Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Везуль

(Vesoul, старинное Vezousz, лат. Vesulium, евр. לוזו) — главный город французского департамента Верхней Соны, некогда столица Франш-Конте. В начале 14 в. В. был центром евр. банкиров и менял, открывших во время междоусобной войны 1296—1301 гг. во многих местах Франш-Конте меняльные лавки, которыми руководил Элиас, или Héliot, из В. Наиболее знатные графы и принцы были клиентами Элиаса, часто посещая его дом, и даже Генрих Бургундский, проезжая в 1312 г. через В., остановился y него на ночлег. По словам Марка (Rev. des études juives, VII, 10), этот же Элиас был главой всех евреев Франш-Конте; мнение это опровергается данными священника Морея, утверждающего, что Элиас в силу своего богатства произвольно присвоил себе звание главы франшконтенских евреев. В 1315 г. Элиас вместе с некоторыми другими богатыми евреями (Иос из Понтуаза, Морель из Амбуаза и т. д.) ходатайствовал пред французским королем Филиппом Красивым об отмене его декрета относительно изгнания евреев из пределов Франции. В 1318 г., как видно из архива Мартеруа, графиня Жанна распорядилась конфисковать имущество еврея Helget, причем в доме его были поселены низшие церковные служители. Причина этой конфискации не указана; вероятно, она была вызвана тем, что дом Helget находился рядом с церковью и благочестивая графиня желала расширить владения церкви за счет евр. дома. В В. в это время была богатая синагога в центре города, там, где ныне (1909) находится капелла De la Charité (на площади Justice). Первые преследования евреев В. относятся к 1321 г., когда в Гиени стали распространяться слухи, будто евреи готовы помочь прокаженным отравить все колодцы, с тем чтобы отомстить разгромившим их pastoureaux (банды пастухов, учинявших убийства); хотя в В. и его окрестностях pastoureaux и не свирепствовали и прокаженные не пытались поднять бунт, тем не менее ордонанс короля Филиппа Длинного ο выселении евреев из страны был понят и в В. в смысле подтверждения слухов, и из города стали выселять евреев; прежде всего было конфисковано имущество Элиаса; его дом в 1324 г. был уступлен графиней Жанной придворной даме де Ламбрей; тогда же, по-видимому, и синагога перешла в руки какого-то придворного. Вскоре, однако, преследования евреев прекратились, и в 1326 году в В. и его окрестностях с разрешения Гюга Бургундского поселилось значительное количество евреев, плативших 166 ливров налога. В списке евреев, составленном около того времени (во всяком случае, до Черной смерти 1348 г.), указано, что в В. и его окрестностях было 86 евр. семейств, причем 32 называются: arrivés de nouvel (вновь прибывшие). Когда начались волнения в связи с Черной смертью, Эвд IV отдал приказ двум комиссарам, Guy de Vу и Jehan de Coublanc, рассмотреть, насколько евреи причастны к распространению моровой язвы; по распоряжению комиссаров между 28 и 30 октября 1348 г. были арестованы все евреи В. и близлежащих мест и в количестве 84 человек доставлены в везульскую и грейскую тюрьмы. При аресте евреи не оказали никакого сопротивления и, по словам современников, охотно шли в темницу, видя в ней наиболее надежное средство спасения от свирепой толпы фанатиков. Имущество трех богатейших евреев, Simonot, Lyonot и Helyot, было конфисковано, и на двери их домов (ostels) были наложены печати; вещи менее богатых были проданы с молотка, причем оказалось, что y этих евреев вовсе не было дорогих предметов. Вскоре обнаружилось, что и y трех богачей, помимо предметов необходимости, почти ничего не хранилось в доме; было высказано подозрение, что евреи заблаговременно спрятали свои богатства y знакомых христиан, в связи с чем y священника Анри Леббе стали искать вещей Simonot; однако, помимо векселей, ничего не было найдено, и все имущество арестованных было оценено в 712 флоринов. Так как четверо арестованных бежало (Рубининес, Менесье, Габрелен и Жокон), то обе тюрьмы стали охраняться значительным количеством стражников, и расходы города на евреев были сравнительно высоки, в особенности если верно утверждение, будто арестованных кормили на средства города, a не евреев. Об отношении властей к заключенным сохранились противоречивые мнения; Морей утверждает, что оно ничем не отличалось от отношения к прочим арестованным. На допросах, продолжавшихся около месяца, выяснилось, что среди заключенных находилась Леоль, заведующая училищем; так как евреям было запрещено преподавать в христианских школах, нужно предположить, что в В. была еврейская школа. 29 января 1349 г. суд из 12 человек вынес приговор арестованным; по словам историка 18 в. Шевалье, приговор этот был ужасен, и евреи погибли в страшных мучениях. Морей, однако, с документами в руках опровергает это и доказывает, что арестованные были только изгнаны из пределов Франш-Конте, причем для охраны (por ce que l'on ne tuest et deroubests) им дали особых стражников, которые их провожали до Монтобазона (25 км от В.); отсюда, опять-таки под охраной, они направились частью в Безансон, частью в Невшатель. Изгнание было непродолжительно, и благодаря еврею Menessier (Менаше), имевшему клиентов среди влиятельных лиц, евреи мало-помалу могли вернуться в В. Однако уже в 1349 г., т. е. в самый год изгнания, бароны Франш-Конте обратились к графу с просьбой в течение 5 месяцев выселить из пределов В. и его окрестностей всех евреев, ломбардцев и ростовщиков. "Но в эти дни, — пишет Морей, — изгнание евреев было равносильно выходу их из одних дверей и входу их через другие". В 1365 г. в В. жил богатый Menasses (вероятно, тот же Menessier), именовавший себя "argentier du roi de France"; ему евреи Β. были обязаны сравнительно гуманным отношением к ним властей. Однако, когда в 1363 г. в Салене был учрежден христианский ссудный дом, во главе которого стал клир, выдававший 7% ссуду, против евреев, как опасных конкурентов, была предпринята жестокая кампания, и в 1374 г. духовенство Франш-Конте обратилось к графине Маргарите с просьбой об изгнании евреев. Многие из них, в особенности наиболее богатые, приняли христианство, большинство, однако, вынуждено было оставить В. и другие близлежащие места. С 1394 г. вплоть до 19 в. евреев в В. не было, не считая случайных проезжих, не имевших права в нем остановиться. — Из выдающихся раввинов В. отметим Хаима бен-Яков, который в конце 13 в. находился в переписке с Хаимом бен-Исаак Or Zaroua; в евр. документах В. иногда известен под именем ושו ושוו לושוו. — Ср.: Morey, Histoire des juifs de Franche-Conte, Rev. ét. juiv., VII; Is. Loeb, Deux livres de commerce du ХIV siècle, Rev. ét. juiv., VIII и IX; Gross, Gallia judaica, 190; Jew. Enc.; Saige, Les juifs de Languedoc, 106, 330 и сл.

С. Л.

Раздел6.

— После эмансипации французских евреев (1791) в В. возникла община преимущественно из так называемых немецких евреев. В 1871 г., после перехода Лотарингии и Эльзаса к Германии, много евреев из присоединенных провинций поселилось в В., и везульская община более чем утроилась. Французское правительство, желая вознаградить кольмарского раввина Исаака Леви (ныне — 1909 г. — раввин в Бордо) за его отказ от принятия германского подданства, превратило В. в консисториальный округ, назначив Ис. Леви везульским верховным раввином. Однако вскоре число евреев стало падать, в 1875 г. в нем жило около 100 семейств; ныне (1909) не более 20, при общем населении в 9½ тыс. человек. Консисториальный округ имел до 4100 евреев и состоял из городов департаментов Верхней Соны, Вогезов, Верхней Марны и Бельфора (в общем 24 общины). После Леви grand-rabbin'ом состоял Шуль, a с выходом его в отставку В. перестал быть консисториальным городом и был присоединен к Безансонскому округу. В В. имеется Société Israélite des secours mutuels (общество взаимопомощи), читаются лекции по еврейскому вероучению. Синагога находится на улице Moulins-des-Prés. Во время дела Дрейфуса евреи B. пережили тяжелые дни, и антисемиты были господами положения; однако с 1901—02 гг. здесь взяли верх свободомыслящие, и антисемитизм с тех пор в совершенном загоне; в борьбе с антисемитизмом особенно отличился священник Гейсмар, человек очень популярный в городе. После отделения церкви от государства (1906) В. стал центром религиозной ассоциации департамента Верхней Соны, примкнувшей к Союзу религиозных ассоциаций. Во главе верхнесонской ассоциации стоит Ад. Шваб.

Haguen.

Раздел6.




   





Rambler's Top100