Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Вагнер, Вильгельм Рихард

— известный немецкий композитор (1813—1883), антисемит. Взгляды В. на еврейство не только разбросаны во многих его сочинениях (напр. "Modern", 1878; "Erkenne dich selbst", 1881; "Heldentum und Christentum", 1881), но и изложены в особой брошюре "Das Judentum in der Musik" (рус. пер. 1908), вызвавшей обширную литературу на различных языках. Впервые она была напечатана в виде статьи в 1850 г. в "Neue Zeitschrift für Musik". Шестнадцать лет спустя статья была издана отдельно в виде письма к обратившейся к Вагнеру Мухановой-Нессельроде с вопросом, почему критика нападает на его творения. Ответ гласил: "Во всем виноваты евреи". Они мстят ему за его юдофобство!

Интересно отметить, что Лихтенберже все-таки не считает В. обыкновенным антисемитом. Нам кажется необходимым показать, говорит он, что вагнеровскую точку зрения отнюдь не должно смешивать с точкой зрения большинства антисемитов. В самом деле, для последних евр. вопрос прежде всего — вопрос экономический. В. же упрекает евреев вовсе не в том, что они лучше, чем христиане, применяют на практике жизненную конкуренцию, а за то, что они обладают сильно развитым инстинктом эгоистической борьбы за существование, тем инстинктом, который он считает пагубным и который он желал бы искоренить в человеческом сердце. Следовательно, полагает Лихтенберже, В. не нападает на евреев как индивидуумов, a обрушивается на евр. инстинкт, разумея под ним то несомненно вечно-человеческое стремление, которое заставляет человека эгоистично желать для себя материальных благ не ради удовлетворения непосредственных нужд, a ради удовольствия обладать и быть сильным. — Вот почему В. не приходит, как антисемит, к необходимости крестового похода против иудаизма. Он призывает всех людей соединить свои силы для возрождения как евреев, так и христиан. Это толкование антисемитизма В. не меняет, в общем, факта недоброжелательного его отношения к евреям. Оно дает лишь ключ к объяснению, почему В. мог все же дружить с некоторыми евреями. Так, он был в близких отношениях с известным фабрикантом Бернгардом Лезером. Но этот еврей был ярым вагнеристом, одним из первых основателей "Общества Вагнера" и Байрейтского театра. И Мейербер пользовался глубокими симпатиями В., когда последний нуждался в его помощи. Это явствует не только из "Автобиографии" В., но также из его писем. Его опера "Риензи" была принята для постановки в Дрездене только потому, что В. считали учеником автора "Роберта". Что касается "Летучего Голландца", то В. сообщает в своей автобиографии, что после неоднократных отказов поставить оперу, он отправил ее к Мейерберу в Берлин, и благодаря ему она была с "удивительной быстротой" принята дирекцией придворного театра. Любопытно участие Гейне при окончательной обработке сюжета "Летучего Голландца". Только после того, как В. имел личные объяснения с Гейне по поводу этого вопроса, он приступил к окончательной разработке либретто. Не лишено также интереса, что и евр. издатель Шлезингер протежировал В., опять-таки по рекомендации Мейербера. Когда нужда В. достигла в Париже крайних пределов, Мейербер устроил его в качестве сотрудника в "Gazette musicale" и поручил ему ряд музыкальных аранжировок. В. считал, правда, эту работу для себя унизительной, но она спасла его от голодной смерти. В. открыто признается в своей автобиографии, что в его тяжелое парижское время "Мейербер был единственной его опорой". Одним из наиболее близких к В. лиц был еврей Герман Леви (мюнхенский придворный капельмейстер), которому В. поручил разучивание и первую постановку своего "Парсифаля" в 1882 г. Несмотря, таким образом, на то, что, "искренно чуждаясь какого бы то ни было сближения с евреями и при реальном столкновении с ними не переставая чувствовать по отношению к ним самую искреннюю антипатию", он весьма многим обязан был евреям, обладающим такой "неприятной для глаз наружностью". В. ненавидел, однако, не только евреев, "ругавших" его новшества, но и христиан-французов, не оценивших его творений, и вообще всех, осмелившихся не признавать его. — Ср.: В. Стасов, "Жидовство в музыке (по Рих. Вагнеру)", "СПб. ведом.", 1869, июль; "День", 1869, 18; Nasze listy, 21 марта 1869; Neue freie Presse, 9 März, 1869; Debatte, 23 Mai, 1869; Beilage zur "Allgemeinen Zeitung" 1870; Leitis, Das Judentum in der Musik; Wagner-Encyklopädie Глазенапа; Heinrich Ehrlich, Dreissig Jahre Künstlerleben; Анри Лихтенберже, "Рихард Вагнер как поэт и мыслитель", "Русск. еврей", 1883, № 11 и 1884, № 30; Jüdisches Literaturblatt, 1883, März; Joseph Engel, Rich. Wagners: Das Judentum in der Musik; eine Abwehr; E. M. Oettinger, Offenes Billetdoux an Richard Wagner, 1869.

Ник. Бернштейн.

Раздел6.




   





Rambler's Top100