Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Бохтан

(или Бухтан) — средневековый ученый, от которого сохранилось лишь одно мнение, а именно по вопросу תנשה תדחממ. Согласно этому мнению, исчисление времени праздника Пятидесятницы зависит исключительно от момента начала жатвы ячменя. Если поэтому последняя начинается до наступления праздника Пасхи, то и исчисление необходимо начинать перед Пасхой. Это мнение приводится от его имени гаоном Саадией в сочинении "Kitab-ulmieis" и отсюда Иефетом бен-Али в его комментарии к Лев., 23, 15 (у Гиршфельда, Arabic Chrestosm., 111; см. Познанский, Jew. Quart R., X, 250). Далее его цитируют: Яков бен-Реубен в "Sefer ha-Oscher" к означенному стиху (Steinschneider, Catalogus codicum hebraeorum Bibliothecae academiae Lugd. Batavae, 25; Pinsker, Likkute Kadmonioth, II, 85; см. также I, 43), Аарон Mлaдший в "Ган-Эден" (л., 53в), Элиaгy Башяци в "Адерет Элиaгy" (отдел о Пятидесятнице, гл. 6, заимствовано у Иешуи бен-Иегуда) и др. Саадия и за ним Яков бен-Реубен, говоря о Б., называют его "один муж", Башяци же цитирует его, как "некий муж из сынов Израилевых". Неизвестно поэтому был ли Б. раббанитом или караимом, но нет сомнения, что, если он и не был полным караимом, то, во всяком случае, склонялся к караимскому учению или принадлежал к одной из близких к караимству сект, процветавших на Востоке в период гаонов. Это можно заключить из того, что и Б. толковал תנשה תדחממ в смысле субботы, в чем сходятся все секты (см. Kaufmann-Gedenkbuch, 173, прим. 4), и из того, что в одном фрагменте петербургской рукописи, заключающей в себе полемику против караимов и последователей разных сект, по предположению Гаркави, принадлежащей гаону Саадии (см. "Восход", февраль 1900, стр. 82), упоминаются также Бохтан и вышеизложенное мнение его. Время его определяется на основании того, что Саадия наиболее ранний писатель, приводящий его, — так что Б. следует отнести к IX или X в.; жил же он, несомненно, на Востоке. Имя Бохтан более не встречается в еврейской литературе; следует произносить его или Бохтан-Бухтан (ср., напр., Бохтиешу), или Бахтан (так, напр., встречается древний караимский писатель по имени Иосиф бен-Бахтави; ср. также Steinschneider, Jewish Qarterly Rev., Х, 135—136). — Ср.: еще (кроме упомянутых уже): Fürst, Gesehichte des Karäerthums, I, 79; Готлобер, םיאדקה תודלותל תדוקנ, 160; Синани, "История возникновения и развития караимизма", II, 21; Steinschneider, Arabische Literatur der Juden, 307, № 6; Poznański, Zur jüdisch-arabischen Litteratur, 83—84.

С. П.

Раздел4.




   





Rambler's Top100