Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Боне из Латтеса

или Бонет (Bonet) — врач и астроном, известный под именем Якова бен-Иммануил из Прованса; обратил впервые на себя внимание изобретением инструмента, коим в любой момент можно было с большой точностью измерить высоту небесных светил. Он жил во второй половине 15 в. и в начале 16 в. Происходя из Латтеса (небольшой город близ Монпелье), Б. был вынужден оставить Прованс и поселился в Карпентрасе. Отсюда Б. около 1498 г. переехал в Рим, сделавшись сначала врачом папы Александра VI (1431—1503), а потом папы Льва X (1503—1513); некоторое время он состоял также римским раввином. Боне был женат на дочери врача Компра из Экса. Свое астрономическое изобретение он описал в книге De annuli astronomici, которую посвятил папе Александру VI, извиняясь, что не владеет в совершенстве латинским языком. Книга была опубликована Яковом Фабером из Этапля с астрономическими пояснениями Жана де Сакробоско и геометрией Эвклида (1500, следующие издания: 1507, 1511, 1521, 1534, 1537 и 1557). Б. написал также на плохом латинском языке посвященную кардиналам Валентиани и Борджиа книгу Prognosticum (1498), подробное описание которой находится в рукописи Авраама Фаррисоля Magen Abraham или Wikuach ha-Dat. Б. пользовался огромным влиянием при папском дворе. Так, в 1513 г. Рейхлин обратился к нему с письмом, в котором просил защищать его перед папой Львом X во время его полемики с Пфефферкорном относительно Талмуда. Вмешательство Б. имело для Рейхлина благоприятный результат. — Сыновья Б., Иосиф и Иммануил, также пользовались влиянием при папском дворе. Ученик Якова Фабера из Этапля, Карл Бовиллус (1470—1553), рассказывает в своем предисловии к книге Dialogi de Trinitate, что Б. жил в 1507 г. в римском гетто, где он его посетил для ознакомления с астрономическим прибором Б. Верхний этаж дома, в котором обитал Б., по словам Бовиллуса, представлял собой синагогу, которая была занавесками тщательно скрыта от постороннего взора; здесь, углубившись в философию, сидел сын Б., 32 лет (в конце 19 в. в Тибре была найдена доска с надписью ו׳צי טינונ דיםימ נדה, которая, по всей вероятности, была прибита к дому). — Ср.: Carmoly, Histoire des médicins juifs, 141; Steinschneider, Hebr. Uebers. 607, прим. 84; его же, Cat. Bodl.; Michael, Or ha-Chajim, № 560; Gross, Gallia judaica; Vogelstein und Rieger, Geschichte der Jud. in Rom, II, 35, 83; Gutmann, в Monatsch. XLIII, и след.; Грец, "История евреев", IX; Berliner, Gesch. der Juden in Rom, II, 83; Wolf, Handbuch der Astronomie, II, 196. [J. E., III, 305].

Раздел6.




   





Rambler's Top100