Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Верчелли

(Vercelli) — город итальянской провинции Новарра в Пьемонте. Древнейшим документом ο евреях является грамота городского совета 16 февр. 1446 г., согласно которой разрешено было некоему Аврааму (Abramo delle Vigneria) и его сыну Анджело открыть в В. ссудный банк под условием, что они будут давать взаймы городу, когда это понадобится, 100 флоринов на 6 месяцев без процентов, a на более продолжительное время — под проценты. Это — первая из целой серии подобных грамот, которые выдавались на определенный срок, но возобновлялись. Таким образом возникла евр. община. Евреи обязаны были носить отличительный знак — лоскуток красного сукна на плече, подвергаясь также другим стеснениям, установленным для евреев Пьемонта герцогом Амадеем VIII еще в 1430 г. В правление Иммануила Филиберта (1553—80) евреям В., как и всего Пьемонта, дважды угрожало выселение: первый раз в 1560 году, но декрет был отменен по особому ходатайству лейб-медика герцога; декрет 1566 года предписывал евреям удалиться из всей страны в случае, если они не уплатят 40 тысяч зол. флоринов. Евреи ушли, но вскоре вернулись, уплатив 20 тыс. флор. и обязавшись вносить, кроме того, ежегодно по 1500 флор. — Когда евреи были выселены из Миланской территории (1597), часть изгнанников искала убежища в В., среди них анонимный автор продолжения известной летописи "Emek ha-Bacha", который сообщает, что он остановился с семьей на несколько дней в В., надеясь поселиться здесь на жительство; но герцог Карл Иммануил (1580—1630) не принял беглецов и, узнав ο прибытии многих евреев в В., распорядился об их выселении. Однако своим евреям Карл подтвердил привилегии отца своего. — Богослужение происходило по итальянскому ритуалу, но в 1600 г. в В. поселился некий Авраам Леви, приобретший банковое учреждение Norzi е Sacerdote, и благодаря его влиянию был введен немецкий ритуал, сохранившийся и поныне (1909). — В 18 в. положение евреев все ухудшалось благодаря влиянию папской курии. Евреи могли селиться во всем городе до 1724 г., когда они были ограничены пределами гетто. Ввиду такой концентрации явилась необходимость в более обширной синагоге, которая и была открыта в 1740 г. Финансовое положение общины улучшилось со смертью Илии Иммануила Фоа (Foa; 1797), оставившего чрезвычайно большое состояние на благотворительные учреждения и, особенно, на устройство в его доме еврейского института "Collegis Foa", открытого в 1829 г. и существующего поныне (1909). Отсюда вышло много выдающихся раввинов и профессоров. Во внешнем положении общины замечалось улучшение еще в 1816 г., когда евреи были освобождены от обязательства носить отличительный знак и получили возможность заниматься торговлей, ремеслами и искусствами; полное же улучшение наступило в 1848 г., когда они получили гражданские и политические права. — В 1864 г. в В. числилось 600 евреев, в 1866 г. — 500 и в 1905 г. — 369. Новая синагога была построена в 1878 г. С 1853 по 1871 г. в В. выходил журнал "Educatore Israelita". — Ср.: F. Servi, в Educatore Israelita, ХIV, 311 и сл., ХV, 36 и сл.; id., в Corriere Israelitico; M. Finzi, в Rivista Israelitica, I, 226 и сл.; Emek ha-Bacha, изд. Winer'a; Mortara, Indice, passim. [По J. E., XII, 418—419].

Раздел5.




   





Rambler's Top100