Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Боцра

Босра, הדצנ (Септуагинта Βοςςόρα и Βοςςόρ), т. е. "крепость" — название нескольких палестинских городов. Еще доныне находится на одном холме к северу от Паниаса, по-видимому, древняя местность, носящая название "Боцра" и описанная Буркгардтом (Reisen, 1, 93 и сл.). — Библия упоминает про два города этого имени, эдомитский и моабитский. О первом, эдомитском городе упоминается (Быт., 33, 36; I Хрон., 1, 44), как об очень важном пункте страны (возможно, что он тождествен с городом Мибцар, דצנמ, в Быт., 36, 42, названным Евсевием Mabsora; по указаниям последнего, Mabsora большая деревня в Gebalene). Судя по словам пророков (Ам., 1, 12; Исаия, 34, 6; 63, 1; Иерем., 49, 13, 22), Б. была временной столицей Эдома и крупным эдомитским городом. Быть может, выражение пророка Михи, 2, 12: "И я их соберу воедино, как овец Боцры", — указывает на то, что Б. была богата скотом. В настоящее время эдомская Б. представляет деревню Еl-Busera в области Djebal (в 2¾ ч. пути к югу от et-Tufîl), которая ко времени ее посещения Буркгардтом (Reisen, II, 613) насчитывала только около 50 домов, принадлежавших племени Beni Chamîdieh, но окружающие ее развалины свидетельствуют о том, что здесь некогда находился цветущий и богатый город. — Другой город Б. — моабитский (Иерем., 48, 24). Мнение древних ученых, что в Библии говорится лишь об одной Б. (ср. Берешит р., 83, 3) и что она тождественна с Гауранским городом Б., новейшими учеными отвергнуто. Б., или Bostra (см. Басора), несомненно, древний город. В первых веках до и после Р. Хр. этот город был столицей набатейских царей. В эпоху Траяна он достиг наибольшего расцвета. Еще во 2 и даже в 3 веках можно было насчитать в этом городе, лежавшем на краю пустыни, но все же считавшемся самым большим и роскошным во всей восточно-иорданской области, до 100.000 жителей. Как местопребывание епископа, он часто упоминается в истории церкви. Под владычеством мусульман Б. быстро клонится к упадку. Величественные развалины, разбросанные здесь на расстоянии 5 английских миль, бесспорно свидетельствуют о прошлом блеске и могуществе этого города. Крепость, окружавшая этот город, считалась, по-видимому, самой сильной во всей Сирии. Весьма допустимо, что этот город в эпоху Иеремии находился под властью моабитян. Странным, однако, является то, что ни в одном из списков моабитских городов, приведенных в Библии (Числ., 32; Иош., 13; Исаия, 15 и сл. и даже Иезек., 25, 8 и сл.), он не упоминается. Таким образом пришлось бы предположить, что он подпал под власть моабитян в позднейшее время, когда моабитяне, после опустения Заиорданья, распространили свое господство не только на удел Реубенова колена, но и на уделы колен Менаше и Гада, до восточной границы Гаурана, — для чего, однако, у нас нет никаких исторических данных. Правильнее поэтому предположить, что моабитский город Б. есть тот самый Бецер (см.), о котором упоминает надпись царя Меши, как о городе, ранее принадлежавшем Реубенову колену. [Из Riehm, Handw., 2, 236—237].

Раздел1.




   





Rambler's Top100