Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Вильям из Норвича

— мнимая жертва употребления евреями христианской крови с ритуальной целью. По словам родственников В., он в 1144 г. был завлечен евреями в неизвестное место и лишь на седьмой день найден в Thorpe Wood (недалеко от Норвича), причем тело его было покрыто песком, волосы с головы сбриты, a на туловище имелись знаки от уколов. Хотя В. еще дышал, он немедленно был на том же месте похоронен, и дядя его Годвин Стерт на ближайшем собрании синода обвинил евреев в убийстве В., который был немедленно канонизирован и объявлен мучеником. Все его родственники получили духовные должности, a останки его матери были перенесены на монастырское кладбище. Против евреев не было принято никаких мер, хотя многие утверждали, что видели, как В. вошел в дом еврея; кроме того, кембриджский крещеный еврей Тобальд заявил, что евреи по жребию то из одного, то из другого города похищают христианского мальчика и употребляют его кровь для пасхальных опресноков. Это было первое в Европе (и во всем мире) обвинение евреев в ритуальном преступлении. Королевский шериф отказался преследовать евреев, хотя лично, как их кредитор, мог лишь выгадать от этого; он высказал предположение, что Б. сделался жертвой религиозного фанатизма своих близких, которые в видах достижения особого блаженства пытали мальчика на кресте, но когда последний впал в пароксизм, испугавший фанатиков, похоронили его и, опасаясь навлечь на себя подозрение, обвинили во всем евреев. В 16 в. Томас из Канграда дал иную версию норвичскому инциденту: подкупленный евреями шериф знал, что труп В. был зашит в мешок и спрятан евреями в Thorpe Wood, по ту сторону евр. квартала, но нашедшему труп было запрещено передавать кому-либо об этом, что и спасло евреев. Дальнейшее развитие легенды (о сильном небесном свете и т. п.) встречается в различных версиях во многих местах Европы в связи с обвинением евреев в употреблении христианской крови. — Ср.: Jacobs, Jews of Angevin England, 19—21, 253—258, в Jew. Quar. Rev., IX, 148—155; Jessef и James, The life and miracles of William etc., 1897. [J. E., XII, 524].

Раздел6.




   





Rambler's Top100