Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Брюнн

(Brünn) — главный город Моравии. В Средние века здесь была значительная евр. община. Пшемысл Оттокар в привилегиях моравским евреям 1254 и 1268 гг. упоминает ο брюннских евреях (см. Моравия). Он освободил их впоследствии (в 1273 г.) на один год от налогов ввиду того, что они потерпели от "чужих людей" (вероятно, враждебных войск), и поручил их попечению брюннских властей. Рудольф Габсбургский, временный владетель Моравии, подтвердив брюннским жителям все права, объявил, что евреи должны нести повинности наравне с прочими, a Венцель II, сын Оттокара, подтвердил права, данные евреям его отцом. Король Иоанн потребовал от евреев четвертую часть денег, необходимых для укрепления городских стен (1333), a в 1336 г. заставил их уплатить 1500 марок серебра (вместе с евр. общиной в Градчине). О значительном числе евреев свидетельствует то, что одна улица и особые ворота именовались "еврейскими" (название сохранилось поныне), a также большая сумма налога — 100 коп грошей. Община имела своего Judenrichter'a. Карл IV еще в бытность моравским маркграфом с целью увеличить доходы казны велел брюннским властям и еврейскому судье принимать евреев из других местностей. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что евреи занимались ссудой денег. Некоторые евреи владели землей; так, двое из них, Патер и Мерклин, продали в 1382 г. двум рыцарям деревню. В 1454 году король Владислав изгнал евреев, синагогу подарил мясникам под бойни, так как они отдали свою бойню для постройки францисканского монастыря, a кладбище — городскому правлению, которое обязалось впредь вносить сумму еврейского налога (всего 60 коп грошей); горожане были освобождены от уплаты долгов евреям. Среди изгнанников находился Израиль Бруна, автор весьма известных респонсов (см. ст. Городецкого в לנזיה רפם, сборнике к 25-летнему юбилею Н. Соколова, Варшава, 1904). Только на короткие сроки, во время ярмарок, евреям разрешено было приезжать в Б., уплачивая особую пошлину, но без права оставаться ночевать; они могли пребывать лишь в одной гостинице ("Zur neuen Welt"). Впрочем, позже, в конце 18 в., отдельным евреям удалось поселиться в Б. на постоянное жительство. В 1804 г., когда возникла мысль об организации общины, в городе числилось 15 евр., a в предместьях 104. Согласно императорскому декрету 1811 г. евреи платили 50 гульденов в год (и 12 гульденов в пользу бедных) за разрешение иметь свиток Св. Писания. Раввин, Давид Ашкенази, вынужден был носить звание "мясного инспектора". В 1848 г. насчитывалось уже 445 душ, a с опубликованием закона ο свободе передвижения число евреев еще больше возросло: в 1857 г. по переписи епископства — 1262 (по правительственной переписи, менее достоверной, — 215), в 1869 г. — 4505; в 1880 г. — 5498; в 1900 г. — 8238 (7,54% общего населения), в 1909 г. — 9000. Такой рост был вызван переселением евреев из маленьких городов и деревень, главным образом ввиду развития чешского купеческого сословия, вытеснявшего евреев из торговой деятельности. — В 1852 г. евреи получили разрешение иметь кладбище, a в следующем году — построить синагогу. В том же году был подтвержден устав временной организации религиозной общины, но лишь в 1859 г. министр разрешил организовать таковую. Согласно закону об общинах 1890 г. временная община была преобразована в постоянную, являющуюся ныне (в 1909 г.) по числу членов первой в Моравии. Правление общины (Kultus-Repräsentanz) состоит из 4 секций — вероисповедной, финансовой, благотворительной и учебной. Попечение ο бедных организовано в 1908 г. по "эльберфельдскому" образцу. Имеются 4 отделения; центральным органом является совет ο бедных (Armenrat) из председателей 4 отделений и членов благотворительной комиссии общинного правления. Средства частью доставляются фонду для бедных хеброю-кадиша и кассой женского общества. Существуют еще общества: моравско-еврейский ферейн для поддержки сирот, ферейн, снабжающий пищею бедных детей, Bikkur Cholim, так назыв. Jüdische Ferienkolonie. Следует упомянуть ο Розенталевском фонде для призрения престарелых евреев. Имеются две большие синагоги и "польский" молитвенный дом. — В Брюннском уезде числилось в 1900 г. 131.338 жителей, из них 1069 евреев. — Ср.: Bondy-Dworsky, Zur Gesch. d. Jud. in Böhmen, Mähren u. Schlesien, 1906; Christian d'Elvert, Zur Gesch. d. Jud. in Mähren u. Oesterr.-Schlesien, 1895; Will. Müller, Urkundl. Beiträge z. Gesch. d. Jud. in Mähren; Jew. Enc. III; Th. Haas, D. Jud. in Mähren, 1908; Die Juden in Oesterreich, 1908; сведения, сообщенные правлением общины.

M. B.

Раздел5.




   





Rambler's Top100