Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Вениамин бен-Самуил из Кутанса

— талмудист и литургический поэт во Франции первой половины 11 в. Древнее название Кутанса (деп. Манш в Нормандии) было Constances, евр. ינטםוג; Грец (Gesch., 3 изд., VI, 53) неправильно называет нашего В. Вениамином из Констанца на Констанцском (Боденском) озере. В. был одним из наиболее продуктивных "пайтанов". Уже то, что большинство его литургических поэм включено во французский ритуал, между тем как древние германский и польский ритуалы не содержат их совершенно, указывает на неосновательность мнения Греца. В. составил пиуты преимущественно на три годовых праздника (םילגר שלש) и на Новый год. Неизвестно, является ли он автором всех литургических произведений, заключающих акростих имени "Вениамин", так как весьма возможно, что некоторые из них составлены его младшим современником, Веньямином бен-Зерах. В акростихе к своему имени В. прибавляет выражение ינרינ и именует себя טײפ רפום םגרתמ; его поэмы носят старопайтанский отпечаток и нередко поднимаются до чистой поэзии. В. приводится в Тосафот (Хагига, 12а, s. v. ףוםמ). Он считался крупным талмудическим авторитетом; заслуживает внимания одно его решение, цитируемое Исааком га-Леви, учителем Раши, где В. указывает на связь между мидрашем и пиутом; по его мнению, оба рода литературы входили в состав богослужения, и потому нет основания противиться включению пиутов в число молитв. Предпочтение, оказываемое В. "Алфавиту" р. Акибы, указывает на его склонность к мистицизму.

Ср.: Fin, Kenesseth Israel, 174; Landshuth, Ammude ha-Abodah, 53; Rapoport, в Bikkure ha-Ittim, X, 121; Zunz, Literaturgesch., 115—120, 240. [J. E., III, 33, с дополнениями].

Раздел9.




   





Rambler's Top100