Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Виленский Баалбесил

(Иоель Давид Левенштейн или Страшунский) — знаменитый кантор, род. в 1816 г. в Либаве в семье кантора, ум. в Варшаве в 1850 г. Отец В. Б. поселился в 1822 г. в Вильне, где занял должность синагогального кантора. Там В. Б. получил не только религиозное воспитание, но и первоначальные сведения по русскому, польскому и немецкому языкам. Уже в 5-летнем возрасте В. Б.стал проявлять исключительные музыкальные способности. Одиннадцатилетним мальчиком В. Б., впервые выступив в роли кантора в виленской синагоге (где для него было устроено специальное возвышение на алмемаре), произвел огромное впечатление на слушателей, и при его каждом новом появлении синагога была переполнена молящимися. По обычаю того времени, В. Б. поженили на 14-м году, и он из мальчика превратился в "Baalbeissel" (молодожен; прозвище, под которым он прославился и сохранился в памяти потомства). Тогда же В. Б., потеряв отца, был приглашен представителями синагоги на должность главного кантора, но ввиду его юного возраста первое время официально считался главным кантором его фактический помощник. Бытовой интерес представляет условие, заключенное представителями синагоги с В. Б. в 1835 г. (Г. Маггид, сборн. "Talpioth", 1895). Молодому кантору вменялось в обязанность присутствовать ежедневно утром и вечером в большой синагоге во время молитвы и ежедневно же слушать богословские лекции в синагоге или другом молитвенном доме на синагогальном дворе. Жалованье В. Б. полагалось 4 р. 50 коп. в неделю из средств общины, не считая связанных со званием кантора доходов, как вознаграждение за пение на брачных и других обрядово-религиозных торжествах; Виленскому Баалбесилу разрешалось каждое лето уезжать с хором на известный срок в разные города на гастроли, не теряя при этом причитающегося ему жалованья. Разъезжая по крупным центрам еврейской черты, Виленский Баалбесил всюду имел огромный успех. Посетив Варшаву, он обратил на себя внимание польской знати, и во дворце магната Паца он дал концерт. Соприкосновение набожного, молодого еврея-певца с богатым и изящным миром христианской знати, y которой В. Б. встретил восторженный прием, имело роковые для него последствия. Вернувшись в Вильну, В. Б. впал в болезненную меланхолию. О причинах, вызвавших болезнь В. Б., создались особые легенды: по одной, наиболее распространенной версии, она явилась следствием любовной интриги польской красавицы-певицы, из зависти желавшей погубить замечательного еврейского певца. Душевная болезнь быстро подточила силы В. Б. Он обладал не только феноменальным голосом, но и редким талантом композитора. Его импровизации отличались, по свидетельству современников, изумительным изяществом и захватывающей проникновенностью чувства; и долго после его смерти еврейские музыканты на свадьбах играли номера из репертуара Виленского Баалбесила: "Wahawiejnu l'schalom", "Min hamezar", "Mimkomcha malkenu" и др., которым слушатели внимали с умилением. Так как композиции Виленского Баалбесила не записывались, большинство из них в настоящее время уже забыты. Записанные и изданные (в "Simrath Jäh") H. Голомбом две композиции В. Б. свидетельствуют ο большом музыкальном его таланте. Трагическая судьба В. Б. послужила темой для целого ряда поэтических произведений. Пьеса "Piesniarze" Марка Арнштейна, центральной фигурой которой является В. Б., шла с успехом на лодзинской польской сцене в 1902 г. (напечатана в 1903 г. в "Israelita"; в том же году появился русский перевод ее в "Евр. семейн. библ."). В 1905 г. пьеса ставилась в варшавских еврейских театрах под заглавием "Wilner baal ha-bessel" (издана в 1908 г.). Ту же тему С. Фруг разработал в очерке "Der Baalbessel" и И. Воль в рассказе "Lamenazeach Bineginoth" (Achiassaf, VII).

Д. Маггид.

Раздел7.




   





Rambler's Top100