крупным делом являются сборы на "маот-хитим", старинный обычай конфессионального характера; средства — частные пожертвования, иногда суммы из коробочного сбора. По данным ЕКО, выдано пособия семействам:

Размер пособия в среднем 1—2 рубля (поднимается иногда до 8 р., опускается до 70 коп.); помимо денежного, часто пособие выдается натурой (устройство благотворительных мацопекарен и т. п.); между прочим, снабжают мацой и кошерной пищей солдат; во время Русско-Японской войны это дело приняло значительные размеры: во главе стоял специальный (легально) комитет в Петербурге, собиравший пожертвования по всей России и экспортировавший мацу и др. продукты на театр военных действий. Менее прочные формы имеет снабжение топливом, но и оно достигает крупных размеров (в 1897 г. топливо выдано было 59468 сем.: в С.-З. Крае — 14203, в Ю.-З. — 20920, Ю. — 9034, в Польше — 15311 сем.). Помощь по большей части выдается натурой (дрова, уголь), редко деньгами; размер пособия 1/6—1/4 к. с. дров, 5—10 п. угля; раздача во многих местах происходит дважды (ноябрь и январь); кроме того, часто организуется дешевая продажа топлива.

Б.-У. общего характера, т. е. оказывающие помощь в самых разнообразных проявлениях, стали развиваться, начиная с последних годов 19 в. Раньше подобные учреждения существовали преимущественно в виде благотворительных комитетов и касс, а в форме обществ весьма редко; в 1898 г. они были представлены следующими цифрами (позже их число вряд ли возросло):

Только некоторая часть из них была легализована и развивалась; централизация здесь не приносила ощутимой пользы из-за архаичности управления, сосредоточенного в руках 3—4 лиц. В последнее время эти учреждения переходят в Общества пособия.

Общества пособия бедным, действующие по примерному уставу 1897 г. Число этих обществ в настоящее время не учтено, но за последние 10 лет они появились почти во всех заметных еврейских поселениях. Средства существования повсюду составляют членские взносы, коробочный сбор, доходы от предприятий (вечера, лотереи и т. д.); члены общества бывают трех типов — почетные, действительные, соревнователи; членские взносы от 1 до 12 р.; высший орган надзора — общие собрания (1 или 2 раза в год); фактическое управление в руках правления (до 12—15 чел.) и специальных комиссий по отдельным вопросам; ежегодные отчеты (печатные), ревизия, строгая бухгалтерия. В тех местах, где возникают эти общества, они постепенно охватывают самые разнообразные благотворительные и благотворительно-конфессиональные учреждения города, создают новые трудовые, воспитательные и просветительные учреждения, привлекают в число членов почти всех зажиточных евреев города и вырастают в крупные общественные организации. В больших центрах они ввели институт участковых попечителей; здесь деятельность дифференцируется, но в общем старые учреждения сохраняются, и потому общества пособия не играют роли центрального Б.-У., как в мелких пунктах (а также вне черты), где они часто являются суррогатом легализованной общины. Наибольшего развития достигла пока лишь чисто благотворительная деятельность обществ, на которую, в общем, не хватает средств; большинство страдает хроническими дефицитами; попытки создать нефилантропическую помощь (трудовую, посредничество по сбыту и др.) пока не увенчались успехом. Крупнейшие общества существуют в больших центрах (Екатеринославе, Харькове, Лодзи, СПб., Белостоке, Кишиневе, Елисаветграде и др. с бюджетами до 30—60000 р. в г.), но наиболее организованные, фактически сосредоточившие управление всеми делами благотворения в городе, встречаются в уездных городах (Хотине, Могилеве-Подольск., Сороках и т. д.). В связи с ухудшением экономического положения евреев доходы обществ сравнительно с ростом нужды сильно упали и значение их стало уменьшаться. — Ср.: Яновский, "Еврейская благотворительность", журн. "Трудовая помощь", 1902, XII; "Нужда и благотворительность", отд. V "Сборника материалов об экономическом положении евреев в России" (изд. ЕКО); Бродовский, "Еврейская нищета в Одессе", 1902; "Ежегодник России", изд. Централ. Стат. Комитета, 1904—1908 гг.; Адрес-календари губернских городов; Годичные отчеты отдельных Б.-У. О других видах благотворения (напр. просветительном), а также ο некоторых крупных Б.-У. см. соответствующие статьи.

С. Г—н.

Раздел8.



   





Rambler's Top100